Ольга Сидорова
Урок мужества для детей старшего дошкольного возраста «Родина моя — Кубань»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели по патриотическому воспитанию : Урок мужества «Родина моя — Кубань»
Цель: Познакомить детей с историческим прошлым Кубани, её традициями, жизнью и культурными ценностями казачества.
-Прививать любовь к своим родным и близким.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения Кубани.
- Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани.
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Родину.
- продолжать воспитывать интерес к народным играм. Содействовать развитию целостного отношения к здоровью, мотивации к сбережению своего здоровья.
Публикация «Урок мужества для детей старшего дошкольного возраста „Родина моя — Кубань“» размещена в разделах
- обогащать словарный запас детей, знакомить со словами, «род», «хата», «певалки», «нема», «матушка».
- знакомить детей с народной кубанской песней «Выйду на улицу»
Материал: эмблемы «Ромашки» и «Подсолнух», игры настольные; Кубанские подвижные игры
С чего начинается Родина для каждого из нас? С золотых полей и тенистых лесов, с морского прибоя и журчания реки, со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляков-старожилов. Вс это надо знать, беречь и любить. Детство –особый период в развитии каждого человека.
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек с теплотой вспоминает их, постоянно рассказывает о богатстве и красоте своего родного края? Думается, что это выражение глубокой привязанности к тому, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди.
За что вы любите нашу Родину?
- А кто из вас знает, как образовалось слово «Родина»?
- Верно от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных родством. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город наших древних предков назывался Родень.
Родина - это сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к самым близким людям - матери, отцу, к своему дому, улице, на которой живешь, родному поселку, родной природе. Чувство любви к Родине является общечеловеческой ценностью и носит глубокий исторический характер.
Ребята, я хочу предложить вам игру, придумайте близкие слова к слову «род», (родители, родственник, родня, родословия, родина, народ, родить.). Верно, вы все сказали, родина – главное слово. Родина наша там, где мы родились.
Ребята, у каждого человека есть Малая Родина, где он родился и живет.
- Как называется край, в котором вы живете?
- Как называется наше станица?
Молодцы, вы все знаете, что мы с вами родились в станице Камышеватской, это наша малая Родина. Наша станица находиться на берегу Азовского моря, не далеко от города Ейска.
Беседу свою продолжим о нашей Родине, которая зовется Кубанью. До 19 века Кубань представляла собой не распаханную степь. Густая, высокая трава наполняла степь ароматом цветов, казалось она ждала, что придет земледелец и начнет пользоваться её плодородными просторами. Казаки, прибывшие на Кубань, начали распахивать степь. Земля была очень твердая, плуг и соха с трудом могли её поднять. С годами кропотливого труда распашка земли становилась легче.
Что начали сажать на с паханных землях?
Важнейшей культурой на Кубани являлась пшеница.
А что еще стали сажать вслед за пшеницей?
Стали сажать подсолнечник. Вначале его выращивали на семечки, потом стали давить из него масло, которое называется подсолнечное. Еще садили кукурузу, ее также употребляли в пищу, распаривали в чугуне и ели, и зерном кормили животных.
Ребята, теперь вы, наверное, уже представляете, какова наша необъятная страна, край, где мы живем. Как называется столица Краснодарского края? - город Краснодар.
А как называется наша главная река?
- Кубань – река.
Кубань берет свое начало высоко в горах и несет свои воды в Азовское море. Недаром наш край тоже называют Кубанью, как и нашу полноводную широкую реку.
- Правильно, мы живем в Краснодарском крае. Краснодарский край ласково называют Кубанью. Это название произошло от главной реки – Кубань.
- Сегодня мы поговорим с вами об истории возникновения Кубани.
- Ребята, давайте вернемся в старое доброе время, когда на Кубань поселились казаки. .
- Очень давно, много лет тому назад на Кубани жили древние люди. Позже эти земли царица Екатерина II подарила вольно любимым казакам за верную службу. Казакам кубанская земля очень понравилась. Необъятным зеленым лавром раскинулась Кубань. Степь без конца и края. Поселились казаки на Кубани и жили свободно. Хаты казаки строили из природных материалов: камыш, глина, солома. Хаты обязательно обмазывались глиной и белились, чтобы было красиво.
- А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
- Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.
- Какое занятие для казаков было самым главным?
- Они охраняли границы России от врагов.
– Ребята, а какие вы знаете поговорки о казаках?
- Без коня казак кругом сирота.
- Конь казаку – лучший друг.
- Казак без службы, не казак.
- От безделья не бывает у казака веселья.
Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в кубанские игры.
В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.
Кубанские народные игры с песенным и стихотворным сопровождением, в которых участие педагога обязательно: «Селезень и утка», «Золотые ворота», «Сон казака».
Игра «Сон Казака»
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется — казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «ворота», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
.
Игра «Селезень и утка»
Играющие становятся рядом, рука в руке.
Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причём «селезень» догоняет «утку».
Стоящие в ряду приговаривают:
Догони, селезень, утку,
Догони, молодой, утку.
Поди, утушка, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой — селезень,
Девятая — утка,
Десятая — гуска.
Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.
Игра «Золотые ворота»
Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко».
После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота».
Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:
В золотые ворота
Проходите, господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!».
Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или наливное яблочко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игроками.
Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.
Игра «Перетягивание»
Цель: развитие силовых качеств, товарищества.
Правила игры : Обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков. По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает. Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.
Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения и никогда не стареет.
Звучит раздольная русская народная песня «Выйду на улицу».
- Ребята, вы обратили внимание на мелодию песни, какая она разудалая, раздольная, широкая, красивая, такая, как наши кубанские степи, могучая, как наши высокие горы. Мы любим свой край, он особенный. Любовь к своей стране невозможна без любви к истории своего края. Родина, Кубань – эти слова неразрывно связаны друг с другом.
Наш край богат не только земледелием. В лесах обитает множество животных.
- Каких животных вы знаете и можете назвать?
Дети: - Кабан, волк, лиса, заяц, белка.
- А какая рыба водится в наших реках, лиманах, морях?
Дети: - Судак, сом, сазан, карп, карась, щука, толстолобик, осетровые, тюлька, хамса, бычок, тарань.
А сейчас я предлагаю вам, поиграть в дидактические игры «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек»
Цель: Развивать умение детей анализировать, закреплять названия животных, овощей и фруктов, расширять словарный запас.
На столах раскладываются карточки с изображениями различных животных. Два играющих должны выбрать лишних обитателей леса и рек, которые не водятся на Кубани. Кто отложил больше карточек правильно, тот и выигрывает.
- Ребята, а какие пословицы вы знаете?
- Дети: «Сделал дело – гуляй смело!»; «Терпи казак - атаманом будешь.»; «Казак молчит, а все знает»; «Хлеб да вода - казацкая еда.»
Дидактическая игра «Собери знамя»
Цель: развивать зрительную память, быстроту ума, коллективность, ответственность.
Данные кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
В конце нашей игры звучит гимн Кубани, дети слушают его стоя.
Подводим итоги нашего урока мужества.