Лихачёва Татьяна
Укрепление здоровья дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. Сухомлинский
Актуальность:
Федеральные государственные требования дошкольного образования выдвигают задачи – создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребёнка, формирование культурно – гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своём здоровье и о средствах его укрепления.
Публикация «Укрепление здоровья дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Фундамент активного здорового долголетия закладывается именно в период дошкольного возраста, отсюда растет необходимость приобщения детей к здоровому образу жизни, поиска средств для сохранения и укрепления здоровья детей и повышение уровня их культуры здоровья.
Проблема:
В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Столкнувшись с этой проблемой в своей педагогической деятельности на музыкальных занятиях, и работая в детском саду с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления, я поняла необходимость внедрения и использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.
Под здоровьесберегающими технологиями в педагогике подразумевается способ организации и последовательность действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализация образовательных программ на основе всестороннего учёта индивидуального здоровья ребёнка, особенностей его психофизического, духовно-нравственного развития, сохранения и укрепления здоровья.
Учёные утверждают, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание, а ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений.
Специалистами были разработаны структура и содержание музыкальной оздоровительной работы, соединяющие традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
Новизна системы состоит в следующем:
На музыкальных занятиях необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме с использованием игрового массажа, валеологических песен - распевок, самомассажа, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Для профилактики простудных заболеваний использовать фонопедические и оздоровительные упражнения для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний, сопровождение речевых игр музыкально-ритмическими движениями.
Цель проекта:
Разработка и проведение музыкальных занятий, включая в их планирование здоровье сберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья; выявление и развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников; формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
- Создать предметно развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
- Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоровье сберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
- С помощью здоровье сберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (Активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)
-Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, самому себе, его оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов.
-Воспитывать и развивать детей с учётом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одарённости в музыкальной деятельности.
Результатами этой музыкально- оздоровительной работы являются:
Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
Повышение уровня речевого развития.
Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально- оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально- оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально- оздоровительных мероприятий.
Результативность: Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.
Участники проекта: дети и воспитатели группы, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, старший воспитатель, заведующий ДОУ, родители, педагог-психолог, учитель-логопед.
Проект рассчитан для детей старшей - подготовительной группы (от 5 до 7 лет).
Психолого – педагогическая характеристика детей данного возраста:
В сюжетно-ролевых играх дети старшей и подготовительной к школе групп начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.
Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Условия реализации проекта.
Для успешной работы по реализации данного проекта необходимо создать определённые условия, способствующие наиболее полноценному укреплению психофизического здоровья детей и развитию их музыкально-творческих способностей.
- Создание в группе уголка – экспозиции о Здоровом Образе Жизни.
- Организация предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию и оздоровлению детей.
- Составление сборников - комплексов здоровьсберегающих технологий.
- Написание конспектов музыкальных и музыкально-валеологических занятий.
- Разработка сценариев досугов и развлечений.
- Подбор консультационного материала для родителей и педагогов.
- Создание комплекта CD -дисков «Музыкотерапия»
- Пополнение музыкального оснащения «В помощь музыкальному руководителю».
Проект практико – ориентированный, среднесрочный и реализуется в три этапа.
1 этап – организационный
Осуществляется осознание проблемной ситуации, определение целей и задач проекта; подбор и изучение методической литературы по теме проекта; разработка проекта и перспективного планирования мероприятий.
Проводится работа по самообразованию.
Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании.
Разработка диагностики по данной теме и проведение диагностического обследования детей.
2 этап – практический
Осуществляется формирование мотивации детей и их родителей к участию в проектной деятельности; обогащение знаний и опыта воспитателей, родителей по теме проекта, привлечение родителей к активному участию в работе по здоровьесбережению детей. Разрабатывается система взаимосвязанной работы музыкального руководителя, воспитателей, логопеда, физкультурного работника и психолога по созданию комплексной музыкально-оздоровительной работы с детьми.
Создание методических разработок для реализации проекта.
Проведение музыкально – валеологических занятий, развлечений, досугов с использованием здоровьесберегающих технологий для детей и их родителей.
Применение музыкотерапии в повседневной жизни дошкольников.
Музыкально- физкультурные развлечения.
Проведение Мастер – класса, Круглого стола, Консультаций для педагогов и родителей.
3 этап – обобщающий
Организуется представление конечных результатов проекта:
Творческий отчет в форме Открытого Музыкально – Валеологического занятия.
Исследование результатов практической деятельности.
Создание методических рекомендаций и пособий.
Диагностическая методика развития музыкально-творческих способностей детей Н. А. Ветлугиной.
Цель: исследование уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Диагностика музыкальных способностей включает в себя:
чувства темпа и метроритма
ладового чувства
звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)
чувства тембра
динамического чувства
чувства музыкальной формы
Критерии диагностики усвоения программных задач валеологического образования.
