Приложение МААМ

Уменьшение голосо-речевой нагрузки ДОО

Двинянинова Валентина
Уменьшение голосо-речевой нагрузки ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Уменьшение голосо-речевой нагрузки

педагога ДОО

Наш голос – это удивительный инструмент, позволяющий общаться и выражать себя. А для многих голос – это важнейшее средство профессиональной реализации. Мы ежедневно эксплуатируем свой голосовой аппарат, не задумываясь о том, насколько он хрупок и уязвим.

Так, например, зачастую педагоги нерационально или малоэффективно используют инструменты профессиональной деятельности на протяжении трудового дня: нецелесообразно распределяют вербальные, наглядные и практические методы работы, предпочитая рассказы или разговоры с детьми; злоупотребляют повышенным тоном; применяют шепотную речь без потребности или говорят в несвойственной им манере.

Публикация «Уменьшение голосо-речевой нагрузки ДОО» размещена в разделах

Все это без исключения способно вызвать болезни голосового аппарата, а в особом случае, послужить и причиной профессиональной непригодности педагога.

[i]Свойства профессионального голоса педагога[/i]

- подстраивается под обстановку;

- гибкость и стойкость;

- стабильность и умение переносить долговременную нагрузку;

- достаточный уровень громкости;

- обширный динамический спектр;

- многообразие тембра;

- гармоничность;

- полетность;

- суггестивность

Со сменой вида деятельности меняется и голосо-речевая нагрузка педагога. Менее интенсивная голосовая нагрузка на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Максимум нагрузки приходится на занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений.

В процессе занятий необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь эмоциональный контакт важен для всех детей. Применение чрезмерно громкой речи и переход на крик также недопустимы. Вместе с тем повышение воспитателем голоса приводит к его перенапряжению и срыву.

Факторы, оказывающие неблагоприятное влияние

на голос педагога:

- большое количество детей в группе;

- постоянные шум и гул, создаваемые детьми;

- большое количество занятий;

- поочередное пребывание то в помещении, то на воздухе;

- жесткий режим дня;

- отсутствие возможности проводить релаксационные упражнения

в течение рабочей смены;

- хронические эмоциональные перегрузки;

- стрессовая обстановка

Правила соблюдения гигиены голоса для педагога:

- поддерживайте постоянно голосовую форму, не допускайте охриплости или неестественного звучания голоса;

- научитесь отличать неполадки в голосовом аппарате вследствие болезни от неправильного голосообразования;

- избегайте повышенной голосо-речевой нагрузки даже в состоянии легкой простуды;

- соблюдайте правила нервно-психической гигиены, включающей мероприятия по снятию эмоционального напряжения, мышечному расслаблению и регуляции общего мышечного тонуса и поддержанию положительного психоэмоционального состояния;

- говорите динамично, голос должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс.

Как предупредить расстройство голоса вне рабочей деятельности

- не подвергайте голос сильным нагрузкам с самого утра – дайте ему возможность «проснуться»;

- откажитесь от курения;

- ограничьте употребление пищи, раздражающей слизистую оболочку глотки и гортани;

- своевременно лечите лор-органы и зубы, после перенесенного заболевания увеличивать речевую нагрузку постепенно;

- не разговаривайте на морозе и в ветреную погоду;

- при первых признаках осиплости голоса сведите любые разговоры к минимуму, старайтесь больше молчать, избегать шепота;

- избегайте длительного пребывания в помещениях с сухим или пыльным воздухом, а также с кондиционером;

- если предстоят большие нагрузки на голос, выпейте маленькими глотками стакан теплого чая

Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях:

- создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте совместно с ними сигналы (например: если зазвенит колокольчик – садимся за столики; если воспитатель взял фонарик – бежим на ковер, начинается физкультминутка и др.)

- используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует их деятельность;

- постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей, привлеките их внимание каким-либо способом, тогда воспитанники начнут успокаиваться, и в группе установится тишина);

- назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками, дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить группу к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения;

- включайте на занятиях фрагменты мультфильмов, видеоролики с компьютерными героями, произносящими определенные инструкции, фонограммы голосов дикторов.

Для снижения голосо-речевой нагрузки в ходе самостоятельной деятельности детей:

- не отвлекайтесь на сторонние процессы, наблюдая и контролируя работу детей;

- разделите их на группы и формируйте сюжет игры для каждой из них;

- притягивайте интерес ребенка с помощью красивой мелодии, контрольных карточек, живописных игрушек, не повышая голос;

- подсказывайте детям по завершении самостоятельной деятельности, что нужно убрать игрушки – но не криком, находясь в другом углу помещения, а с помощью разных педагогических способов. Например, предложите собраться всем вместе и послушать сказку о том, что, если игрушки не будут расставлены по местам, придет Мой Додыр и заберет с собой все, что раскидано, что играть будет нечем.

В качестве способов снижения голосо-речевого напряжения на прогулках можно предложить выполнение особых упражнений, координирующих дыхание, фонацию и артикуляцию, а также специальную подготовку детей к прогулкам, например, придумать свои жесты и знаки.

