Юлия Викторовна
Из опыта по организации и проведению совместных физкультурных занятий родителей с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАЖНЕНИЯ С МАМОЙ, ПАПОЙ.
Я хочу поделиться опытом по организации и проведению совместных
физкультурных занятий родителей с детьми на базе нашего д/с. Два года мы
работаем в на теме: “Гармонизация детско-родительских отношений
средствами физической культуры”.
Необходимость проведения таких занятий мы видели в том, чтобы,
Публикация «Из опыта по организации и проведению совместных физкультурных занятий родителей с детьми» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
помочь родителям разрешить имеющиеся в семье противоречия в детскородительских отношениях, содействовать изменению образа ребенка в
представлении родителей в положительную сторону (независимо от его
внешности, способностей и недостатков).
В нашем дошкольном учреждении несколько лет оставалась
неразрешенной проблема - родители семей групп риска, «условно
благополучные» семьи неохотно шли на контакт с педагогами, негативно
реагировали на предлагаемую помощь, нередко игнорировали консультации
специалистов, поскольку зачастую не видели никаких проблем в своих
отношениях с детьми.
В связи с этим появилась необходимость гармонизации детскородительских отношений средствами физической культуры. Этот процесс
заключался в изменении поведения, деятельности, отношений и установок у
родителей по отношению к своему ребенку в результате взаимодействия их на
совместных физкультурных занятиях.
Подготовка и организация совместных физкультурных занятий родителей
с детьми требовала тесного сотрудничества воспитателя по физической
культуре и педагогами.
Накопленный нами опыт позволяет говорить о том, что совместная
работа всех сотрудников д/с способствует эффективному взаимодействию с
семьей дошкольника поскольку:
1. На такие занятия родители с удовольствием приходят, поскольку есть
большое желание заниматься физкультурой вместе с ребенком.
2. Совместная двигательная деятельность с ребенком раскрепощает родителей.
Таким образом, в ходе выполнения совместных физических упражнений
ярко проявляются имеющиеся в семье конфликты, противоречия в детскородительских отношениях. Это позволяет воспитателю обратить внимание
на эти острые моменты, наглядно продемонстрировать то, что нуждается в
коррекции и замотивировать родителей на дальнейшую работу со
специалистами.
3. Родители знакомятся со здоровьесберегающими техниками и охотно
осваивают физические упражнения, которые выполняют в паре со своим
ребенком.
За первый год работы с родителями и детьми на совместных
физкультурных занятиях мы сталкивались с рядом трудностей как
организационного, так и методического характера. Сначала мы приглашали
всех желающих родителей заниматься с детьми. Это было большинство
родителей детей средних и старших групп и в меньшем количестве родителей
2
детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем так и
организовалась группа родителей с детьми 3-го - 6-го года жизни. Трудности
заключались в том, что взрослые старались сыграть пассивную роль, и не
понимали, что воспитатель по физо. воздействует на ребенка опосредованно
через самого близкого ему человека – родителя. Занятия были затянуты по
времени.
Мы пришли к выводу, что без предварительной работы с родителями не
обойтись.
Внимание! Необходимо подготовить родителей к предстоящим
совместным физкультурным занятиям с детьми.
Для этого были продуманы и организованы практические семинары с
целью повышения педагогической компетенции родителей по проблемам
детско-родительских отношений и вопросам физического воспитания детей в
семье.
Важную помощь в организации групповой работы, в оформлении
структуры занятий оказывал ст. воспитатель. Чтобы семинары были более
плодотворными, мы решили проводить их в форме игровых тренингов и
игровых занятий вместе с детьми. Ценность данных мероприятий заключалась
в том, что игровые тренинги способствовали раскрепощению родителей, тем
самым позволяли им свободно высказывать свои мысли и в игровой форме
усваивать конкретные теоретические знания и развивать практические умения.
Так как отношения между детьми и родителями в первую очередь
складываются в процессе взаимодействия и общения, два семинара мы
посвятили вопросу общения («Умеете ли Вы общаться с вашим ребенком?», а
третий провели в форме игрового занятия совместно с детьми «Играем
пальчиками» и посвятили его мелкой моторике рук и ног.
Была определена четкая структура семинаров. В водной части первых
двух семинаров мы использовали игровые упражнения («Моя любимая
игрушка», которые позволяли раскрепощать родителей посредством
погружения в их детство. На третьем семинаре мы проводили беседу с
родителями, которая позволила определить значение и роль пальцевой
гимнастики в психофизическом развитии ребенка и особенности выполнения
этих упражнений ребенком в каждой семье.
В основной части мы предлагали вниманию родителей задания и игровые
ситуации, которые помогали взрослым оценивать воспитательную ценность
своего общения с ребенком и сложившиеся с ним взаимоотношения. Так,
например, игровая ситуация «Что сказали бы Вы?» позволила родителям не
только выслушать мнение каждого взрослого в конкретной ситуации, но и
сопоставить свои высказывания с ответами своих детей записанные на
аудиозапись. В своих ответах дети характеризовали поведение мам и пап в тех
же ситуациях, которые предлагались родителям. Чтобы каждый участник мог
высказываться, мы использовали задания на карточках.
Подвижные игры и игровые упражнения на игровом занятии вместе с
детьми позволили родителям быстро освоить разные вариации пальцевой
гимнастики (театр в руке, сюжетные упражнения, самомассаж и массаж ладони
и стопы) и основы профилактики плоскостопия.
3
В заключительной части семинара мы подводили итог встречи и вручали
родителям буклеты, в которых кратко излагалась текстовая информация,
например «Заповеди общения», «Играем пальчиками». Практика использования
данного вида текстовой информации показывает, что она наиболее эффективна,
чем информация на стенде для родителей. Так, каждый взрослый, получив
буклет, мог спокойно на досуге ознакомиться с его содержанием, а не бегло
читать эту информацию на стенде или ширме раздевального группового
помещения.
Хочется отметить эффективность домашнего задания для каждой семьи в
виде
Ст. воспитатель, принимавший участие в проведении практических
семинаров, получил возможность изучения семей, трудностей во
взаимоотношениях родителей и детей не со слов взрослых, а непосредственно в
ходе наблюдений за поведением участников.
По завершению практических семинаров стали проводиться совместные
физкультурные занятия родителей с детьми. Были определены основные
задачи, методика организации и проведения совместных физкультурных
занятий.
Гармонизация отношений между детьми и родителями на
совместных физкультурных занятиях происходило посредством:
1) установления эмоционально-тактильного контакта взрослого с ребенком
(взрослый прикасается к ребенку, поглаживает, обнимает, целует);
2) выполнения физических упражнений взрослого с ребенком в паре и
ощущения радости от совместной двигательной деятельности;
3) организованного общения, как с помощью слов, так и с помощью жестов и
мимики;
4) совместного решения проблемных ситуаций и развития у взрослых и детей
самостоятельности, инициативности и творческой активности.
Мы стремились сделать каждое занятие интересным и увлекательным.
Для этого использовали сюжетные, интегрированные и игровые формы
совместных физкультурных занятий взрослого с ребенком. Первое занятие мы
провели в традиционной форме, поскольку мы преследовали следующую цель –
сформировать первое представление у родителей и детей о «гимнастике
вдвоем». В основе сюжетных занятий лежало совместное движение детей и
взрослых органично сочетаемые с сюжетом – это занятия на темы : «Цирк»,
«Морское путешествие», «Осенняя ярмарка» и др. Содержание
интегрированных занятий позволяло ребенку вместе с родителем преодолевать
трудности, решать проблемные ситуации («Туристы в лесу»). В содержание
занятия «Спортландия» игровой формы включались игры – эстафеты,
музыкально - подвижные игры.
Конспекты занятий разрабатывает воспитатель физо., а затем
обсуждались с воспитателями.
Внимание! Особое внимание уделялось предварительной работе.
Составляли объявление для родителей, дети с помощью воспитателей
изготавливали пригласительные билеты, которые накануне занятия вручались
родителям. Форма пригласительного билета уже подсказывала родителям тему
4
предстоящего занятия – это фигурка клоуна для занятия «Цирк», кораблик из
оригами для занятия «Морское путешествие» и т. д. Накануне занятия
воспитатели читали произведения, сказки на тему предстоящего занятия и
затем обсуждали их с детьми, беседовали.
