Светлана Зимина
Урок чтения в 1 классе коррекционной школы на тему «Звук [р] и буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква Р (ч. 1, с. 108-109)
Задачи:
Образовательные:
-закрепить характеристику звука, умение читать слоги, слова и предложения с буквой Р р;
-учить следить за чтением товарищей, правильно отвечать на вопросы, интонировать звуки в соответствии со схемой; чётко артикулировать звуки, подражать выразительной речи учителя.
Коррекционно-развивающие:
-развивать психологические функции: подвижность зрительного анализатора, ориентацию;
-тренировать школьников в чёткости произнесения звуков;
-корригировать и развивать выразительную речь учащихся.
Воспитательные:
Публикация «Урок чтения в 1 классе коррекционной школы на тему „Звук [р] и буква Р“» размещена в разделах
-формировать установку на взаимопомощь, правильное отношение к учащимся, испытывающим трудности при выполнении заданий.
Оборудование: индивидуальные зеркала, цветные кассы букв, «Городок букв», предметные картинки, слоговые карточки.
Ход урока
1. Организация начала урока, психологический настрой.
Проверка готовности к уроку.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно гладят?
Спинку ровненько держи,
На уроке не шуми,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор.
2. Актуализация знаний
Вопросы учителя:
-Какой звук мы изучали на прошлом уроке?
-Найдите букву Р в классной кассе, в «Городке букв».
-Какого цвета буква Р?
-Какой звук она обозначает гласный или согласный? Проверим.
-Произнесите звук Р и посмотрите в зеркальце. Есть ли преграда звуку?
-Что мешает ему? Посмотрите внимательно (язык и зубы). Значит, какой это звук? Давайте вместе ответим полным ответом: [р] – звук согласный, потому что есть преграда.
3. Артикуляционная гимнастика с использованием индивидуальных зеркал.
-Звук [р] – трудный для произношения, поэтому мы начинаем с зарядки для языка.
Упражнение №1 «Лошадка» - щёлкать кончиком языка по твёрдому нёбу.
Упражнение №2 «Футбол» - кончиком языка резко нажимать на правую, левую щёку.
Упражнение №3 «Стук» - стучать кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, произнося отрывисто согласный звук [р].
Чистоговорки:
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
Ро-ро-ро – у нас новое ведро.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри-ри – на ветках снегири.
Ир-ир-ир – мой папа – командир.
3. Закрепление знаний
Игра «Слоговое лото»
У каждого ученика по одной слоговой карточке. Учитель показывает детям слог, ученики, у которых такой же слог должны его прочитать. Чтобы дети не отвлекались, учитель может повторить показ одного и того же слога. Речевой материал: ар, ор, ур, ыр, ир, ра, ро, ру, ры, ри. Слабые учащиеся подключаются на этапе повторного чтения слогов.
Физкультминутка с речевым сопровождением
Ракета
А сейчас мы с вами, дети, 1-2 – стойка на носках, руки вверх, ладони образуют
Улетаем на ракете. «купол ракеты»;
На носки поднимись,
А потом руки вниз. 3-4 – основная стойка.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
Отработка в чтении слогов и слов на странице «Букваря»
Чтение слогов с буквами м, н, р по вертикали, по горизонтали.
Чтение слов из трёх и четырёх букв.
4. Обобщение и систематизация полученных знаний
Продолжение работы с букварной страницей.
а) Дети рассматривают картинку на с. 108. Чтение рассказа под картинкой. Ответы на вопросы:
- Как зовут мальчика? (Руслан)
- Какие цветы у него росли? (кактусы и розы)
- Что он стал делать? (поливал кактус)
- Что с ним случилось? (он уколол палец)
- Что у Руслана на руке? (ранка)
Перечитывание предложений, если дети не отвечают на вопросы.
Затем предложения читаются повторно, учитель наблюдает за умением учащихся следить за чтением товарища.
б) Составление слова из первых букв по картинкам: САХАР. Соотнесение слова и звуковой схемы.
в) Составление предложений с обобщающим словом.
г) Чтение рассказа «Наши рисунки». Определение кого из девочек как зовут и какие цветы они рисовали.
5. Подведение итогов урока.
Учитель эмоционально оценивает работу класса в целом и отдельных учеников, а также задаёт вопросы для закрепления изученного:
- С каким звуком и буквой мы сегодня работали?
- Какие задания вам понравились больше всего?