Ирина Сальникова
Пространственная предметно-развивающая среда
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственная предметно-развивающая среда
При организации пространственной предметно-развивающей среды пользуюсь старым пособием Игрушки и пособия для детского сада: Оборудование пед. процесса составитель Л. Ф. Островская под редакцией В. М. Изгаршевой вышедшее в редакции «Просвещение» в 1987 году, которое не утратило актуальности и на сегодняшний день, но при этом учитываю принципы организации развивающей предметно-пространственной среды прописанные в ФГОС ДО.
Публикация «Пространственная предметно-развивающая среда» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Оборудование моей группы и прогулочного участка безопасное, способствующее сохранению здоровья моих воспитанников, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки подбираю так, чтобы обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе и на участке насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей.
Пространство группы организую в виде хорошо разграниченных зон (уголки, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы в уголках доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет моим воспитанникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а мне дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Вот какие уголки есть в моей группе:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества)
полочка «красоты» (для изделий народных мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой, в котором дети учатся ухаживать, пересаживать, поливать растения, бережно относится к ним. Для обобщения своих знаний и наблюдений ведется календарь природы. Накоплено большое количество всевозможного природного материала, который дети используют для рассматривания, для сравнения, для творческих поделок;
• спортивный уголок, в котором учитываются возрастные особенности детей и их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для «подлезания» - дуги, есть кольцеброс. Также имеются пособия для профилактики плоскостопия, для зрительной и дыхательной гимнастики. Спортивный уголок содержит атрибуты для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия (ленты, платки, мячи, песочки с песком, палки и т. д.). Все оборудование размещено так, что оно доступно для детей;
• уголок эксперементирования;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно-пространственная среда в группе и на участке это динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому я каждый раз обновляю игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др., чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.). В детском саду создан и функционирует мини музей «Русская изба» в котором дети могут прикоснутся в прямом и переносном смысле к 2преданьям старины глубокой».
Интеллектуально-познавательная зона нашей старшей группы представлена : глобусом, символикой России и Хабаровского края, познавательными книгами, тематическими журналами, фотоальбомами, коллекциями минералов, ракушек, значков и т. д. Здесь созданы благоприятные условия для самостоятельной познавательной активности детей, реализации опыта учения.
В опытно-экспериментальной зоне имеются: детский микроскоп, оборудование для опытов с
водой, песком, различные природные материалы, песочные часы, весы, гири. Данная зона тесно переплетается с познавательной. Дети самостоятельно ведут исследовательскую деятельность, т. к. всё находится в свободном доступе.
В культурно-коммуникативной зоне находятся детские художественные книги, книги с развивающими заданиями, игры и пособия на расширения словаря, формирования грамматического строя речи, связной речи, игры по ЗКР и т. д. Всё это обеспечивает освоение средств и знаков речевой коммуникации, формирует социальный опыт. Зона расположена очень удобно в книжном уголке в котором есть стол за котором дети могут рассматривать книги.
В художественно-преобразующей зоне находится полочка красоты, стол для самостоятельной изо - деятельности. Материалы для занятий: бумага, карандаши, краски гуашь и акварельные, кисти, пластилин, доски для лепки и т. д. Это способствует художественно - творческому процессу, формирует готовность к самовыражению ребенка.
В игровой зоне расположен конструктивный уголок, где имеются различные виды конструкторов, схемы конструирования. Также в игровой зоне расположены сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Дом», «Мастерская» и др. Игрушки подобраны с учетом тендерных особенностей группы. Данная зона обеспечивает обогащение практического и социального опыта, дает возможность действовать.
Для развития детей большое значение имеет наличие игрушек. Для мальчиков в группе много машин, инструментов, конструкторов. Для девочек всевозможные куклы, коляски, игры. В группе хорошо оснащённый музыкальный уголок, с помощью которого, дети развивают свои творческие способности. Дети нашей группы очень любят показывать представления, для этого у нас собрана коллекция всевозможных театров: кукольных, пальчиковых, ложечных. Есть ширма, а также атрибуты костюмов для спектаклей.
Пространство раздевалки используется для работы с родителями. Здесь они могут почитать всевозможные консультации, объявления, увидеть выставку работ, которые дети сделали на занятиях. Рисунки и аппликации располагаем на выставке детских работ, выполненной как стенд, а работы из пластилина и глины, на специальной полочке. Копилка консультаций постоянно пополняется, изменяется.
Особого внимания заслуживает оборудование участка детского сада. В песочнице дети познают свойства песка, реализуют свои творческие задумки. Немаловажное значение имеет плескательница для игр с водой, где можно в игровой форме закрепить с детьми свойства воды и различных предметов. Дети очень любят играть с водой.
Для наблюдений за растениями, на территории детского сада есть небольшой огород. У каждой группы есть своя грядка, на которой они выращивают овощи. Дети сами выращивают рассаду, сажают, поливают и наблюдают за ростом растений, созреванием плодов. А ещё каждая группа вешает кормушки для птиц и подсыпают туда корм. На наш участок постоянно приходит белка, дети с удовольствием за ней наблюдают, а также за повадками птиц, которые прилетают к кормушке. Всё это помогает формировать у детей любовь к живой природе.