Накопленный нами опыт в течение двух лет в проведении совместных
физкультурных занятий родителей с детьми свидетельствует о том, что
эффективнее проводить занятия 5-6 раз в год, в 17.00 ч.
В занятии, как правило, участвовало от 6-12 взрослых и их дети.
Взрослые были одеты в удобную для движений форму и носках, дети в
футболках, шортах и носках.
Внимание! Ценность таких занятий заключается в том, что, являясь
личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый
помогает ему освоить физические упражнения. Родители сосредоточены
полностью на своих детях, и это дает возможность каждому взрослому
оценивать результаты своего воспитания как физического, так и духовного.
Особенность методики совместных физкультурных занятий состоит еще
и в том, что их проводит воспитатель по физической культуре, а в качестве соведущего выступает воспитатель, который координирует действия родителей и
детей. Воспитатель ведет наблюдение за поведением родителей и детей,
своевременно предотвращал конфликтные ситуации или помогал их разрешить.
Благодаря такой организации на занятии в процессе двигательно-игровой
деятельности происходит коррекция сложившихся взаимоотношений между
родителями и детьми, становилось возможным оказать психологическую
поддержку и помощь семьям.
Традиционно перед каждым занятием в отсутствии детей, родителям
сообщались правила поведения на занятии :
1. На протяжении всего занятия выступать в разных ролях - партнер,
помощник и тренер.
2. Контролировать поведение своего ребенка без угроз и сравнений с другими
детьми.
3. Принимать ребенка таким, какой он есть, независимо от его способностей,
достоинств и недостатков.
4. Быть естественными, открытыми, раскрепощенными.
Каждое занятие состояло из традиционных трех частей: вводноподготовительной, основной и заключительной.
Основная цель всех трех частей занятия заключалась в том, чтобы
помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной
деятельности, помочь взрослым установить эмоционально-тактильный контакт
с детьми, способствовать развитию межличностного общения ребенка со
взрослым.
Цель вводно-подготовительной части состоит в том, чтобы настроить
взрослых и детей к предстоящей совместной двигательно-игровой деятельности
и подготовить организм к физической нагрузке. Начинали занятие с игрового
самомассажа – поглаживания и растирания отдельных частей тела (лица,
ушных раковин, шеи, туловища, рук, ног) в игровой форме. Например, на
первом занятии родители и дети выполняли самомассаж, передавая образ зайки.
5
Зайка в гости собирается
Вымыл лобик, носик, щечки,
Вымыл ушки, вымыл шею
Надел бантик, стал он франтик.
На занятии по теме «Цирк зажигает огни» родители и дети, выполняя
самомассаж, «превращались» в артистов цирка: изображали улыбку клоуна,
надевали сверкающие цирковые костюмы, натягивая их на руки, туловище,
ноги.
В качестве разминки использовались разные виды ходьбы в детскородительской паре (с носка, на носках, на пятках и др., прыжки в паре с
продвижением вперед, бег в паре (змейкой, обычный, врассыпную и др.).
Продумывались разные варианты выполнения основных движений в детскородительской паре, например, ходьба на носках:
1) ребенок идет на носках, руки вверх, взрослый, встав позади ребенка,
берет его за вытянутые руки;
2) взрослый и ребенок идут рядом на носках, руки на поясе;
3) взрослый и ребенок идут, взявшись за руки на носках, руки вверх.
Внимание! Эффективность занятия зависит не только от формы и
содержания его, но и от рационального способа организации детей и взрослых.
Большую часть занятия физические упражнения выполняются в детскородительской паре. Каждый взрослый на протяжении всего занятия выступает
для собственного ребенка и в роли партнера, и в роли помощника, и в роли
тренера.
Взрослый - партнер выполняет физические упражнения с ребенком
одновременно в паре. Например, упражнение «Наклоны» :
И. П. – сидя на полу, ноги в стороны, ребенок – спиной к
взрослому. Одновременно взрослый и ребенок
поднимают руки вверх, наклоняются к левой (правой)
ноге и возвращаются в И. П.