Можно предложить детям, чтобы они вообразили, что воспитатель – это регулировщик. Когда он поднимает правую руку вверх – надо подойти к нему; когда поднимает обе руки вверх – построиться попарно и идти в группу; когда разводит прямые руки в стороны – можно самостоятельно поиграть на площадке и т. д. Для быстрого построения детей парами используйте игры «Ручеек» или «Золотые ворота».

Детский сон – время отдыха для голоса воспитателя. Целесообразно использовать рабочее время педагоги могут, заполняя во время тихого часа документы, изготавливая дидактические пособия или подготавливая группу к занятиям.

Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце рабочего дня:

- организуйте с детьми тихую игру или почитайте сказку;

- предложите им вспомнить названия овощей, фруктов, предметов

мебели или подвести итоги дня;

- сделайте упражнения на релаксацию.

Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоций истощает наш организм и одного ночного отдыха ему недостаточно.

Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может – релаксация.

Приемы и упражнения, способствующие покою и снятию мышечного напряжения, можно применять не только педагогам, но и воспитанникам.

Прием релаксации, связанный с контролем дыхания.

Дыхательные гимнастики. Необходимо сесть поудобнее и сделать глубокий вдох носом и длинный выдох ртом. Можно закрыть глаза для полного расслабления. И дышать глубоко и ровно.

Приемы релаксации, связанные с использование образов.

Для каждого человека важно найти тот образ, который наилучшим образом вызывает нужное состояние.

Достичь расслабления помогают такие образы:

1. Вы нежитесь на мягкой перине, которая идеальным образом повторяет изгибы вашего тела;

2. Вы покачиваетесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело;

3. Вы находитесь в теплой ванне, приятное спокойствие просачивается

в ваше тело.

Мышечное расслабление.

Необходимо сесть поудобнее, выключить свет, включить музыкальное сопровождение и зачитывать определенный текст, обращая внимание на различные участки и снимать с них напряжение.

Например: Мои глаза закрываются. Я успокаиваюсь. Я расслабляюсь. Я чувствую себя спокойно и легко. Мое тело расслабляется. Я спокоен. Я расслаблен. Мне спокойно, легко и приято. С каждым выдохом мне все спокойней, легче и приятней. Я отдыхаю, мне хорошо. Мое лицо расслабляется. Расслабляется лоб, нос, щеки, губы. Расслабились глаза. Моя голова полностью расслабляется. Расслабляется правая рука…

Я отдохнул. Я чувствую прилив сил. Глаза открываются. Я встаю!

С целью полного осуществления коммуникативной функции в профессиональной деятельности педагога, необходимо запомнить и выполнять несложные правила:

- следить за своим здоровьем;

- соблюдать правила гигиены голоса;

- контролировать голосо-речевую нагрузку в течение дня: использовать «педагогические уловки», давать отдых голосо-речевому аппарату;

- не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;

- проводить релаксационные минутки, в организации которых может помочь педагог-психолог ДОО;

- применять упражнения для полной релаксации организма.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Речевой тренинг» «РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ» I. «Разминка». Элементы аутотренинга. Цель: Подготовить организм к работе, освободить от мышечных зажимов для ощущения.

Инклюзивное образование детей в ДОО. Современное состояние, перспективы развития на примере своего ДОО Сухомлинский В. А. : «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости.

Консультация для воспитателей «Дозировка физической нагрузки в ДОУ» Консультация для воспитателей. Дозировка физической нагрузки в ДОУ. 1 Слайд Цель физического развития в ДОУ- сохранение и укрепление здоровья.

Лэпбук «Речевой домик»Лэпбук «Речевой домик» Автор: Артемова Елена Владимировна Образовательная область: речевое развитие Актуальность: Проблема развития речи является одной из актуальных.

Русский речевой этикет РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости., ученость становится в нем педантизмом, остроумие – шутовством,.

Оформление «Речевой центр»Оформление «Речевой центр» Добрый день! хочу представить вашему вниманию оформление уголка по развитию речи в моей младшей группе детского сада. Уголок соответствует.

Презентация «Речевой слух» Презентация на тему "Речевой слух" Воспитатель:Кира Александровна Пашина СЛАЙД 1 СЛАЙД 2 Для начала вспомним, что такое слух вообще? Слух.

Речевой уголок «Говорушки»Речевой уголок «Говорушки» Наш речевой уголок соседствует рядом с книжным и театральным. Здесь собраны игры на развитие речевого дыхания, артикуляции. Игры на развитие.

Конспект занятия «Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц с одним множеством предметов» Пояснительная записка к мультимедийному продукту. Преподаватель: Ларионова Юлия Валерьевна Предмет: математика Тема : Задачи на увеличение.

Взаимодействие ДОО и семьи при реализации ФГОС доо Взаимодействие ДОО и семьи при реализации ФГОС ДОО Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о необходимости сотрудничества двух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Уменьшение голосо-речевой нагрузки ДОО
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 10:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Уменьшение голосо-речевой нагрузки ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Двинянинова Валентина (УИ 1897924) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД