Елена Ластикова
Игровое занятие-беседа «Улыбнёмся друг другу»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ТЕМРЮКСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
Конспект занятия
«Улыбнёмся друг другу. Игровое занятие-беседа. Выражение эмоций с помощью эмоций. мимики. позы. Правила и приёмы выхода из сложных конфликтов и ситуаций.»
Автор - составитель:
Ластикова Елена Степановна,
воспитатель.
пос. Светлый Путь Ленина
2020
Публикация «Игровое занятие-беседа „Улыбнёмся друг другу“» размещена в разделах
«Улыбнёмся друг другу. Игровое занятие-беседа. Выражение эмоций с помощью эмоций. мимики. позы. Правила и приёмы выхода из сложных конфликтов и ситуаций.»
Цели: - закрепление знаний детей об использовании несловесных средств общения (мимика и жесты, позы);
- развитие творческих способностей; правильной, выразительной речи с использованием несловесных средств общения;
- воспитание культуры поведения, навыков совместной деятельности.
Задачи:
- помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты, поза являются дополнительными средствами выразительности устной речи, которой пользуются актёры в своей работе;
- показать роль мимики и жестов в общении.
Методы и технологии:
-игровой;
-словесный (чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок», рассказ);
-наглядный;
-здоровьесберегающие технологии;
-ИКТ.
Оборудование и материалы:
-ноутбук;
-картинки с изображением жестов, мимики. позы;
-игра «Настроение»; «Ситуация»; «Тихо»
Возраст: 7-14 лет (ОВЗ)
Ход занятия:
Здравствуйте ребята!
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами.
Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил!
Ребята давайте поздороваемся:
Скажем, здравствуйте руками.
Скажем, здравствуйте глазами.
Скажем, здравствуйте мы ртом,
Станет радостно кругом.
У нас с вами сегодня не обычное занятие. Мы начинаем нашу работу с разминки,
-Для того чтобы чётко и ясно излагать свои мысли, выполним упражнения, которые помогут нам в этом.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения, развивающие дыхание:
а) Представьте, что вы пришли в цветочный магазин и почувствовали восхитительный аромат цветов.
- Сделайте глубокий вдох - выдох.
б) Представьте, что перед вами 3 свечи.
- Сделайте глубокий вдох, слегка надуйте щёчки, задуйте свечи тремя порциями воздуха.
в) – Вдох. На выдохе произнесите:
“По небу плыли тучки.
Тучек четыре штучки:
От первой до третьей люди,
Четвёртая плыла как лебедь”.
- Сегодня вы узнаете о некоторых средствах выразительности. Какие это средства, догадайтесь сами (мимика, жесты, позы).
- Послушайте сказку Корнея Чуковского «Цыпленок» и скажите: «Всё ли вам понятно?»
Воспитатель читает сказку без мимики и жестов.
«Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой.
Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так.
И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Она была вот такая.
Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А был кот вот такой.»
– Вам все понятно?
(ответы детей)
Воспитатель: Хорошо. Давайте я расскажу эту сказку еще раз. Может быть тогда станет ясно. (Воспитатель добавляет мимику и жесты)
- Теперь понятно стало? А почему? Что помогло вам понять сказку?
-Какое средство выразительности вы использовали, когда улыбались друг другу?
-У вас на лице появилась мимика
-А как поприветствовали друг друга?
-Жестом руки.
– А что означают эти слова? Я, идя к вам на занятия, заглянула в очень полезную книгу, чтобы точнее узнать толкование этих слов. Кто помнит, как эта книга называется?
(Толковый словарь).
Воспитатель: Толковый словарь гласит:
Мимика – это движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
Жесты – это движения рукой или другие телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь.
-Ребята, а вы хотите распознавать мимику и жесты?
-Значит, чем мы сегодня будем заниматься на занятии?
-Для чего нужно уметь пользоваться мимикой и жестом?
-А скажите людям, какой профессии нужно владеть мимикой и жестом? (Актёр, певец.)
-Актёры пользуются мимикой и жестами, чтобы создать на сцене интересный выразительный образ. А как ведут себя зрители?
- Давайте поучимся определять значение жестов и мимики на рисунках. Рассмотрите рисунки и скажите, на каких из них и как художник передал радость, грусть, удивление, печаль. Как вы догадались?
После ответов детей воспитатель предлагает детям игру: «Настроение».
-А сейчас подойдите к столу, на них есть заготовки лиц, ваша задача изобразить, то, что нарисовано на карточке.
Игра: «Настроение».
Весёлый человек.
Сердитый человек.
Удивлённый человек.
Злой человек…
Воспитатель:
-С каким человеком приятно общаться? Какое выражение лица располагает к приятному общению? (Ответы детей).
- Жесты, как и мимика тоже бывают разными. Рассмотрите рисунки и определите, о чём говорят эти жесты. (Показ рисунков с различными жестами).
- А знаете, ребята, сколько разных движений можно сделать руками?
Представим различные ситуации.
Игра «Ситуация» :
«Нам очень жарко». (Рука спокойно обмахивает лицо.)
«Снег хлопьями повалил». (Рука слегка прикрывает лицо.)
«Град пошел». (Присели, руки на голову.)
«На конфетку!» (Рука вперед, ладонь раскрыта, радость.)
«На горькое лекарство!» (Лицо недовольное, рука от себя.)
Воспитатель:
-Ребята посмотрите у меня на картинке изображены две девочки, они поссорились и расселись по разным углам. Давайте с вами рассмотрим эту ситуацию и попытаемся помочь девочкам помериться, что бы вы им посоветовали, давайте им дадим совет и в знак примирения посоветуем воспользуемся мимикой- улыбкой и жестом-пожатием рук.
- А сейчас выполните мою просьбу, которую я сообщу вам с помощью жестов и мимики.
Воспитатель поднимает обе руки ладонями вверх. Дети встают. Воспитатель
пускает руки. Дети садятся.
– Смотрите: вы без слов, только по жестам и мимике поняли меня. Значит, можно общаться без слов?
Да.
Где в жизни мы встречаем такое общение, когда мимика и жесты заменяют слова?
В балете, пантомиме, при общении глухонемых людей.
Эти жесты являются необходимыми. Но иногда люди во время разговора или выступления делают ненужные движения, которые мешают пониманию речи. Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, когда, отвечая урок, некоторые постоянно что-то вертят в руках, крутят пуговицу, что-то поправляют. Ненужные жесты мешают слушать. Лишние жесты не нужны, как и слова. Очень важно умело использовать мимику и жесты. Иногда рассказчик говорит о грустном, печальном, а сам улыбается, или наоборот – рассказ веселый, а у говорящего безразличное лицо. Мимика, жесты и слова, должны помогать рассказчику лучше передать содержание высказывания.
Физминутка:
Я буду называть известные жесты, если они приятные, хорошие – хлопаем в ладоши, если нет – приседаем.
Гладить по головке, высовывать язык, рукопожатие, поклон, сопение носом, хрустеть пальцами, подать руку женщине или девочке, фыркать, теребить волосы, отдавать честь, крутить пальцем у виска.
– Какие жесты вам неприятны?
Называют обидные жесты.
– Теперь попробуйте сами оценить себя: используете ли вы в своей жизни такие жесты?
- Жесты так же несут культуру народа. Одни и те же жесты, могут нести разное значение у разных народов.
• Кивок головы - у русских – ДА, у болгар – НЕТ.
• Помашем рукой - у русских жест прощания, у латиноамериканцев приглашение в гости и др.
• Если вы попадете в Тибет и встречный прохожий покажет вам язык - не огорчайтесь. Это будет означать - "Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!". Но для других народов этот жест оскорбителен.
• Выражая восхищение, мы хлопаем в ладоши. А в Бразилии, восторгаясь чем-то, возьмутся за мочку уха.
Игра: «Тихо».
Пользуясь языком жестов показать:
-тихо;
-позвать к себе товарища;
-обрадоваться друзьям;
-который час.
Рефлексия:
Послушайте известную вам песенку. Если знаете слова, подпевайте.
(Дети слушают песню «Улыбка»)
Итог занятия :
-Давайте ещё раз скажем, какое значение имеют в устной речи мимика и жесты.
Мимика и жесты помогают передать душевное состояние, настроение человека, делают речь более точной и понятной.
Понравилось вам занятие? Покажите это при помощи мимики и жестов.
Вспомните, мы начали наше занятие с улыбки. Улыбнитесь друг другу.