Взрослый - тренер помогает ребенку правильно выполнить упражнение,
страхует его. Например, упражнение «Лук» :
И. П. - взрослый стоит, ноги в стороны, ребенок лежит
на животе между его ног, вытянув руки вперед.
Взрослый, наклоняясь вперед, берет кисти рук ребенка,
приподнимает его и возвращается в И. П.
Взрослый - помощник помогает сделать упражнение для ребенка
наиболее интересным. Например, упражнение «Мостик» :
Взрослый наклоняется, касаясь руками пола, а ребенок
проползает на четвереньках под «мостиком», затем
взрослый ложится на живот, а ребенок перешагивает
его.
6
Цель основной части заключалась в формировании у родителей и детей
умения выполнять физические упражнения в паре.
В основную часть занятия были включены общеразвивающие
упражнения, основные движения взрослого с ребенком, танцевальные
движения и музыкально-подвижные игры. Мы использовали упражнения для
детско-родительской пары, описанные М. Н. Поповой в методическом пособии
«Навстречу друг другу» (2003 г., а также разрабатывали сами.
Общеразвивающие упражнения выполнялись в детско-родительской паре
без предметов, с предметами (мяч, обруч, гимнастическая палка) и на
физкультурном оборудовании (гимнастическая скамейка). Упражнения
подбирались для всех групп мышц: рук и плечевого пояса, спины и брюшного
пресса, ног и стоп, из разных исходных положений: стоя (лицом друг другу;
спиной друг к другу, стоя на коленях (лицом друг другу; спиной друг к другу;
ребенок спиной к взрослому, лежа на спине (головой друг к другу; ногами друг
к другу, лежа на животе (головой друг к другу). Количество упражнений 6-7 и
повторялись 3-4 раза. Комплекс упражнений начинался с упражнений для
пальцев рук.
При проведении общеразвивающие упражнений воспитатель по
физической культуре объяснял и показывал упражнения в паре с воспитателем
или демонстрировал упражнение на детско-родительской паре. Воспитатель по
физо. контролировал выполнение упражнений и помогал взрослым и детям
выполнять упражнения правильно.
Комплекс общеразвивающих упражнений на совместном физкультурном
занятии родителей с детьми «Физкультура вместе с мамой (папой)».
Мы растем.
И. П. – стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч,
взявшись за руки. Ребенок и взрослый поднимают
руки через стороны вверх, встают на носки (взрослый
потягивает руки ребенка вверх).
Мы сильные!
И. П. – стоя лицом друг к другу, выставив одну ногу
вперед, руки согнуты в локтях перед грудью, опора на
ладони. Ребенок выпрямляет руки в локтях, взрослый
прижимает к груди.
Мы ловкие!
И. П. – стоя на коленях, ребенок распложен спиной
к родителю, ноги расположены между ног
родителя, у ребенка руки на поясе, взрослый
поддерживает их. Одновременный поворот
взрослого и ребенка влево (вправо).
Мы гибкие!
И. П. – сидя на полу, ноги в стороны, ребенок –
спиной к взрослому. Поднять руки вверх, наклон к
7
левой (правой) ноге.
У нас дружные ножки.
И. П. – сидя на полу, ноги в стороны, ребенок –
спиной к взрослому, упор на руки. Одновременно
ребенок и взрослый поднимают левую (правую) ногу
вверх.
Мы играем.
И. П. – стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч,
взявшись за руки. Ребенок приседает взрослый стоит,
взрослый приседает, ребенок стоит.
Мы веселимся.
И. П. – взрослый сидит на полу, ноги вместе, ребенок
стоит, ноги врозь, взявшись за руки взрослого.
Родитель разводит ноги, ребенок выполняет прыжок -
ноги врозь, взрослый соединяет ноги, ребенок
выполняет прыжок – ноги вместе.
В основной части занятия использовались фронтальный, групповой и
поточный способы организации детско-родительских пар.
