Получи документы

Урок литературы в 5 классе «А. П. Платонов «Волшебное кольцо»

Ирина Веткина
Урок литературы в 5 классе «А. П. Платонов «Волшебное кольцо»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока А. П. Платонов «Волшебное кольцо».

«Добро из добра явилось».

Цель: Обобщение знания о сказке, раскрытие ее поучающего смысла.

Задачи:

1) Обучающая: работать над развитием навыков аналитического чтения, речи учащихся, умением анализировать образы главных героев.

3) Воспитательная: воспитывать нравственные качества (доброту, щедрость, заботу о ближних) на примере анализа образа Семена и его отношения к животным.

Публикация «Урок литературы в 5 классе „А, П, Платонов „Волшебное кольцо“» размещена в разделах

2. Развивающая: работать над развитием навыков аналитического чтения, речи, критического мышления; формировать опыт участия в общеклассной дискуссии и работы в группах; развивать познавательную сферу учащихся;

Тип урока : обобщение и систематизация знаний

Вид урока : урок- исследование

Оборудование: доска, эпизоды из мультфильма по сказке Андрея Платонова «Волшебное кольцо», карточки для групп, схемы, рисунки учащихся – иллюстрации к сказке, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Давайте наш урок начнем с пожелания добра друг другу. Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Наши глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные. Нам сразу становится тепло на душе, хочется творить добро. Добрый человек- умный человек. Будьте добрыми.

Приступим на этой положительной ноте к нашему уроку.

2. Игра «Собери пословицы»

В устном народном творчестве много мудрости. Мы выполним задание «Собери пословицы».

1. Добро помни, а зло забывай. (Помни только хорошее, а зло забудь).

2. Не одежда красит человека, а его добрые дела. (Но вот доброе дело красит человека лучше всякой одежды, потому что все понимают, что добрым быть трудно и многие осознают, что добро сами творить не могут).

3. Добрая слава лежит, а худая бежит. (Дурная слава быстро распространяется, а доброе о человеке может остаться неизвестным).

4. В ком добра нет, в том и правды мало. (От лживого человека добра не жди).

5. Не ищи красоты, а ищи доброты. (Красота не всегда бывает доброй, лучше общаться с добрыми людьми, не обращая на их внешность).

Учитель: Ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Молодцы! А что объединяет эти пословицы? Добро

3 Тема урока. Целеполагание.

Выяснили, что ключевым словом урока является слово «добро». Прочитайте тему нашего урока «Добро из добра явилось».

Работа над понятием.

Вопрос: - Как вы понимаете ключевое слово «добро»?

Подберите синонимы: (любовь, дружба, забота, щедрость, благо, уважение, милосердие, польза, ласка, благотворительность, богатство, доброта)

Так кто же самый добрый? (Человек, который помогает, выручает, заботится о других)

- А что всегда в сказках противостоит добру?

Сказка… Пока живет человечество, будет и сказка. Мы еще не умели читать, а внимательно слушали сказки о добрых и злых героях. Взрослели, а сказка по-прежнему привлекала нас буйством фантазии, добротой и мудростью.

Обращение к эпиграфу урока.

Чистоту, простоту мы у древних берем…

Сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

Владимир Высоцкий

-Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на вопросы:

* Что приносит герою сказки победу?

* Какими качествами необходимо обладать, чтобы добиться этого?

* Что такое добро?

* Чему учит эта сказка?

4. Исследовательская работа учащихся.

1 задание (для всех). Назовите главных действующих лиц сказки. (Семен, мать семена, кошка, собака, царь, царица, дочь- невеста)

2 задание (для всех). Задание на листочках. Перед вами план сказки. Пункты расположены не по порядку. Правильно распределите, согласно сюжету.

1 Семен выручает собаку, кошку, змею. (2)

2 Сватовство и женитьба Семена. (4)

3 Добро торжествует. (7)

4 Аспид отбирает кольцо. (5)

5 Собака и кошка добывают кольцо и спасают Семена. (6)

6 Жизнь Семена и его матери до приобретения кольца. (1)

7 Семен и Змей-царь, волшебное кольцо. (3) Самооценка

5 Работа в группах. Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает карточки с вопросами, заданиями.

1 группа

- Идет показ отрывка из мультфильма «Волшебное кольцо» (по Б. Шергину).

-Просмотрев отрывок, скажите, что здесь произошло? (Семен отдал последние деньги, чтобы спасти животных.)

- Почему? А сейчас, в наше время, такое возможно?

- Что можно сделать, чтобы люди стали добрее?

- Скажите, а все ли хорошо в эпизоде, который вы просмотрели? При ответе используйте такую схему:

Вывод: Хорошо то, что Семен спас животных, т. е. приобрел друзей, а плохо то, что он отдал последние деньги.

2 группа

- Показ отрывка из мультфильма «Волшебное кольцо» (по Б. Шергину).

- Что происходит в этом эпизоде? (Семен женится.)

