Любовь захарова
Урок-лекция о Пушкине
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила учитель МБОУСОШ с. Крутое
Захарова Л. Л.
2016г.
Цели урока :отрабатывать навыки выразительного чтения; познакомить с малоизвестными страницами биографии великого русского поэта; пробудить интерес к творчеств у поэта; развивать умение видеть красоту родной природы, воссоздавать её в своём воображении, слушая и читая стихи А. С. Пушкина.
Публикация «Урок-лекция о Пушкине» размещена в разделах
Оборудование: презентация к уроку, диск с записью увертюры к опере «Руслан и Людмила», конторка с подсвечником, чернильницей, перьями, иллюстрации художников к сказкам Пушкина, рисунки детей «Моя любимая сказка», выставка книг, копии рукописей поэта.
Ход урока:
1. Вступление (звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила»)
«Великим быть желаю,
Люблю России честь!»(слайд №1.)
-А. С. Пушкин! Когда впервые каждый из вас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушал напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, слушая дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека который не знал бы и не любил бы замечательные произведения великого русского поэта. Ещё при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».
Прошло более 170 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё также не ослабевает, стихи его становятся нам всё ближе, дороже, нужнее.
-сегодня мы лишь соприкоснёмся с жизнью великого поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии.
2. Работа с планом (слайд №2)
-Ребята по этому плану вы должны будете дома составить устный рассказ об А. С. Пушкине. (карточки с планом раздаются каждому ученику)
-Кто из вас знает, когда и где родился Пушкин?
- Правильно, 6 июня 1799года, в Москве родился А. С. Пушкин (слайд №3)
-в том самом прекрасном городе, о котором он в последствии писал:
«Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нём отозвалось!
-А сейчас мы посмотрим и послушаем, какой же была Москва в те далёкие годы.
(Сообщения учащихся) (слайд №4)
-Москва Пушкинского детства поражала «страным смешанием древнего и новейшего зодчества», нищеты и богатства. Рядом с великолепными башнями Кремля, золотыми куполами соборов,ютились жалкие лачуги бедноты.
В то время, когда родился Пушкин, столицей России был город Петербург, город новый, европейский, а Москва была местом сбора для всего русского дворянства, которое из всех русских провинций съезжались сюда на зиму. Блестящая гвардейская молодёжь приезжала из Петербурга. Во всех концах древней столицы гремела музыка. Москва жила по своему, забавлялась, как хотела. Надменный Петербург издали смеялся над старушкой Москвой, но не вмешивался в её затеи.
(слайд №5)
-но была ещё и другая Москва, просвещённая. Знатные вельможи, оставив царский двор в Петербурге, селились в Москве и украшали её великолепными дворцами. Москва гордилась университетом, библиотеками, театрами. Россия училась читать и писать по книгам, издаваемым в Москве.
-(учитель) К образованной Москве относился и дом Пушкиных.
(слайд 6)
-отец поэта- Сергей Львович- был потомок знаменитого рода. Об этом свидетельствуют летописи12 века и фамильный герб. Он любил литературу и был дружен с известными тогда русскими писателями. Собрал богатую библиотеку.
-(слайд №7) Мать поэта- Надежда Осиповна,урождённая Ганнибал, внучка Петра Великого,- была образована, остроумна, хороша собой любила светскую жизнь и развлечения, блистала на балах.
-Дом Пушкиных с удовольствием посещали известные люди того времени: Карамзин, Жуковский. Мальчиком Пушкин был свидетелем литературных споров, чтения новейших произведений.
-(слайд №8) В семье Пушкиных было пятеро детей. В живых осталось трое: старшая дочь Ольга (первый слушатель и критик ранних стихов поэта) и два сына Александр и Лёва. Мать больше любила младшего сына Льва. Александр рос молчаливым и замкнутым.
(сообщения детей)
-Как было принято в дворянских семьях в то время, детям наняли гувернантов- иностранцев. Родители заботились о воспитании детей в духе времени, в правилах света.
Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки, где в основном была французская литература.
-Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. В основном он читал французских классиков- Вольтера, Мольера. Книги сделали своё дело. «Чтение- вот лучшее учение,»-любил говорить Пушкин.
-Благодаря книгам он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу, разыгрывал перед сестрой маленькие комедии. Эта любовь к театру сохранилась в нем на всю жизнь.
3.-(учитель) Страсть к поэзии проявилась у Пушкина рано : на восьмом году жизни он уже умел читать и писать, сочинял маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Поэт проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца читал книги одну за другой. Мальчик был одарён памятью необыкновенной. Помимо французов- гувернантов, в детстве около Пушкина были и русские люди : дядька Никита Козлов, бабушка и особенно няня Арина Родионовна Матвеева (слайд 9).
- Простая русская женщина, мастерица русской речи,хранительница неисчерпаемых запасов народных песен,русских былин и пословиц. Она, как и бабушка, передавала Пушкину волшебные сказания русской старины, знакомила его с русской речью,воспитывала в нём народные чувства. Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин так много знал,слышал он от няни. Многие рассказы записывал, а затем использовал их сюжеты в своих сказках, романе «Евгений Онегин», в поэме «Руслан и Людмила».
(чтение учителем стихотворения о няне)
Ах! Умолчу ль я о матушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянии,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало
Едва дыша, прижмусь под одеялом,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
(на фоне музыки «Сладкая греза»)
-В годы ссылки в Михайловском, Пушкин особенно сроднился с няней. В длинные зимние вечера, в ветхом доме, Арина Родионовна, как в детстве, рассказывала поэту сказки. Сейчас в Михайловском есть домик- музей Арины Родионовны. Она была тогда единственным собеседником Пушкина. Он, любя её всем сердцем, посветил ей свои стихи. (чтение учеником наизусть стихотворения «Подруга дней моих суровых «).
