Ирина Веткина
Урок литературы в 5 классе «А. П. Платонов «Волшебное кольцо»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока А. П. Платонов «Волшебное кольцо».
«Добро из добра явилось».
Цель: Обобщение знания о сказке, раскрытие ее поучающего смысла.
Задачи:
1) Обучающая: работать над развитием навыков аналитического чтения, речи учащихся, умением анализировать образы главных героев.
3) Воспитательная: воспитывать нравственные качества (доброту, щедрость, заботу о ближних) на примере анализа образа Семена и его отношения к животным.
Публикация «Урок литературы в 5 классе „А, П, Платонов „Волшебное кольцо“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Развивающая: работать над развитием навыков аналитического чтения, речи, критического мышления; формировать опыт участия в общеклассной дискуссии и работы в группах; развивать познавательную сферу учащихся;
Тип урока : обобщение и систематизация знаний
Вид урока : урок- исследование
Оборудование: доска, эпизоды из мультфильма по сказке Андрея Платонова «Волшебное кольцо», карточки для групп, схемы, рисунки учащихся – иллюстрации к сказке, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный этап
Здравствуйте, ребята. Давайте наш урок начнем с пожелания добра друг другу. Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Наши глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные. Нам сразу становится тепло на душе, хочется творить добро. Добрый человек- умный человек. Будьте добрыми.
Приступим на этой положительной ноте к нашему уроку.
2. Игра «Собери пословицы»
В устном народном творчестве много мудрости. Мы выполним задание «Собери пословицы».
1. Добро помни, а зло забывай. (Помни только хорошее, а зло забудь).
2. Не одежда красит человека, а его добрые дела. (Но вот доброе дело красит человека лучше всякой одежды, потому что все понимают, что добрым быть трудно и многие осознают, что добро сами творить не могут).
3. Добрая слава лежит, а худая бежит. (Дурная слава быстро распространяется, а доброе о человеке может остаться неизвестным).
4. В ком добра нет, в том и правды мало. (От лживого человека добра не жди).
5. Не ищи красоты, а ищи доброты. (Красота не всегда бывает доброй, лучше общаться с добрыми людьми, не обращая на их внешность).
Учитель: Ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Молодцы! А что объединяет эти пословицы? Добро
3 Тема урока. Целеполагание.
Выяснили, что ключевым словом урока является слово «добро». Прочитайте тему нашего урока «Добро из добра явилось».
Работа над понятием.
Вопрос: - Как вы понимаете ключевое слово «добро»?
Подберите синонимы: (любовь, дружба, забота, щедрость, благо, уважение, милосердие, польза, ласка, благотворительность, богатство, доброта)
Так кто же самый добрый? (Человек, который помогает, выручает, заботится о других)
- А что всегда в сказках противостоит добру?
Сказка… Пока живет человечество, будет и сказка. Мы еще не умели читать, а внимательно слушали сказки о добрых и злых героях. Взрослели, а сказка по-прежнему привлекала нас буйством фантазии, добротой и мудростью.
Обращение к эпиграфу урока.
Чистоту, простоту мы у древних берем…
Сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.
Владимир Высоцкий
-Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на вопросы:
* Что приносит герою сказки победу?
* Какими качествами необходимо обладать, чтобы добиться этого?
* Что такое добро?
* Чему учит эта сказка?
4. Исследовательская работа учащихся.
1 задание (для всех). Назовите главных действующих лиц сказки. (Семен, мать семена, кошка, собака, царь, царица, дочь- невеста)
2 задание (для всех). Задание на листочках. Перед вами план сказки. Пункты расположены не по порядку. Правильно распределите, согласно сюжету.
1 Семен выручает собаку, кошку, змею. (2)
2 Сватовство и женитьба Семена. (4)
3 Добро торжествует. (7)
4 Аспид отбирает кольцо. (5)
5 Собака и кошка добывают кольцо и спасают Семена. (6)
6 Жизнь Семена и его матери до приобретения кольца. (1)
7 Семен и Змей-царь, волшебное кольцо. (3) Самооценка
5 Работа в группах. Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает карточки с вопросами, заданиями.
1 группа
- Идет показ отрывка из мультфильма «Волшебное кольцо» (по Б. Шергину).
-Просмотрев отрывок, скажите, что здесь произошло? (Семен отдал последние деньги, чтобы спасти животных.)
- Почему? А сейчас, в наше время, такое возможно?
- Что можно сделать, чтобы люди стали добрее?
- Скажите, а все ли хорошо в эпизоде, который вы просмотрели? При ответе используйте такую схему:
Вывод: Хорошо то, что Семен спас животных, т. е. приобрел друзей, а плохо то, что он отдал последние деньги.