При фронтальной организации все пары выполняли упражнения одновременно,
например:
- бросание и ловля мяча в детско-родительской паре;
- «совместная ходьба» - ребенок становился спиной к взрослому и ставил свои
стопы на стопы родителя, а взрослый прижимал ребенка к себе, и они шли
вместе;
- «тачка» - ребенок ставил прямые руки на пол, взрослый брал ребенка за
щиколотки и поднимал его. Ребенок, переставляя руки, передвигался.
При групповом способе из детско-родительских пар образовывались
подгруппы. Каждая подгруппа выполняла определенное задание, а затем
менялась местами с другой подгруппой. Например, на занятии по теме «Цирк»
детско-родительские пары были разбиты на 4 группы: «жонглеры» (ребенок и
взрослый бросают мяч друг другу через натянутую веревку, «канатоходцы»
(ребенок идет приставным шагом по скрученной веревке, а взрослый страхует
его, «дрессировщик тигров» (ребенок ползет на четвереньках, взрослый
стимулирует его, «акробаты» (ребенок выполняет элементарные
акробатические упражнения, а взрослый помогает ему).
При поточном способе организации детско-родительские пары двигались
друг за другом, выполняя определенные движения. Мы использовали круговую
тренировку, которая включала в себя от 5 до 7 «станций». Так, на занятии по
теме «Морское путешествие» ребенок и взрослый в паре ходили по
гимнастической скамейке, перешагивая предметы, удерживая равновесие («не
наступи на острые камни», забрасывали мяч в корзину («собери морские
ракушки», подтягивали тело на руках на гимнастической скамейке («переправа
8
через овраг», прыгали из обруча в обруч с продвижением вперед («не замочи
ноги», пролезали в обруч («не задень ветви деревьев»).
Мы стремились к тому, чтобы родители и дети не только покорно
выполняли предлагаемые им воспитателем по физической культуре физические
упражнения, но и сами придумывали. Поэтому в содержание занятий мы
включали проблемные ситуации и задания, которые развивали двигательное
творчество, инициативу, воображение и мышление, как у детей, так и у
взрослых. Так, родители вместе с детьми разгадывали способ передвижения,
зашифрованный на карте, а затем передвигались по маршруту (занятие
«Морское путешествие», демонстрировали свой способ передвижения в паре –
необходимо было пройти «через овраг» (занятие «Туристы в лесу»).
Особый задор и веселье доставляли детям и родителям ритмические
движения и подвижные игры с музыкальным сопровождением. Это и
ритмические танцы, пластические этюды, игровые хороводы («Плетенка»,
«Путанка» и др.).
Поскольку подвижные игры для совместной двигательной деятельности
взрослого с ребенком не описаны, то мы разрабатывали содержание игр
(«Веселые клоуны», «Цирковые артисты», «Гроза», «Елка, дуб, береза» и др.).
На первом занятии в подвижной игре («Солнышко и дождик») участие
принимали только дети, а родители выступали в роли «домиков». А уже на
последующих занятиях родители становились для ребенка партнерами по игре.
Музыкально-подвижная игра «Веселые клоуны».
Родители становятся вместе с детьми, образуя круг и держаться за
яркий «парашют» (фирмы Аконит, который по цветовой гамме напоминает
купол цирка. Под музыку участники игры стараются передать тот или иной
образ. «Поезд» (ходьба в полуприседе, с движением руки, согнутой в локте
вперед-назад, «веселые обезъянки» (ходьба с подниманием и разведением
колена в сторону, с движением руки, согнутой в локте вверх – вниз; прыжки с
продвижением вперед, «облака» (ходьба на носках, плавное движение руки
вверх-вниз; переход ходьбы из приседа в пролуприсед, в ходьбу на носках,
«бабки-ёжки» (боковой галоп с круговым движением руки вверху, «веселая
детвора» (бег с отведением голени назад, рука на поясе; поскоки).
Музыкальная малоподвижная игра «Елка, дуб, береза».
Детско-родительские пары идут друг за другом. По команде ведущего:
«Елка» – взрослый и ребенок становятся спиной друг к другу, опустив руки
вниз и разведя их в стороны; «Дуб» – взрослый и ребенок становятся лицом
друг к другу, поднимают руки вверх и соединяют их; «Береза» – взрослый и
ребенок становятся боком друг к другу, взявшись за руку и поднимают
полусогнутую в локте руку вверх.
И в подвижных играх мы способствовали развитию у детей и взрослых
двигательного творчества. Так, в подвижной игре «Гроза» ребенок вместе со
взрослым изображал свой вариант «палатки», в малоподвижной игре
«Цирковые артисты» придумывали и изображали фигуру артиста цирка, а
остальные участники игры отгадывали.
9
Цель заключительной части заключалась в восстановлении дыхания,
профилактике плоскостопия у детей, раскрепощении взрослых и детей. В конце
каждого занятия мы включали игровые ситуации, которые способствовали
расслаблению организма участников занятия, стимулировали межличностное
общение детей и взрослых, создавали атмосферу эмоционального комфорта.
Мы использовали игровые упражнения, разработанные Хухлаевой О. В.
(«Лесенка радости», 1998 г.) и релаксационные упражнения, которые мы
составляли сами («Морские волны», «Сны цирковых артистов» и др.).
Игровое упражнение «Морские волны. (Упражнение выполняется под
спокойную музыку).
Взрослые сидят на гимнастической скамейке. Ребенок ложится на руки
взрослых лицом вверх, родители передают ребенка на руках. Каждый
взрослый, передавая ребенка, произносит ласково имя ребенка.
Игровое упражнение «Добрые слова»
Взрослый и ребенок садятся напротив друг друга и произносят добрые,
ласковые слова.
Внимание! Важно, чтобы на занятии особое внимание уделялось
общению родителей с детьми. Взрослый и ребенок советуются друг с другом,
сообща придумывают упражнения, высказывают друг другу пожелания в конце
занятия, а также обнимают и целуют друг друга.
Чтобы каждое занятие вызывало неподдельный интерес, как у детей, так
и у взрослых, мы используем музыкальное сопровождение (аудиозапись
ритмичной музыки из серии «На зарядку становись», «Ладушки», детские
песни В. Шаинского, Г. Гладкого, Е. Крылатого и др.). Музыка сопровождает
вводную часть занятия, основные движения, подвижные игры и
заключительную часть занятия. Музыка помогала и взрослым и детям войти в
образ, будь то цирковые артисты или туристы и выразить свои чувства и
эмоции через движение.
Для усиления эффективности выполнения физических упражнений в
детско-родительской паре на занятиях используются разнообразное
физкультурное оборудование. Это шнуры плетеные, мячи, обручи,
гимнастические палки, маты, модули, гимнастические скамейки, стенка
гимнастическая. Оборудование центра «Аконит» : стойки, плоскостные круги,
«парашют» и «тоннели». А также оборудование, которое мы изготавливали
сами, опираясь на опыт создания нестандартного оборудования: шнур,
закрепленный с двух противоположных сторон физкультурного зала, «дорожка
из обручей».
В конце каждого занятия мы предлагаем родителям буклеты. В
содержание этой текстовой информации мы включали упражнения для
совместного выполнения взрослого с ребенком. Эти упражнения мы описывали
и схематично изображали. Накопленный нами опыт показывает, что буклеты,
как одна из эффективных форм текстовой информации, позволяет создать у
родителей интерес к занятиям и стимулирует взрослых к совместной
двигательной деятельности с ребенком в домашних условиях.
10
Еще одним из эффективных приемом для мотивации родителей к
занятиям явилась стенная газета на тему «Гимнастика вдвоем». На ней
демонстрируется фотомонтаж каждого занятия. Родители и дети с большим
удовольствием рассматривали фотографии.
Для осуществления обратной связи в работе с родителями, был
изготовлен «ящик для вопросов и предложений». Каждый родитель мог в
письменном виде высказать свои пожелания, предложения или задать вопросы,
касающиеся как организации и содержания совместных физкультурных
занятий родителей с детьми, так и особенностей физического воспитания
ребенка в семье.
В интересах развития здоровой семьи мы пропагандируем совместные
физкультурные занятия родителей с детьми, организованные посредством
тесного сотрудничества воспитателя по физической культуре и воспитателей
групп.