(По Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н.)
Старшая группа
Высокий
1. Ребенок полностью самостоятелен в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания.
2. Он отличается аккуратностью, адекватно оценивает культурно-гигиенические навыки сверстников и свои.
3. Проявляет заботу о слабых детях, с радостью оказывает им помощь в одевании, умывании, быту.
4. Ребенок самостоятельно выполняет все правила этикета.
5. С помощью взрослого устанавливает связь между совершаемыми действиями и состоянием организма. «Я буду, чтобы быть…».
6. Целеустремлен в выполнении правил здорового образа жизни.
Средний
1. Ребенок сам себя обслуживает, без напоминания сам правильно умывается, одевается, следит за своим внешним видом и порядком в группе.
2. Однако контроль взрослого за самообслуживанием недостаточен, требуется помощь в оценке.
3. Иногда устанавливает связи между поведением и здоровьем.
Низкий
1. Ребенок не уверен в себе, стремление к самостоятельности в процессе умывания, одевания, еды подавлено (без напоминания не может правильно умываться, следить за своим внешним видом).
2. Постоянно требуется прямое напоминание взрослого о соблюдении порядка, иногда непосредственная помощь.
3. Не развит интерес к выполнению правил здорового образа жизни.
Подготовительная группа
Высокий
1. Ребенок полностью самостоятелен в выполнении гигиенических процедур и самообслуживании.
2. Называет и понимает состояние здоровья и нездоровья.
3. Бережно, заботливо относится к своему здоровью и здоровью других людей, сверстников.
4. Беспокоится при нарушении правил гигиены, небрежном отношении к своему здоровью, готов оказать помощь в случае необходимости.
5. Связывает поступки, условия жизни и здоровье.
6. Знает особенности функционирования человеческого тела, строение организма.
Средний
1. Самостоятелен в выполнении гигиенических процедур и самообслуживания.
2. Сформированы привычки выполнения гигиенических процедур и самообслуживания.
3. Связывает поступки, условия жизни и здоровье.
4. Понимает особенности функционирования человеческого тела, строение организма.
Низкий
1. Выполняет некоторые гигиенические процедуры.
2. Понимает состояние своего организма.
3. Гигиенические процедуры выполняет несамостоятельно, качество выполнения низкое, требуется помощь взрослого.
4. Не понимает особенности функционирования человеческого тела, строения организма.
Вопросы для собеседования:
Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека
1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?
2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему?
3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?
4. Какие советы ты мне дашь,чтобы не заболеть?
5. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так думаешь?
6. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?
7. Какие полезные привычки ты знаешь? Какие есть у тебя?
Критерии диагностики усвоения программных задач валеологического образования.
Методика В. А. Деркунской.
Диагностика валеологической культуры ребёнка помогает выявить осознанное отношение ребёнка к здоровью и жизни человека; решению задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья и здоровья близких.
В результате моих исследований, проведенных в течение трёх месяцев, получены данные ежемесячной фиксации самочувствия ребенка на занятиях по музыкальной валеологии. Учитывались такие качества после занятия как:
Аппетит,
Работоспособность,
Самочувствие,
Качество сна.
Вопросы для детей:
Нравятся ли тебе занятия по музыкальной валеологии?
Что больше всего понравилось, и что запомнилось?
Какие песни тебе больше всего понравились?
Бывают ли у вас дома праздники и какие песни вы поете?
Помогла ли тебе музыка оздоровиться?
Хотите ли вы заниматься по этой программе?
Диагностическая методика развития и состояния здоровья ребёнка.
(Разработал М. Л. Лазарев д. м. н.)
Весь процесс формирования здоровьеобразующей деятельности и становления здоровой личности ребенка построен на диагностике основных психологических и физических параметров. Особенность этой диагностики состоит в том, что в ее проведении принимает активное участие сам ребенок.
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
(Единый минимум для всех дошкольных возрастов)
1. Первичная диагностика
(Дыхание с элементами самодиагностики)
Выносливость. Самооценка состояния здоровья. Память. Заболеваемость.
2. Паспорт здоровья
Разработка паспорта здоровья ребенка представлена в методических рекомендациях для педагогов.
Паспорт содержит следующие тесты.
Антропометрия
Длина тела. Масса тела. Пульс покоя, пульс после нагрузки, время восстановления пульса. Артериальное давление.
Дыхательные качества
Число вдохов в минуту, звуковая проба, задержка дыхания на вдохе, задержка дыхания на выдохе, жизненная емкость легких, пикфлоуметрия, дыхательная выносливость.
Двигательные качества
Скоростная выносливость. Сила правой и левой кисти (динамометрия). Скорость. Реакция. Координация. Прыгучесть. Гибкость.
