Валентина Юрикова
Консультация «Умственное воспитание детей раннего возраста»
Огромное значение для всей будущей жизни ребёнка имеет умственное воспитание дошкольника. Именно в возрасте от трех до пяти лет происходит закладка логического мышления, здоровой любознательности и стремления думать, размышлять, познавать. Основное влияние на умственное воспитание детей оказывает социальное окружение - родители, воспитатели, первые друзья малышей.
Публикация «Консультация „Умственное воспитание детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Когда же начинается умственное воспитание? С первых дней жизни малыша, с первого прикосновения мамы, с первого нежного слова. Для ребенка очень важно общение с близкими, от них он получает первые знания о языке, о главных понятиях. Уже в два - три месяца ребенок манипулирует с игрушками, подключается моторика, оказывающая непосредственное влияние на умственное развитие. Вскоре малыш начинает познавать окружающий его мир посредством игры. Очень важно как можно раньше стимулировать ребенка к творчеству - к лепке, аппликации, рисованию, конструированию. Тогда дошкольник будет готов к обучению, к продуктивной деятельности, к самостоятельному познанию окружающего мира.
При умственном воспитании дошкольника важен индивидуальный подход, а также правильное распределение нагрузки. Ребенок не должен скучать во время занятий, нужно учитывать как возраст, так и темперамент малыша.
Умственное воспитание дошкольников включает в себя следующие цели: понимание окружающих нас явлений и понятий, развитие памяти, логического мышления, речи, ощущений, воображения, развитие любознательности и способности к обучению.
Период дошкольного возраста - это то время, когда ребенок ежедневно, ежеминутно получает новые знания, представления. Но эти знания будут поверхностны при отсутствии систематизации.
Умственные способности ребенка нуждаются в воспитании также, как и эмоциональные или физические, и также нуждаются в организованном подходе со стороны родителей и воспитателей.
Остановимся подробнее на основных направлениях умственного воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание при умственном воспитании дошкольников следует уделить сенсорному воспитанию - а это ощущения и восприятие. Также чрезвычайно важно развитие речи - ребенок как и все мы думает и воспринимает информацию на родном языке. Дошкольникам нужно много читать, рассказывать, учить их грамотному пересказу и описанию. В дошкольном возрасте память детей увеличивается в геометрической прогрессии, они учатся запоминать сознательно, и требуется создать условия для развития памяти - например учить стихи наизусть, учить пересказу услышанного. Важнейший толчок умственному развитию дает воображение. Именно поэтому стоит заниматься творчеством с малышом с самого раннего возраста. Качество присущее любому здоровому ребенку - любознательность. Родители и воспитатели должны поддерживать стремление ребенка к познанию, вовремя отвечать на вопросы, устраивать наблюдения за окружающими предметами и явлениями.
Даже в том случае, если ребенок не посещает дошкольное учреждение, для полноценного умственного развития необходима организованная деятельность в домашних условиях. Родителям следует понимать всю ответственность их выбора - оставлять или нет ребенка дома, и создать соответствующие условия для грамотного и полноценного умственного воспитания.
Ранняя профессиональная ориентация дошкольников.
Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Сама социальная среда выдвигает требования к уровню развития ребёнка. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, получение навыков общения, но и как знакомство старших дошкольников с жизнью современного общества. В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм, принятых в обществе, формируются личностные качества. Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передача знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого. Ребёнок учится проявлять своё отношение к окружающей действительности, к людям, окружающим его, проявлять свои способности. Знания о социальной действительности преподносятся и через расширение представлений дошкольников о трудовой деятельности людей. Подобные знания обеспечивают понимание ребёнком общественного уклада, понимания места человека в обществе, его вклада в решении общественных задач, понимания значения труда для каждого человека. Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых.
Было установлено, что от уровня знаний о труде зависит интерес к трудовой деятельности, развитие познавательной деятельности, умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к трудовой деятельности). Успешное овладение детьми знаниями о труде взрослых возможно при хорошей организации педагогической работы. Ранняя профориентация детей носит информационный характер. Выделяют следующие задачи профориентации детей дошкольного возраста : ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями, привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру.
В современных Программах воспитания и обучения в дошкольном учреждении раздел Труд является обязательной областью знания. Разработчики Программ дошкольного образования включают в данный раздел сведения о значении труда, профессиональной деятельности взрослых, условиях и значении их работы, формирование трудовых навыков и другое с целью общего развития детей и воспитания трудолюбия в детях. Положительным в традиционном подходе к трудовому воспитанию является воспитание отношения к рукотворному миру, к красоте человеческого труда, человеческого творения. Наиглавнейшей задачей трудового воспитания является воспитание трудолюбия. Нет необходимости доказывать, какие преимущества перед другими (сверстниками, взрослыми) имеет человек, умеющий хорошо трудиться, ответственно относиться к своим обязанностям. Трудолюбие – сложное многосоставное, комплексное качество, которое среди немногих способно «переноситься» в другие виды детской деятельности, в том числе и учебную. Выпускник дошкольного учреждения, обладающий этим качеством, будет успешнее учиться в школе, осознаннее и ответственнее воспринимать обязанности учителя. Ведь учеба такой же труд, работа, как у взрослых. Трудолюбие – это совокупность желания и умения трудиться в рамках индивидуальной и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Участие в труде, как доказано многочисленными исследованиями, не всегда автоматически дает эффект воспитания и развития личности ребёнка. Труд дошкольников может и должен быть только средством воспитания у детей положительного отношения к труду, начал трудолюбия. В соответствии с требованием времени, следует больше внимания уделить учету склонностей и интереса детей к разным видам труда, больше внимания уделить культуре самообслуживания и культуре деятельности в целом. Реализация в практике дошкольного образования личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка создает богатые перспективы для совершенствования индивидуальной работы с детьми в направлении ранней профориентации.
