Наталья Веселова
Занятие по формированию у дошкольников навыков личной гигиены «Урок чистоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей навыков личной гигиены.
Программное содержание:
• Формировать у детей здоровый образ жизни, развивать речь, логическое мышление, память, внимание.
• Формировать навыки сотрудничества детей друг с другом.
• Развивать у детей творческие способности.
• Воспитывать у детей чувство опрятности и аккуратности, закреплять культурно-гигиенические навыки.
Словарная работа:
Гигиена, чистота, здоровье, микробы.
Предшествующая работа:
Публикация «Занятие по формированию у дошкольников навыков личной гигиены „Урок чистоты“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр», стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», Н. Мигуновой «Почему надо чистить зубы», отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Просмотр мультфильмов «Мойдодыр», «Федорино горе». Рассматривание книг в картинках: «Я и мое тело», «Уроки Мойдодыра». Чтение и разучивание потешек о водичке, волосах. Чтение пословиц, поговорок, стихов о чистоте, здоровье, предметах гигиены. Отгадывание загадок о предметах личной гигиены. Проведение дидактической игры «Соедини предметы личной гигиены». Беседы на тему: «Личная гигиена», «Наши добрые друзья».
Материал и оборудование:
изображение предметов личной гигиены, памятка «как правильно мыть руки», плакат с нарисованными детьми и душем, ватные палочки и краски,
письмо.
Ход занятия:
Положительный настрой на занятие : детям предлагается взяться за руки крепко-крепко, посмотреть друг на друга, отметить, какие все дружные, красивые, здоровые.
Рассказ воспитателя: Дети, послушайте, что случилось со мной сегодня утром. Иду я в детский сад, а навстречу мне бежит маленький мальчик, грязный, неумытый, непричесанный, без верхней одежды и плачет. Остановила я его и спрашиваю: "Что случилось? Почему ты плачешь?". Тогда он рассказал мне, что все его вещи пропали и с ним никто не хочет играть. Я его успокоила, сказала, что расскажу его историю детям в группе и они, т. е. вы, обязательно ему поможете. Как вы думаете, почему с мальчиком произошла эта история? Почему пропали его вещи, и никто с ним не хочет играть? Мне кажется, что такую историю мы уже где-то слышали. В каком произведении с мальчиком произошла подобная история?
Ответы детей.
Правильно, об этом мы читали в произведении "Мойдодыр". А как вы думаете, кто такой Мойдодыр? (это хозяин чистоты и порядка). Так как же можно помочь мальчику, что мы ему можем посоветовать? (ответы детей).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть свою кожу на руках. Обращает внимание на то, что кожа гладкая, эластичная, способна растягиваться при движении.
- Зачем человеку кожа? Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете во время прогулок или на уроках физкультуры вам становится жарко, то на коже появляются капельки пота. На коже всегда есть тонкий слой жира – кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливается жир, пот, которые задерживают частицы пыли и грязи. От этого кожа становится грязной, грубой, она перестает защищать наше тело. Грязное тело может принести вред здоровью. Кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим. Вот почему за кожей необходим ежедневный уход. А вы умеете ухаживать?
- Сейчас я прочитаю вам “Сказку о микробах”.
«Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов. Особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе, на тарелке, на ложках и думают: – Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи. И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!» Чтобы быть здоровым, нужно следить за чистотой, умываться и мыть руки с мылом, чистить зубы и стричь ногти. Ведь недаром говорят: «Чистота – залог здоровья».
А, вот мы посмотрим, что же это за письмо лежит здесь. Чтобы узнать от кого оно, нужно отгадать загадку:
Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор? (Айболит)
Воспитатель достает письмо из конверта и читает:
«Дорогие дети! Как ваше здоровье? Соблюдаете ли вы личную гигиену? Ведь кто с чистотой и водой дружен, тому и доктор не нужен. Посылаю вам игру, а называется она «Найди и соедини предметы личной гигиены». И картину, которую надо дорисовать. Желаю здоровья. Ваш доктор Айболит».
(Воспитатель раскладывает на столе карточки, проводится игра).(Приложение №1)
- Молодцы! Хорошо играли, быстро справились.
А теперь давайте посмотрим на картину. Что на ней нарисовано?
( Ответы детей: душ, грязные дети).
- Что же надо сделать, чтобы дети стали чистыми?
(Ответы детей, если затрудняются, то подсказать, что надо дорисовать струйки воды из душа, чтобы отмыть ребят).
- Вставайте поудобней, чтоб всем места хватило, и приступим к рисованию водички.
(Включается спокойная музыка. Дети ватными палочками рисуют струйки воды. Когда работа закончена, воспитатель отклеивает нарисованных грязных детей и появляются чистые ребятишки).
- Вот какая хорошая картина у нас получилась! Теперь дети стали чистыми. Когда зайчик выздоровит, он отнесет обратно картину
- Что помогает нам победить микробов?
- Правильно, вода и мыло. Как вы думаете, перед тем, как готовить пищу, повар моет руки? А врач перед операцией?
– Что нужно, чтобы как следует вымыть руки?
Мыло, вода, чистое полотенце.
- Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы. Когда следует мыть руки?
После уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки на транспорте, перед едой.
– Как надо правильно мыть руки? (детям раздаются памятки «как правильно мыть руки».см. Приложение № 2)
- А сейчас я предлагаю вам немного поиграть в загадки.
1. Гладкое, душистое моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого оно было.
Что это?
2. Влез в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез, не забуду и про нос.
Что же это?
(Носовой платок должен быть у каждого. Пользуйтесь им всегда, следите, чтобы он был
всегда чистым. Кашлять и чихать нужно в платок, особенно, когда ты болеешь. Он
должен быть индивидуальным.)
3. И под каждым под зубком лягут волосы рядком.
(Расческа тоже должна быть индивидуальная. При пользовании чужой расческой можно
заболеть.)
Молодцы. А теперь скажите, для чего нам так необходимо умываться? Какой водой нужно умываться?
Игра-ситуация "Что было бы, если бы …".
Ситуация: если бы люди перестали мыться.
Развивающая игра "Польза - вред".
Ситуации: брать грязные руки в рот, грызть ногти, есть немытые овощи и фрукты и т. п.
Чтение стихотворения
Если ты весь день трудился, Нужен здесь подход умелый -
Бегал, прыгал, веселился, Тренируй и закаляй
Надо телу отдохнуть – На ночь в душе поливай
Надо тело сполоснуть! Если день твой перегружен-
Чтоб росло и крепло тело Душ как воздух телу нужен!
Подними флажок, если я сказала правильно:
1. Я всегда мою руки, придя с улицы, после туалета и перед едой.
2. Перед сном я мою ноги.
3. Каждый день я меняю носки и нижнее белье.
4. Минимум раз в неделю я мою все тело горячей водой с мылом.
Где изображены предметы личной гигиены? См. приложение № 3
Чтение пожелания Мойдодыра детям:
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться,
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!