Двинянинова Валентина
Уменьшение голосо-речевой нагрузки ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Уменьшение голосо-речевой нагрузки
педагога ДОО
Наш голос – это удивительный инструмент, позволяющий общаться и выражать себя. А для многих голос – это важнейшее средство профессиональной реализации. Мы ежедневно эксплуатируем свой голосовой аппарат, не задумываясь о том, насколько он хрупок и уязвим.
Так, например, зачастую педагоги нерационально или малоэффективно используют инструменты профессиональной деятельности на протяжении трудового дня: нецелесообразно распределяют вербальные, наглядные и практические методы работы, предпочитая рассказы или разговоры с детьми; злоупотребляют повышенным тоном; применяют шепотную речь без потребности или говорят в несвойственной им манере.
Публикация «Уменьшение голосо-речевой нагрузки ДОО» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Все это без исключения способно вызвать болезни голосового аппарата, а в особом случае, послужить и причиной профессиональной непригодности педагога.
[i]Свойства профессионального голоса педагога[/i]
- подстраивается под обстановку;
- гибкость и стойкость;
- стабильность и умение переносить долговременную нагрузку;
- достаточный уровень громкости;
- обширный динамический спектр;
- многообразие тембра;
- гармоничность;
- полетность;
- суггестивность
Со сменой вида деятельности меняется и голосо-речевая нагрузка педагога. Менее интенсивная голосовая нагрузка на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Максимум нагрузки приходится на занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений.
В процессе занятий необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь эмоциональный контакт важен для всех детей. Применение чрезмерно громкой речи и переход на крик также недопустимы. Вместе с тем повышение воспитателем голоса приводит к его перенапряжению и срыву.
Факторы, оказывающие неблагоприятное влияние
на голос педагога:
- большое количество детей в группе;
- постоянные шум и гул, создаваемые детьми;
- большое количество занятий;
- поочередное пребывание то в помещении, то на воздухе;
- жесткий режим дня;
- отсутствие возможности проводить релаксационные упражнения
в течение рабочей смены;
- хронические эмоциональные перегрузки;
- стрессовая обстановка
Правила соблюдения гигиены голоса для педагога:
- поддерживайте постоянно голосовую форму, не допускайте охриплости или неестественного звучания голоса;
- научитесь отличать неполадки в голосовом аппарате вследствие болезни от неправильного голосообразования;
- избегайте повышенной голосо-речевой нагрузки даже в состоянии легкой простуды;
- соблюдайте правила нервно-психической гигиены, включающей мероприятия по снятию эмоционального напряжения, мышечному расслаблению и регуляции общего мышечного тонуса и поддержанию положительного психоэмоционального состояния;
- говорите динамично, голос должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс.
Как предупредить расстройство голоса вне рабочей деятельности
- не подвергайте голос сильным нагрузкам с самого утра – дайте ему возможность «проснуться»;
- откажитесь от курения;
- ограничьте употребление пищи, раздражающей слизистую оболочку глотки и гортани;
- своевременно лечите лор-органы и зубы, после перенесенного заболевания увеличивать речевую нагрузку постепенно;
- не разговаривайте на морозе и в ветреную погоду;
- при первых признаках осиплости голоса сведите любые разговоры к минимуму, старайтесь больше молчать, избегать шепота;
- избегайте длительного пребывания в помещениях с сухим или пыльным воздухом, а также с кондиционером;
- если предстоят большие нагрузки на голос, выпейте маленькими глотками стакан теплого чая
Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях:
- создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте совместно с ними сигналы (например: если зазвенит колокольчик – садимся за столики; если воспитатель взял фонарик – бежим на ковер, начинается физкультминутка и др.)
- используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует их деятельность;
- постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей, привлеките их внимание каким-либо способом, тогда воспитанники начнут успокаиваться, и в группе установится тишина);
- назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками, дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить группу к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения;
- включайте на занятиях фрагменты мультфильмов, видеоролики с компьютерными героями, произносящими определенные инструкции, фонограммы голосов дикторов.
