Светлана Куропаткина
Универсальное дидактическое пособие «Домик волшебных превращений»
▼ Скачать + Заказать документы
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
"ДОМИК ВОЛШЕБНЫХ ПРЕВРАЩЕНИЙ"
КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На современном этапе модернизации дошкольного образования одним из приоритетных направлений является организация развивающейся ППС в группе ДОУ. Для того, чтобы среда выполняла свою основную функцию, а именно - была средством стимулирования инициативы, самостоятельности, познавательной и творческой активности детей, необходимо максимально использовать универсальные оборудования : модульные конструкты и мебель, дидактические пособия.
Публикация «Универсальное дидактическое пособие „Домик волшебных превращений“» размещена в разделах
Вашему вниманию мы представляем универсальное дидактическое пособие, которое имеется в нашей группе - плоскостной планшет "Домик волшебных превращений", отражающее экспериментально-исследовательскую деятельность детей.
Данное пособие является мотивационной основой способности делать выбор, создавать проблемную ситуацию и находить нестандартные пути ее решения, как в совместной со взрослым, так и в самостоятельной деятельности детей.
Пособие выполнено в виде домика с тремя рядами кармашков. На крыше располагается кармашек, в него помещается картинка с изображением предмета или его символ, который нужно будет рассмотреть, обсудить и исследовать. Сбоку располагается круг выбора партнера с разделенными секторами, в которые вписаны имена детей всей группы. Ребенок, повернув стрелку, произвольно выбирает одного или нескольких партнеров по выполнению задания.
В первой карточке слева в каждом ряду символами определяется задание. Первый символ - выполнить опыт с этим предметом; второй - узнать свойства предмета; третий - назвать действия, которые можно совершать с предметом, его признаки, задать вопрос об этом предмете.
Например, в верхнем кармашке вода в стакане, первое задание провести опыт фильтрования воды (через салфетку, песок, воронку); второе - узнать свойства воды, выполнив заданные действия (вода не имеет формы, цвета, прозрачная, растворитель); третье - назвать действия, которые можно совершать с водой, ее признаки.
Карточки с заданиями варьируются нами или детьми в зависимости от знаний, уровня активности, интересов и способностей детей.
Например: в верхнем кармане вода в стакане. Первое задание – назвать кому нужна вода, охрана водных ресурсов, вода хорошо – вода плохо.
Второе задание – подумать и вспомнить свойства воды, узнать новое свойство воды.
Третье задание – провести опыт по исследованию нового свойства воды.
Это дидактическое пособие направляет детей на поиск новых знаний, дает возможность ребенку выдвигать свои догадки, предположения, исследовать их в свободной и ненапряженной обстановке, путем обсуждений с выбранным партнером или работы в малых группах.
Например: на крыше домика в кармашке карточка с символом песка.
Дети договариваются между собой, какое задание они будут выполнять, затем выбирают карточки символы к этому заданию, вставляют в кармашки, обсуждают последовательность действий, выбирают необходимый материал. Выполняют задания и результаты фиксируют в индивидуальных блокнотах или на планшете.
Наши воспитанники получают огромное удовольствие от "свободного выбора", позволяющего взаимодействовать со сверстниками, и от успешного выполнения задания. Они чувствуют себя "учеными", "творцами", "исследователями", радуются, восхищаются своими открытиями.
Совместные действия детей помогают ребенку самореализоваться, ощутить себя субъектом деятельности, что важно для развития самостоятельности и инициативы.
Использование данного дидактического пособия стимулирует стремление детей к экспериментально-исследовательской деятельности, способствует развитию познавательного интереса, активности, любознательности, а также помогает приобрести опыт общения как со взрослым, так и со сверстниками.
В результате:
- наши воспитанники способны с помощью карточек-символов определить задание, последовательность исследовательских действий, выбрать материал для проведения опыта, провести опыт, обсудить и зафиксировать его результаты;
- умеют обсуждать, договариваться, работать в парах или в малых группах;
- проявляют интерес к объектам живой и неживой природы.
Работа в данном направлении представляется нам актуальной и важной в свете введения ФГОС Дошкольного Образования.