Светлана Граборова
Умственное воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
Всестороннее развитие личности ребёнка обеспечивается единством физического, нравственного, умственного и эстетического воспитания.
В процессе умственного воспитания детей обучают определёнными знаниями и умениями. Формируют у них процессы восприятия, памяти. Мышления, развивают их пытливость, любознательность.
Публикация «Умственное воспитание детей» размещена в разделах
Важная задача умственного воспитания дошкольников заключается в том, чтобы сообщая детям элементарные знания, вместе с этим формировать у них определённые способы восприятия (умение наблюдать, внимательно рассматривать и обследовать рукой предметы и т. д, а также простейшие способы умственной деятельности – умение анализировать, сравнивать и обобщать то, что было воспринято.
Умственное развитие детей происходит более интенсивно, если они усваивают не отдельные, разрозненные сведения, а известную систему элементарных знаний, отражающую простые, но существенные связи и зависимости, характерные для той или иной доступной ребёнку области действительности (живой и неживой природы, общественной жизни и т. д.).
Умственное воспитание детей – это сложный, многосторонний процесс, для осуществления которого используются различные виды деятельности детей – игра, труд, занятия и т. д.
Мышление ребёнка – дошкольника носит не абстрактный, а конкретный, наглядно- действенный и наглядно – образный характер. Однако это не означает, что дошкольники могут познавать лишь внешнюю сторону отдельных явлений, не способны выделить их общие существенные свойства.
Содержание и методы умственного воспитания в наших детских садах разрабатывались в соответствии с основными положениями советской педагогики и психологии, рассматривающих процесс психического развития детей как результат усвоения общественного опыта человечества. В этом процессе умственное развитие ребёнка – дошкольника выступает как усвоение наиболее простых форм этого опыта, как овладение элементарными знаниями и умениями. Такое усвоение знаний и умений является необходимым условием развития умственных способностей ребёнка, развития его восприятия, памяти, мышления.
Для того чтобы овладение новыми знаниями и умениями проходило успешно, необходимо, чтобы ребёнок усваивал их не пассивно, а активно, в процессе игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности.
Важной составной частью содержания умственного воспитания дошкольников является формирование и обогащение их наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, играющего существенную роль в познавательной деятельности маленького ребёнка.
Наиболее эффективно умственное воспитание дошкольников осуществляется в процессе обучения на занятиях. На занятиях создаются все условия для овладения знаниями в систематизированном виде.
Умственное воспитание дошкольников осуществляется и вне занятий. Правильно организованная игра, экскурсия, беседа во время прогулки и т. д. расширяет кругозор детей, формирует у них умение наблюдать, анализировать.
В качестве основных методов обучения детей на занятиях выступают методы, направленные на формирование новых знаний, новых способов мыслительной деятельности.
Важную роль в дошкольном обучении играет организация воспитателем продуктивной деятельности детей – конструирование, рисования, труда и т. д. Эти деятельности имеют свою специфику, которая заключается в том, что здесь дети не просто наблюдают и слушают, а преобразуют окружающую среду, получая в результате реальный продукт.
Существенное внимание следует уделять формированию у детей умений планировать свою практическую деятельность – что и в какой последовательности нужно сделать, чтобы выполнить основную задачу.
Существенное значение для умственного воспитания дошкольников имеют игровые методы. Дидактические игры, как правило. используются для закрепления знаний и умений, полученных детьми на занятиях. С помощью этих игр уточняются и закрепляются знания детей об основных свойствах предметов (форме, величине, цвете, о явлениях живой и неживой природы, математические знания и т. д.
Закреплению усвоенных знаний способствует также отражение детьми полученных впечатлений в игре, в конструировании, в изобразительной деятельности. Активно используя полученные знания в такого рода деятельностях, ребёнок прочно их запоминает и начинает их осмысливать более полно и глубоко.
В процессе обучения на занятиях воспитатель формирует у детей элементы учебной деятельности, вырабатывает умение внимательно слушать и выполнять указания. Действовать в соответствии с предложенным словесным или наглядным образцом, что имеет первостепенное значение для подготовки детей к школе, к систематическому обучению основам наук.