- При ответах используйте такую схему:

-Скажите, а любила ли его жена? (Нет.)

-А зачем она вышла за него замуж? (из-за богатства)

Аспид ни слова не сказал ей о любви, а царевна пошла за ним. Почему?

)Индивидуальное задание у доски подводит итог по Словарю русского языка С. И. Ожегова. Ученики записывают: Добро- все положительное, хорошее, полезное (противопоставлено Зло). Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям. стремление делать добро другим.

6. Обратимся к тексту. Чтение с остановками.

со слов: «Да случилось вот что». до слов: «Тогда и кольцо мое будет», - подумал Аспид.

Вопросы:

-Почему Аспид превратился в гадюку (от зависти)

-Почему Змей – царь не отдал Аспиду волшебное кольцо? (злой, завистливый)

-Что придумал Аспид, чтобы завладеть волшебным кольцом?

Чтение дальше. ( до слов: Сказал так Семен и опять заснул)

Вопрос:

- Как этот поступок характеризует Семена? (честный, добрый)

Чтение до слов: сказала Семенова жена и подала Аспиду руку.

Вопрос:

-Почему царевна пошла с Аспидом? Что ей не понравилось в своем муже? (сор на лице, ноздрями пыль раздувает).

Чтение со слов «Семен, по доброте, рассказал жене про свое кольцо» до слов «Только и был женат Семен Егоров сын».

Вопрос:

- Что произошло?

- Почему Семен рассказал своей жене про кольцо? (по доброте своей, потому что любит ее и думает, что она его тоже любит.)

- Скажите, а любила ли его жена?

- А зачем вышла за него замуж? (из – за богатства).

Чтение до слов: «Не послушался он матери»

Вопрос:

- Что случилось?

- Почему Семен не вздохнул, не пожаловался? (понял свою ошибку, что не послушался матери).

-Какой урок для себя можно извлечь из прочитанного?

(не обманывать близких, любить их, прислушиваться к мнению старших, не быть завистливым, как Аспид)

7. Минута релаксации (под спокойную музыку). (1 мин.)

- Ребята, вы устали? Отдохнем. Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте себе его мысленно. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

8. Обобщающая беседа.

-Нашли ли мы ответы на все вопросы, поставленные в начале урока?

- Чему учит сказка А. П. Платонова «Волшебное кольцо»? (Учит верности, трудолюбию, добру, бескорыстию, отзывчивости, умению прийти на помощь в трудную минуту… нужно делиться добротой, проявлять сострадание) Главная мысль сказки Платонова «Волшебное кольцо» заключается в том, что не следует быть излишне доверчивым. Семен раскрыл царевне секрет волшебного кольца, а она воспользовалась доверием мужа и сбежала с Аспидом, оставив Семена в нищете.

Сказка Платонова «Волшебное кольцо» учит быть добрым и отзывчивым. Семен спас от смерти собаку, кошку и змею, отдав за них последние деньги. Но спасенные им животные отблагодарили Семена -змея сделала его обладателем волшебного кольца, а собака с кошкой помогли это кольцо вернуть.

- Мы можем утверждать, что добро в этой сказке торжествует?

- Почему? (Семен стал жить счастливо с матерью и своими животными, собирается жениться на простой девушке, а зло наказано: Аспид превратился в гадюку, так как был злой на царевну).

- Как вы думаете, что приносит герою сказки победу?

- Так какими качествами нужно обладать, чтобы добиться этого?

- Пригодится ли сегодняшняя тема вам в жизни?

Общее задание

Только у Платонова мать задается вопросом, откуда берется богатство, и герой должен ей ответить. Ответ этот приходит в форме очередного платоновского афоризма. Какой это афоризм?

Правильный ответ: «Добро, мама, из добра явилось».

9. Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. Пусть одними из ваших путеводителей станут высказывания великих людей. Откройте, пожалуйста, конверты, лежащие у вас на столах. Прочтем некоторые высказывания.

10. Рефлексия

- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

• Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

• Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

• Если урок ничего нового не принес – зеленые листочки.

Спасибо огромное, молодцы.

11. Домашнее задание ребята (1 мин) Домашнее задание: прочитайте сказку Б. Шергина «Волшебное кольцо».

Выявите сходство и различие двух сказок разных авторов.

12. Выставление оценок.

Оценивание. (1 мин.)

Оцените ваше участие на уроке

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / не интересным

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Золотое кольцо России» Тема: Золотое кольцо России Класс: 3 Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с золотым кольцом России. Задачи: Образовательная:.

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Урок Добра в 1 классеУрок Добра в 1 классе Цель урока: - сформировать в сознании детей понятие «доброта», - пробудить в детях чувство добра, милосердия, взаимопомощи, проявлять заботу.

Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П - развивать интерес к истории.

Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературы в 5 классе «А. П. Платонов «Волшебное кольцо»
Опубликовано: 2 ноября 2021 в 21:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературы в 5 классе «А. П. Платонов «Волшебное кольцо»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Веткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД