Юлия Фесенко
Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики.
Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата и моторики рук, должны носить подражательный характер.
Предложите своему ребёнку немного «пообезьянничать». Взрослый будет показывать движения, а ребёнок должен повторить движения за вами.
Волк.
Показать как воет волк, (вытянуть губы вперёд и произнести звук у-у-у-у). Следует ребёнка научить вытягивать губы трубочкой.
Пузырёк.
Публикация «Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата, Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Научить ребёнка надувать щёки и резко «разрывать» смычку губ.
Котёнок.
Попросить ребёнка «полакать», как котёнок, быстро выбрасывая и втягивая язык.
Лошадка.
Пощёлкать язычком, поцокать, как лошадки (подготовка для артикуляции звука –р-).
Закроем – откроем домик.
Научить ребёнка смыкать и размыкать обнажённые губы (подготовительные упражнения для артикуляции звуков с, з, ц, ш, ч, щ).
Чтобы было интересно выполнять все эти упражнения, можно превратить занятия в рассказывание занимательной сказки. Можно использовать небольшие стихотворения.
- Мы в лес пойдём,
Грибов наберём.
Папу громко позовём,
Ау – ау – ау – ау.
- Ай ду – ду – ду – ду – ду – ду – ду,
Сидит ворон на дубу.
- Ай качи – качи – качи,
Под подушкой калачи.
- Встань малыш ещё разок. Ещё разок.
Сделай маленький шажок. Топ, топ, топ, топ.
- Гуси, гуси га –га –га. Пить хотите? Да – да – да.
Гуси, гуси! Вот вода. Га, га, га, га, га, га.
- Чики, чики, чикалочки,
Едет Ваня на палочке, а Дуня на тележке, щёлкает орешки.
- Ку – ка – ре – ку! Кур стерегу.
Куд – кудах, снеслась в кустах.
- Наши уточки с утра, кря – кря – кря – кря.
Наши гуси у пруда, га –га –га.
А индюк среди двора, бал – бал – бал – бал.
Наши курочки в окно, ко –ко –ко –ко.
А как Петя – петушок, ранним утром поутру.
Нам споёт, ку – ка – ке – ку!
Так – же необходимо развивать у детей голосо – дыхательные упражнения.
Такие упражнения помогают детям на подготовительном этапе для формирования у него шипящих и свистящих звуков. Существует много игр по развитию дыхания. Вот некоторые из них:
- Дуть на одуванчик, вату, пушинку, мелкие бумажки.
- Налить тазик с водой и научить ребёнка дуть на мелкие предметы которые могут плавать в тазу (кораблики, рыбки, уточки).
- Пускание мыльных пузырей.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Надувание воздушных шариков.
Наряду с играми по развитию дыхания необходимо учить ребё нка правильно пользоваться голосом и интонацией:
- Протягивать различные гласные звуки, а – у – е – о – ю – я, разматывая при этом верёвочку. Верёвочка может быть при этом длинная или короткая в зависимости от того, какой ритм речевого выдоха у ребёнка. При длительном выдохе голос звучит долго и верёвочка получится длинной. При коротком – голос быстро обрывается, и получается короткой.
Эту игру с ребёнком можно продолжить в сочетании с гласными звуками. Игра «Кто больше скажет», га – га – га – га, кис – кис – кис – кис, ду – ду – ду –ду, му –му – му – му, и т. д.
Развитие у детей подражательной стороны хорошо сочетается с наглядностью. Такие игры как, «Кто как говорит», ребёнок не только учится говорить, как животные, но и запоминает их внешний вид, названия, а в дальнейшем их разновидность (домашние или дикие) .повторяя вслед за взрослым слова и фразы, ребёнок укрепляет свой артикуляционный аппарат.
Эти занятия необходимы для детей маленького возраста, у которых развивают не только понимание речи, но и произносительные возможности. Со временем ваш ребёнок научится правильно произносить не только слоги, короткие слова, но и сложные, которые включают в себя в себя два, и более слогов, и тем самым, вы поможете своим детям воспроизводить правильно слоговую структуру слова, исключая укорачивание слов, пропуски звуков в словах. Если нарушения в речи до определённого возраста не исправятся, то необходимо в таких случаях получить консультацию у логопеда.