Ранняя детская профориентация носит информационный, консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.
Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятным условием для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Имея положительный пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу. Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививаются нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии. Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.
Создание условий для ранней профориентации дошкольников.
Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
• углубить практические знания воспитанников;
• выявить интересы и склонности воспитанников;
• развивать интерес и умение осуществлять действия.
Использование игрового пространства позволяет:
• индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;
• актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;
• позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;
• помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;
• использовать полученные знания в практическом применении;
• принимать во внимание деятельность других воспитанников;
• предусматривать игровой замысел;
• корректировать и развивать игровой сюжет.
Предметно-развивающая среда включает в себя:
• познавательную зону;
• развивающую игротеку;
• тематическую библиотечку "Калейдоскоп профессий"
Развивающая среда представлена зоной:
«Страна профессий», созданной с учетом требований Базового компонента и программы «Уверенный старт», которая позволяет знакомить воспитанников с профессиями взрослых.
Уголок «спецформа» - с профессиональной одеждой людей разных профессий, игровые персонажи, которые принимают участие во всех режимных моментах образовательно - воспитательного процесса.
Подобрана серия развивающих игр профессиональной направленности: «Профессии», «Играем в профессии», «Что из чего?» «Кто, что дает?»
И другие, которые помогают в игровой форме знакомить воспитанников с миром профессий.
В группах созданы тематические библиотечки «Калейдоскоп профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал с ранней профориентации дошкольников.
Второй этап работы - совместная работа воспитателя с воспитанниками.
Реализуя задачи Базового компонента отдавать приоритет принципа активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.
Традиционные формы:
• традиционные, комплексные и интегрированные занятия,
• трудовая деятельность и различные виды игр,
• решение проблемных задач и ситуаций,
• наблюдения и экскурсии,
• экспериментальная деятельность,
• встречи со специалистами,
• тренинги, дискуссии,
• театрализованная деятельность,
• развлечения,
• чтение художественной литературы и беседы за ней,
• ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,
• имитационные упражнения,
• изобразительная деятельность,
• обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,
• разгадывание кроссвордов и загадок,
• просмотр диафильмов.
Нетрадиционные формы:
• творческое моделирование и проектирование,
• разработка и составление алгоритмов,
• просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии,
• изготовление технологических карт,
• аукцион экономических идей,
• заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен».
Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников. При подготовке к занятиям используем алгоритм ознакомления воспитанников с профессиями.
Занятия: «Путешествие в мир профессий», «Знакомимся с профессиями искусства», «Все профессии важны», «Откуда хлеб пришел на стол», «Кто откроет мир ребенку».
Спортивное развлечение - «Спорт, нам дети, очень нужен», «Мы со спортом крепко дружим!», «Кругосветное путешествие Знаек», «Изучаем правила безопасного поведения на улице», «Моя Земля - земля моих родителей» (ознакомление с трудом лесника).
Игровая деятельность.
У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т. д.)
В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.
Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры.
Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людей разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.
создавать элементы для атрибутов игры, овладевают различные техники выполнения этих атрибутов. Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, я использовала такие игры с предметами: «Юные стилисты» (дети должны собрать предметы, необходимые стилиста: игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди - воспитанники выбирают из множества разнообразных предметов);
«Строители городов» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке - игрушечные - кирпичик, кран, трактор);
«Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Ты - шахтер. Расскажи, что ты делаешь?»«История вещей. Из чего мы сделаны?»
Воспитанники совместно с воспитателями разыгрывают целые сценки, в которых дети учатся правильно вести себя, создавать художественные образы по темам: «Строим новый дом - будем жить все в нем», «строители нашего города», «Собираем модель солнечной системы».
Дети учатся
В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать.
Воспитанникам очень понравились герои прочитанных мною произведений С. Маршака - "Пожар", "Почта"; С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер»; В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»; В. А. Сухомлинский «Вол и садовник», «Моя мама пахнет хлебом», «Пекарь и швея», «Беда заставит учиться» и другие. Итогом усвоения прочитанных произведений является театрализованные игры.
Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника.
Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска? Зачем шахтеру каска с фонариком? Зачем повару фартук и колпак? Зачем космонавту скафандр? и т. д.
Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры:
«Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию.
В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.
Наблюдения и экскурсии
Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проводится через наблюдения и заочные экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, реализуются все направления развития, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду, для формирования их собственной трудовой поведения. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям, к вещам. Они осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то намусорил, без напоминания сам за собой убирает.
Проектная деятельность
Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного подразделения.
Список используемой литературы.
1. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников – М. – 1988.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Р Н/Д, 1996.
3. Логинова В. И. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.
4. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М: Воронеж, 1996.
5. Шатова А. Д. Вновь о трудовом воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание : традиции и современность. – М., 2002. – в.