Галина Зворыгина
Упражнения для работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение
«Незаконченные предложения о родительстве»
Инструкция: родителям предлагается продолжить предложение, не изменяя его начала.
Родители — это.
Чтобы быть хорошим родителем.
Воспитывать детей — занятие.
С детьми нужно.
Быть отцом (матерью).
Люблю, когда мой ребенок.
Мне не нравится, когда мой ребенок.
Я люблю своего ребенка, но.
Самое важное для отца (матери).
По сравнению с большинством других родителей, я…
Упражнение
«Дискуссия на тему «Семейные роли»
Публикация «Упражнения для работы с родителями» размещена в разделах
Инструкция: участники делятся на 2 команды. Одна команда раскрывает роль мамы, другая – роль папы, или каждая команда раскрывает обе роли. Задача родителей как можно полнее раскрыть семейные роли мамы и папы. Каждая команда высказывает свое мнение по семейным ролям.
Участники отвечают на вопросы:
- С чем было трудно согласиться и почему?
- Что чувствовали о время обсуждения родительских ролей?
- Какую роль труднее представить?
Упражнение
«Ребенок»
Инструкция: Участники по очереди заканчивают предложение: «Ребенок - это…»
Упражнение
«Моя семья обо мне»
Цель: осознать межличностные отношения в семье.
Инструкция. Каждый участник должен представить себя в окружении близких ему людей и сделать предположения: «Мой ребенок считает меня.», «Мой муж (жена) думает, что я.».
Упражнение
«Цветок жизни»
Оборудование: бумага и цветные карандаши.
Инструкция: Дети – это цветы жизни, а сейчас представьте своего ребенка каким – нибудь цветком и нарисуйте его. (Можно также изобразить мужа или жену)
Упражнение
«Обязанности родителя — обязанности ребенка»
Цели: повысить самооценку родителей; развить уверенность в себе.
Оборудование: бумага, ручки.
Инструкция. Каждый участник должен представить всех тех людей, о которых он должен заботиться, т. е. тех, за которых несет ответственность. Обратите внимание, включили ли они себя в данный список, и если да, то каким по счету. Затем нужно записать ответ на вопрос: «В чем состоят мои обязанности по отношению к ребенку?». Потом нужно записать ответ на вопрос: «В чем состоят обязанности моего ребенка по отношению ко мне?». После этого проводится групповое обсуждение.
Упражнение
«Характеристика имени»
Цель: повысить самооценку родителей.
Оборудование: бумага, ручки.
Инструкция. Каждый участник должен записать свое имя в столбик и к каждой букве подобрать позитивную, радо-стную характеристику. Если в имени несколько одинаковых букв, нужно подобрать на каждую различные слова.
Упражнение
«Родительское сочинение»
(методика О. А. Карабановой)
Цель: выявить особенности формирования родительства.
Оборудование: бумага, ручки.
Инструкция. Ведущий предлагает участникам написать сочинение на тему «Я — родитель». Время написания не ограничено.
План сочинения.
1. История моего материнства, отцовства.
2. Я как мать, я как отец.
3. Что мне нравится в себе, как в матери, отце?
4. Что мне не нравится в себе, как в матери, отце?
5. Время, потраченное для написания рассказа.
Упражнение
«Ассоциация – семья»
Цель: раскрыть себя как можно полнее.
Оборудование: мяч или другой предмет, который можно передавать.
Инструкция. Участники встают в круг и бросают мяч друг другу (или передают предмет, произнеся при этом слова, которые у них ассоциируются со словом «семья». Аналогично можно провести это упражнение со словами «муж», «жена».
Упражнение
«Воспоминание о своем детстве»
Цель: научиться применять родительские позиции и ус-тановки.
Инструкция. Родителям предлагается оглянуться на свое прошлое и вспомнить свои наивные и непоследовательные поступки, совершенные в детстве. Обратить внимание на наивность поведения в прошлом. Подумать, чем она обусловлена, и попросить привести примеры из воспоминаний детства.
Упражнение
«Просьбы и требования к ребенку»
Цель: принять новые способы взаимодействия.
Инструкция
Ведущий. Сядьте рядом с вашим партнером. Попросите его о чем-либо в требовательной форме. Что вы ощущаете, когда требуете? Выясните, что чувствует при этом ваш партнер. Теперь попросите о чем-нибудь, выражая свои чувства, спрашивая и выслушивая, что чувствует ваш партнер.
Упражнение
«Я рад тебя видеть!»
Цель: создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу безопасности в группе.
Оборудование: мяч.
Инструкция. Родители садятся в круг. Ведущий ловит взгляд одного из родителей и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! Я рад тебя видеть». Далее он дает инструкцию: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд, перекинь ему мяч и поздоровайся».
Упражнение
«Размышления»
Цель: расширить знания родителей о психологии се-мейных отношений.
Инструкция
Ведущий. Поразмышляйте и обсудите следующие по-словицы:
Умей дитя родить, умей и научить.
Любишь жену — люби и детей кормить.
Дитя не плачет — мать не разумеет.
Дитя хоть криво, да отцу-матери мило.
Чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не плакало.
Упражнение
«Злость»
Цели: реагировать на негативные эмоции; изменить представления о ребенке.
Инструкция
Ведущий. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней выставлены фотографии людей, среди них и ваш ребенок, на которого вы обижены. Походите по выставке, постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с вашим ребенком. Постарайтесь мысленным взором увидеть самого себя в этой ситуации.
Представьте, что выражаете чувства своему ребенку, на которого вы разгневаны. Не сдерживайте свои чувства, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему все, что хотите сказать.
Упражнение
«Фамильный герб»
Цели: концентрировать внимание на главных ценностях семьи; осознать цели своей жизни.
Оборудование: бумага, фломастеры.
Инструкция.
В старину был обычай изображать на воротах замка, щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее основную идею или цель деятельности владельца. Необходимо каждому нарисовать свой фамильный герб, отражающий ваше жизненное кредо, отношение к вашей будущей семье, миру в целом. На рисунок герба дается 8 мин.
Можете рисовать, как умеете, здесь важно выражение основной идеи вашей личности.
Участники рассказывают о своем гербе, желающие задают вопросы. По завершении проводится обсуждение, в ходе которого ведущий задает вопросы:
— Что вы чувствовали, рисуя фамильный герб своей будущей семьи?
— Какие ценности вам удалось отобразить лучше всего? Рекомендуется ведущему после обсуждения развесить рисунки на стенах.
Родители рассказывают о своем гербе, желающие задают вопросы. На последнем этапе идет согласование рисунков в семейных парах. По завершении проводится обсуж-дение.
Упражнение
«Список поступков ребенка»
Цель: сформировать адекватное представление о 10 воз-можностях и потребностях.
Оборудование: бумага, ручки.
Инструкция. Участники составляют список из 10 поступ-ков ребенка, которые родители не одобряют. Затем нужно найти в каждом из этих поступков такие стороны, которые могут вызвать у родителей ощущение радости, удовольствия. Затем в состоянии расслабленности и покоя попросить представить, что это не их ребенок, а соседский или любой другой.
Ведущий. Вспомните свои чувства по отношению к ребенку. Вероятно, вы не раз испытывали и получали удо-вольствие, наблюдая или общаясь с ним. Почему бы вам не стать более свободным и, отказавшись от ответственности за решения вашего ребенка, приблизиться к нему, стать другом, а не надсмотрщиком.