Для снижения голосо-речевой нагрузки в ходе самостоятельной деятельности детей:
- не отвлекайтесь на сторонние процессы, наблюдая и контролируя работу детей;
- разделите их на группы и формируйте сюжет игры для каждой из них;
- притягивайте интерес ребенка с помощью красивой мелодии, контрольных карточек, живописных игрушек, не повышая голос;
- подсказывайте детям по завершении самостоятельной деятельности, что нужно убрать игрушки – но не криком, находясь в другом углу помещения, а с помощью разных педагогических способов. Например, предложите собраться всем вместе и послушать сказку о том, что, если игрушки не будут расставлены по местам, придет Мой Додыр и заберет с собой все, что раскидано, что играть будет нечем.
В качестве способов снижения голосо-речевого напряжения на прогулках можно предложить выполнение особых упражнений, координирующих дыхание, фонацию и артикуляцию, а также специальную подготовку детей к прогулкам, например, придумать свои жесты и знаки.
Можно предложить детям, чтобы они вообразили, что воспитатель – это регулировщик. Когда он поднимает правую руку вверх – надо подойти к нему; когда поднимает обе руки вверх – построиться попарно и идти в группу; когда разводит прямые руки в стороны – можно самостоятельно поиграть на площадке и т. д. Для быстрого построения детей парами используйте игры «Ручеек» или «Золотые ворота».
Детский сон – время отдыха для голоса воспитателя. Целесообразно использовать рабочее время педагоги могут, заполняя во время тихого часа документы, изготавливая дидактические пособия или подготавливая группу к занятиям.
Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце рабочего дня:
- организуйте с детьми тихую игру или почитайте сказку;
- предложите им вспомнить названия овощей, фруктов, предметов
мебели или подвести итоги дня;
- сделайте упражнения на релаксацию.
Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоций истощает наш организм и одного ночного отдыха ему недостаточно.
Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может – релаксация.
Приемы и упражнения, способствующие покою и снятию мышечного напряжения, можно применять не только педагогам, но и воспитанникам.
Прием релаксации, связанный с контролем дыхания.
Дыхательные гимнастики. Необходимо сесть поудобнее и сделать глубокий вдох носом и длинный выдох ртом. Можно закрыть глаза для полного расслабления. И дышать глубоко и ровно.
Приемы релаксации, связанные с использование образов.
Для каждого человека важно найти тот образ, который наилучшим образом вызывает нужное состояние.
Достичь расслабления помогают такие образы:
1. Вы нежитесь на мягкой перине, которая идеальным образом повторяет изгибы вашего тела;
2. Вы покачиваетесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело;
3. Вы находитесь в теплой ванне, приятное спокойствие просачивается
в ваше тело.
Мышечное расслабление.
Необходимо сесть поудобнее, выключить свет, включить музыкальное сопровождение и зачитывать определенный текст, обращая внимание на различные участки и снимать с них напряжение.
Например: Мои глаза закрываются. Я успокаиваюсь. Я расслабляюсь. Я чувствую себя спокойно и легко. Мое тело расслабляется. Я спокоен. Я расслаблен. Мне спокойно, легко и приято. С каждым выдохом мне все спокойней, легче и приятней. Я отдыхаю, мне хорошо. Мое лицо расслабляется. Расслабляется лоб, нос, щеки, губы. Расслабились глаза. Моя голова полностью расслабляется. Расслабляется правая рука…
Я отдохнул. Я чувствую прилив сил. Глаза открываются. Я встаю!
С целью полного осуществления коммуникативной функции в профессиональной деятельности педагога, необходимо запомнить и выполнять несложные правила:
- следить за своим здоровьем;
- соблюдать правила гигиены голоса;
- контролировать голосо-речевую нагрузку в течение дня: использовать «педагогические уловки», давать отдых голосо-речевому аппарату;
- не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;
- проводить релаксационные минутки, в организации которых может помочь педагог-психолог ДОО;
- применять упражнения для полной релаксации организма.