Марина Аблялимова
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
I. Графический диктант.
Упражнение проводится с детьми старшей и подготовительной групп. Перед нача-лом выполнения упражнения, воспитатель обеспечивает каждого ребенка ручкой и тетра-дью в клетку, предварительно рассадив их за столики. Воспитатель рассказывает детям о том, что эта работа должна быть выполнена очень аккуратно, так как в ручке содержится чернило, которое никак нельзя стереть. А так же воспитатель проговаривает детям прави-ла безопасности:
1) ручку нельзя брать в рот, из нее может потечь чернило, которым можно отра-виться;
2) ручкой нельзя тыкать в соседа по парте и кидаться ею;
Публикация «Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста» размещена в разделах
3) с тетрадью нужно обращаться очень аккуратно, так как ею можно порезаться.
После чего воспитатель обращает внимание детей на себя, начинает графический диктант и говорит: 2 клетки вправо, 4 клетки вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх.
При выполнении упражнения важна аккуратность и внимательность. Для детей старшей группы используют не слишком замысловатые фигуры, чтобы их внимание было сосредоточено на чистоте и правильности. В подготовительной группе даются более сложные фигуры для выполнения. А тем детям, кому не составляет труда выполнение данной работы, можно предложить составить самому диктант для других и провести его.
II. Рисование прямых линий.
Упражнение проводиться в средней и старшей группах детского сада. Воспитатель заранее готовит детям тетради в клетку и ручку, рассаживает их за столы. Предваритель-но рассказывает дошкольникам о правилах безопасности:
1) нельзя играться с ручкой, она только для письма;
2) нужно бережно и аккуратно обращаться с тетрадкой, так как ее листами можно порезаться.
Воспитатель наглядно показывает малышам, как выполнять задание. Детям пред-лагается провести прямую линию длиной в 8 – 10 сантиметров, не отходя от нее и не от-рываясь от тетради. Очень важно объяснить детям, чтобы при выполнении работы нельзя отрываться от тетради, в этом суть упражнения.
В средней группе детям для выполнения даются прямые линии длиной в 5 – 7 сан-тиметров. Затем длина увеличивается.
В старшей группе детям предлагается провести прямую длиной в 8 – 10 сантимет-ров, в случае неуспеха ребенка воспитатель должен с каждым ребенком индивидуально работать.
В обеих группах за каждое маленькое достижение дошкольника нужно похвалить. III. Фигурные дорожки.
Данное упражнение можно проводить с детьми старшей и подготовительной групп. Каждому дошкольнику предоставляется лист с подготовленным рисунком, на ко-тором изображены дорожки.
Правила безопасности:
1) ручку в рот не берем, она не вкусная;
2) не тыкаем ею в соседа, она не шпага;
3) наш лист такой же острый как нож, им можно порезаться.
Существует несколько вариантов выполнения данного упражнения. Рассмотрим основные.
Вариант А. Воспитатель настаивает на том, чтобы дети нарисовали фигурную до-рожку, соединяя штрихованную линию. Во время осуществления такой работы малышу нужно более аккуратно проводить линии. Важно, во-первых, не отрывать пишущее сред-ство от тетради и, во-вторых, лист в период выполнения упражнения не переворачивать. Этот вариант упражнения дан в приложении 1.
Вариант Б. Дошкольника просят на рисунке посередине данной дорожки провести линию. Данный вариант упражнения показан в приложении 2. Воспитатель обращает внимание ребенка на то, что линия должна идти по центру (по середине) дорожки. Ка-саться стенок дорожки запрещается. Лист нельзя переворачивать, и не допускается отры-вать ручку от тетради.