4. –итак, детство Пушкина прошло в Москве. Поэт посвятил этому городу такие строки:
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые….
-А юность поэта прошла в Петербурге. (слайд 10) В 1811году в Царском Селе открылся Лицей- учебное заведение для юношества благородного происхождения. Отец Пушкина решил отдать учиться туда своего старшего сына. Вступительный экзамен был назначен на август.
(сообщения учащихся)
-В роскошном зале дворца собрались юные кандидаты. Перед большим собранием экзаменаторов, живой. Курчавый, быстроглазый мальчик Саша Пушкин-отвечал легко и уверенно.
- Какого французского писателя ты знаешь лучше всего?-был один из вопросов.
- Вольтера!-бойко ответил Александр. Все засмеялись. Но он в свои 12 лет действительно любил и знал Вольтера. Он готов был прочесть им наизусть.
Счастливый день! Экзамен сдан!
(учитель)
-Годы учёбы в Лицее навсегда сохранились в душе поэта. Там он нашёл друзей. В своём развитии он опередил товарищей, многое прочёл, о чём они и не слыхали, но при этом он не важничал. В Лицее Пушкин стал поэтом, там к нему пришла слава.)
-На публичном экзамене в1815 году Пушкин читает своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Это стихотворение о величии Родины, её сынов, её побед. Голос его звенел, сердце билось от счастья. На экзамене присутствовал знаменитый русский поэт Державин. Он с восторгом слушал юного Пушкина и сказал торжественно: «вот кто заменит Державина!» старый поэт высоко оценил талант Пушкина. Кончив чтение своих стихов, Пушкин убежал. Это была застенчивость, скромность, желание скрыть от людей переполнявшие его чувства. Пушкин уже в Лицее был признан замечательным поэтом. Он полюбил Петербург, который принёс ему славу и посвятил этому городу одно из стихотворений.
(ученик читает наизусть «Люблю тебя, Петра творенье»)
-Когда мы слышим имя Пушкина, мы вспоминаем знакомый облик: вьющиеся волосы, бакенбарды, большой лоб с полными губами, ясные глаза. Один из портретов Пушкина написан художником Тропининым. (слайд 11)
-при первом же взгляде нас поражает духовное богатство и сила изображённого на портрете человека. Лицо Пушкина полно жизни. Это вдохновенный образ поэта, исполненного жизненных сил.
-Много раз Пушкин изображал себя сам. Сохранилось около 90 его автопортретов. Рисовал он точно, верно, несколькими штрихами передавал самое главное, хорошо знал своё лицо.
-Сохранилось множество других портретов, рисунков, автографов, почти 70 черновых тетрадей,800 писем, Рукописное наследие Пушкина храниться для потомков в специальных сейфах в Пушкинском доме-музее в Санкт- Петербурге.
(слайд 12)
-Взгляните на эти листы. Перед вами воспроизведение черновых тетрадей поэта.
Быстрый стремительный подчерк, некоторые слова не дописаны, очень многое
зачеркнуто, рядом с текстом разбросаны рисунки. Глядя на эти рисунки можно представить себе, как Пушкин работал. (конторка)
-А работал он вот примерно за такой конторкой. Электричества тогда ещё не было, поэтому на столе стоит подсвечник со свечой; Писали в то время чернилами и гусеничными перьями. Вот Пушкин откинул голову задумался:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо- к бумаге,
Минута- и стихи свободно потекут.
-Стихи Пушкина Можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
-Ежегодно в начале июня в день рождения поэта, во всех пушкинских местах, в том числе и в нашем районе в селе Коренёвщино, проходит праздник пушкинской поэзии, на котором звучат стихи великого поэта.
-Давайте представим себя участниками одного из таких праздников, и ещё раз насладимся его стихами. (чтение уч-ся наизусть стихов).
5.-У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин прежде всего поэт- сказочник. (Обратиться к выставке сказок).
-Какие сказки Пушкина вы знаете?
Специально для детей Пушкин сказок не писал, но все его сказки стали любимыми русским народом и детьми. А некоторые превратились в свободные и певучие стихи. Действительно, кто из нас не знает…
«У лукоморья дуб зелёный….»(хором)
-К нам на урок пришли сказочные герои из сказок Пушкина. (Участники под музыку выходят).
(Сказочные герои читают отрывки, а дети отгадывают название сказки.)
-А как любили художники иллюстрировать сказки Пушкина. Самые известные художники и Васнецов, и Серов, Врубель, Репин, Левитан. (показ)
-Наши дети тоже нарисовали иллюстрации к любимым сказкам. (просмотр рисунков).
6.-Но ребята, как и все гении, гений Пушкин жил не долго. Погиб Пушкин в 37 лет. Он был убит на дуэли французом Дантесом. (Слайд №13.)
Поэт был похоронен в Псковской губернии, в ограде Святогорского монастыря, недалеко от Михайловского. А. С. Пушкин получил всенародное признание ещё при жизни. Это был первый поэт России, который получал жалование за свои литературные произведения. Его имя носит город (бывшее Царское село).(рис, площади и улицы в Москве и Санкт-Петербурге. Именем Пушкина названы школы, библиотеки, музеи, театры, парки. Во всех местах, куда приводила Пушкина судьба воздвигнуты памятники. (показ. Иллюстр.)
В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. Пушкин склонив голову, в задумчивости, как бы идёт по родному городу. Пророческими стали строки его стихотворения:
-Я памятник воздвиг себе нерукотворный
К нему не зарастёт народная тропа
-Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, наш любимый, наш великий Пушкин.
7. ИТОГ УРОКА :
-Понравился ли вам урок? Узнали о чём то новом? Всё ли было понятно7
ВОПРОСЫ.
ОЦЕНКИ.