2 группа
- Показ отрывка из мультфильма «Волшебное кольцо» (по Б. Шергину).
- Что происходит в этом эпизоде? (Семен женится.)
- При ответах используйте такую схему:
-Скажите, а любила ли его жена? (Нет.)
-А зачем она вышла за него замуж? (из-за богатства)
Аспид ни слова не сказал ей о любви, а царевна пошла за ним. Почему?
)Индивидуальное задание у доски подводит итог по Словарю русского языка С. И. Ожегова. Ученики записывают: Добро- все положительное, хорошее, полезное (противопоставлено Зло). Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям. стремление делать добро другим.
6. Обратимся к тексту. Чтение с остановками.
со слов: «Да случилось вот что». до слов: «Тогда и кольцо мое будет», - подумал Аспид.
Вопросы:
-Почему Аспид превратился в гадюку (от зависти)
-Почему Змей – царь не отдал Аспиду волшебное кольцо? (злой, завистливый)
-Что придумал Аспид, чтобы завладеть волшебным кольцом?
Чтение дальше. ( до слов: Сказал так Семен и опять заснул)
Вопрос:
- Как этот поступок характеризует Семена? (честный, добрый)
Чтение до слов: сказала Семенова жена и подала Аспиду руку.
Вопрос:
-Почему царевна пошла с Аспидом? Что ей не понравилось в своем муже? (сор на лице, ноздрями пыль раздувает).
Чтение со слов «Семен, по доброте, рассказал жене про свое кольцо» до слов «Только и был женат Семен Егоров сын».
Вопрос:
- Что произошло?
- Почему Семен рассказал своей жене про кольцо? (по доброте своей, потому что любит ее и думает, что она его тоже любит.)
- Скажите, а любила ли его жена?
- А зачем вышла за него замуж? (из – за богатства).
Чтение до слов: «Не послушался он матери»
Вопрос:
- Что случилось?
- Почему Семен не вздохнул, не пожаловался? (понял свою ошибку, что не послушался матери).
-Какой урок для себя можно извлечь из прочитанного?
(не обманывать близких, любить их, прислушиваться к мнению старших, не быть завистливым, как Аспид)
7. Минута релаксации (под спокойную музыку). (1 мин.)
- Ребята, вы устали? Отдохнем. Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте себе его мысленно. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.
8. Обобщающая беседа.
-Нашли ли мы ответы на все вопросы, поставленные в начале урока?
- Чему учит сказка А. П. Платонова «Волшебное кольцо»? (Учит верности, трудолюбию, добру, бескорыстию, отзывчивости, умению прийти на помощь в трудную минуту… нужно делиться добротой, проявлять сострадание) Главная мысль сказки Платонова «Волшебное кольцо» заключается в том, что не следует быть излишне доверчивым. Семен раскрыл царевне секрет волшебного кольца, а она воспользовалась доверием мужа и сбежала с Аспидом, оставив Семена в нищете.
Сказка Платонова «Волшебное кольцо» учит быть добрым и отзывчивым. Семен спас от смерти собаку, кошку и змею, отдав за них последние деньги. Но спасенные им животные отблагодарили Семена -змея сделала его обладателем волшебного кольца, а собака с кошкой помогли это кольцо вернуть.
- Мы можем утверждать, что добро в этой сказке торжествует?
- Почему? (Семен стал жить счастливо с матерью и своими животными, собирается жениться на простой девушке, а зло наказано: Аспид превратился в гадюку, так как был злой на царевну).
- Как вы думаете, что приносит герою сказки победу?
- Так какими качествами нужно обладать, чтобы добиться этого?
- Пригодится ли сегодняшняя тема вам в жизни?
Общее задание
Только у Платонова мать задается вопросом, откуда берется богатство, и герой должен ей ответить. Ответ этот приходит в форме очередного платоновского афоризма. Какой это афоризм?
Правильный ответ: «Добро, мама, из добра явилось».
9. Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. Пусть одними из ваших путеводителей станут высказывания великих людей. Откройте, пожалуйста, конверты, лежащие у вас на столах. Прочтем некоторые высказывания.
10. Рефлексия
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
• Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
• Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
• Если урок ничего нового не принес – зеленые листочки.
Спасибо огромное, молодцы.
11. Домашнее задание ребята (1 мин) Домашнее задание: прочитайте сказку Б. Шергина «Волшебное кольцо».
Выявите сходство и различие двух сказок разных авторов.
12. Выставление оценок.
Оценивание. (1 мин.)
Оцените ваше участие на уроке
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / не интересным