Дания Рамазанова
Универсальное пособие «По морям, по волнам»
По морям, по волнам.
Универсальное пособие
Воспитатель высшей категории:
Рамазанова Д. А.
Воспитатель первой категории:
Андреева И. А.
ТРИЗ «ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ»
Организация предметно - пространственной среды в дошкольной организации с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Публикация «Универсальное пособие „По морям, по волнам“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2015
Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов. Каждый ребёнок получает возможность индивидуально, в паре, или малой подгруппе построить своё общение, организовать игру опираясь на ранее полученные навыки.
Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство или, другими словами, зону ближайшего развития.
Наше дошкольное учреждение СПДС №18 «Радуга» является экспериментальной площадкой по внедрению в работу технологии ОТСМ – ТРИЗ - РТВ.
Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка сильного логического мышления, развитие полноценной творческой личности и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Предметно-развивающую среду предлагаем обогатить универсальным пособием по освоению с детьми способов познания, назвали мы это пособие «По морям, по волнам».
Цель: Освоение детьми способов интеллектуально-творческой и познавательной деятельности.
Задачи:
- Способствовать к осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов).
- Упражнять детей в узнавании и назывании символа признака, давать характеристику объекту по определенному признаку.
- Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.
- Способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи и находить взаимодействующие признаки объектов.
- Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования. Развитие способностей к воображению и фантазированию.
Наглядность: Пособие представлено на морскую тематику «По морям, по волнам»
на универсальном пособии предоставлен образ мульт. героя Банифаций с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык);
Изображён корабль с колесом (17-ю пустыми кружками), схемы имён признаков появляются там по мере освоения их детьми;
Дым от корабля – это схемы сими типов вопросов (восполняющий, описательный, каузальный, оценочный, воображаемый, уточняющий, субъективный).
В глубинах осьминог, два кармашка (причина – следствие)
Схемы преобразователей (шесть приёмов типового фантазирования – «волшебники») на универсальном пособии находятся в подводном царстве в раковинах с жемчужинами.
На морском дне находится дидактическое пособие для индивидуальной и подгрупповой работы.
«Задаём вопросы»(по схеме).
Причина-Следствие
«Отгадай загадки»
Цель: Упражнять в узнавании объектов на основе описания отдельных признаков.
Дополнительный материал: загадки.
Игровое действие: Дети отгадывают загадки и находят признаки.
Маленькое, сдобное колесо, съедобное. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем.
Загадка составлена по признакам РАЗМЕР, ФОРМА, ЧАСТЬ
Результат: закрепляем имена признаков.
"Круги Луллия"
"Круги Луллия" используются в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным разделам программы: экология, развитие связной речи, обучение грамоте,, развитие элементарных математических представлений. Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.
Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов.
"Составь слово" - используется для составления слов.
"Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков.
"Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.
«Полезные продукты» - используется для закр
«Зимующие птицы» - используется для закрепления знаний о зим. птицах и чем они питаются
«Придумай фантастическую птицу» - используется для нахождения частей объектов и побуждать к фантазированию.
«Интересные задачки» - используется для составления математических задач. современным детям героев придают играм ещё большую привлекательность.
Спасибо за внимание!