Елена Кудряшова
Статья «Отклонения в эмоционально-волевой сфере у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
Публикация «Статья „Отклонения в эмоционально-волевой сфере у дошкольников“» размещена в разделах
Сегодня мы с вами рассмотрим основные отклонения в эмоционально-волевой сфере, которые встречаются у дошкольников. Мы уже разделены на 5 команд. Каждая команда будет работать сегодня с определенным отклонением.
На столах лежат листочки, на которых написано определение. Познакомьтесь с ним и скажите, о каком отклонении в эмоционально-волевой сфере идет речь?
(Каждая команда поочереди зачитывают определения и объясняют к какому отклонению оно относится).
Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных c повышенной эмоциональной или физической напряженностью, проявляющейся в ожидании неблагополучного развития событий.
Страх – аффективное (эмоционально – заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Застенчивость — состояние психики и обусловленное им поведение, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе.
Коммуникативные способности – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Нарушение коммуникативных навыков: не желание вступать в контакт с окружающими; не умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; неумение решать конфликтные ситуации; не соблюдение норм и правил поведения.
Нарушение самооценки – завышенная или заниженная оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.
Таким образом, на основе анализа психологических особенностей детей с разными видами эмоционального неблагополучия можно выделить следующие основные отклонения : тревожность, детские страхи, застенчивость, нарушение коммуникативных навыков и самооценки.
После обследования и выявления данных отклонений необходимо подобрать определенную литературу.
И я предлагаю командам вспомнить, какую литературы вы используете в своей работе по данному отклонению?
(Каждая команда поочереди перечисляет авторов и литературу по определенному отклонению. На экране появляется литература).
Тревожность
1. Пасечник Л. В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте.
2. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению.
Страхи
1. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей.
2. Громова Т. В. Страна эмоций.
3. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций.
4. Куличковская Е. В., Степанова О. В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников.
Застенчивость
1. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми.
2. Богачкина Н. А., Сиренко Р. Н. Как преодолеть детскую застенчивость.
3. Шишова Т. Л. Как преодолеть детскую застенчивость.
Нарушение коммуникативных навыков
1. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников : Диагностика, проблемы, коррекция.
2. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и детьми.
3. Семинака С. И. Уроки добра.
4. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников : Сборник игр и упражнений.
5. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция.
Нарушение самооценки
1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению.
2. Плотникова Н. В. Хочу и могу! Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценки.
Итак, после подбора литературы необходимо поставить цель коррекционно-развивающей работы. Предлагаю обсудить в командах и сформулировать цель коррекционно-развивающей работы по своему отклонению. (Каждая команда поочереди формулирует цель коррекционно-развивающей работы по своему отклонению).
Тревожность
Ц. : Снять психоэмоциональное напряжение, снизить тревожность
Страхи
Ц. : Развивать умение снижать и контролировать свои страхи; развивать чувство уверенности.
Застенчивость
Ц. : Овладеть навыками общения, совместного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развивать чувство уверенности.
Нарушение коммуникативных навыков
Ц. : Развивать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; развивать групповую сплоченность.
Нарушение самооценки
Ц. : Формировать адекватную самооценку; умение адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, успехи и неудачи.
После поставленной цели и подобранной литературы, необходимо выбрать психологические методы коррекционно – развивающей работы.
Предлагаю вспомнить, какие методы и виды помощи используются при работе с эмоциональными отклонениями у детей дошкольного возраста? (Участники поочереди перечисляют методы коррекционно – развивающей работы).
Методы коррекционно – развивающей работы:
1. Игротерапия
2. Арттерапия
3. Сказкотерапия
4. Куклотерапия
5. Музыкатерапия
6. Танцевальная терапия
7. Телесно – ориентированная терапия
8. Психогимнастика
9. Работа с природным материалом
10. Фитотерапия
Итог: Мы рассмотрели с вами основные отклонения в эмоционально-волевой сфере и психологические методы коррекционно – развивающей работы. А про формы работы с детьми вам расскажет Любовь Константиновна.