Психологические качества и процессы
Уровень тревожности. Сформированность образа здоровья. Информированность о здоровье. Уровень усвоения материала. Память.
Соматическое здоровье Самочувствие. Заболеваемость.
Организационный этап реализации проекта:
«Укрепление здоровья дошкольников с нарушениями речи посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Содержание деятельности Сроки
1. Изучение и подбор методической литературы по теме проекта.
2. Определение объёма знаний детей старшего дошкольного возраста по разрабатываемой теме.
3. Разработка диагностики знаний детей по теме.
4. Разработка перспективно – тематического планирования.
5. Подбор материала и разработка конспектов занятий, сценариев, праздников, досугов, развлечений по теме.
6. Подбор и систематизация необходимого литературно – художественного и музыкального материала по здоровье сберегающим технологиям в игровой форме.
7. Изготовление и подбор наглядно – иллюстративного материала.
8. Подбор информационных ресурсов для самообразования по теме.
9. Оформление накопительной папки из опыта работы по теме.
Основной этап реализации проекта:
«Укрепление здоровья дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ».
Взаимодействие с родителями
Формы, методы работы
Сроки
1. Оформление уголка здоровья.
Папка – передвижка «Без лекарств и докторов»
2 Вечер вопросов и ответов: «О здоровье всерьёз»
Консультации для родителей:
- «Роль семьи и Детского сада в воспитании здорового ребёнка»;
- «Изготовление чесночных бус для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»;
- «Выставка овощных блюд, включающих лук, чеснок».
3. Экспресс – игра:
«Оздоровление дошкольников по принципу «Не навреди».
4. Семинар – практикум:
Контрастное, воздушное и водное закаливание.
Беседа «Закаливающие процедуры дома и в ДОУ»
Фото выставка «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
5. Участие в совместных досугах, праздниках, развлечениях:
6. Общее родительское собрание «Основные направления воспитательно – образовательной и оздоровительной работы с детьми.
- Игры, которые лечат;
- Точечный массаж при ОРЗ.
- Что делать до прихода врача?
7. Посещение Открытых музыкальных занятий: Открытое Занятие – путешествие в Царство Здоровья.
«Добро пожаловать в страну здоровья!»
8. День Здоровья «Путешествие в страну здоровья».
Мамина школа
«Основа правильного питания для детей»;
- Дегустация витаминного чая.
Консультация «Роль витаминов в детском питании»;
Беседа «Здоровье ребёнка в наших руках».
Работа с детьми.
Формы, методы работы
Сроки
1. Диагностирование детей.
2. Непосредственно – образовательная деятельность: «Добро пожаловать в страну Здоровья!»
3. Интегрированная деятельность педагога - психолога и музыкального руководителя «Путешествие в страну Здоровья»
4. Музыкально – познавательное развлечение
«Как дети Королевство Здоровья от микробов спасали»;
«Муравьишка ищет секретики здоровья».
5. Музыкально – спортивное развлечение
«Будем сильными, весёлыми, смелыми, здоровыми!»
6. Экологический праздник – соревнование
«Путешествие в Африку с Айболитом»
7. Использование Музыкальной терапии в повседневной жизни дошкольников.
8. Оформление «Уголка Здоровья»
Взаимодействие с педагогами
Формы, методы рабо
ты [/i]
Сроки
1. Выработка основных направлений коррекционно – развивающей работы:
- Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя и учителя – логопеда.
- Совместная деятельность музыкального руководителя и педагога – психолога.
- Совместная деятельность музыкального руководителя и физкультурного работника.
2. Методические разработки и консультации:
- «Новые здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ»;
- «Основные направления оздоровления детей в практике ДОУ»;
- Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет»;
- «Подборка упражнений дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»;
- «Игровой массаж для дошкольников. Закаливание»;
- «Использование здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой работе. Валеологические песенки – распевки»;
- «Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»;
- «Речевые игры. Играем в сказки К. И. Чуковского».
- Консультация «Что такое «Здоровьесберегающие технологии?»
- «Уголок здоровья. Какой он?»
- «Система закаливания в ДОУ».
3. Совместные досуги и развлечения.
Работа со специалистами.
- Музыкально – спортивное развлечение «Путешествие в страну Здоровья»;
- Музыкально – познавательное развлечение «Как дети Королевство Здоровья от микробов спасали»;
- «Путешествие в страну здоровья».
4. Оформление совместно с детьми Уголка Здоровья.
5. Мастер – класс для педагогов:
«Музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий»
6. Выступление на Педагогическом совете «Музыкотерапия для взрослых»
7. Организация, планирование, подготовка и проведение музыкальных досугов, праздников и развлечений.
8. Проведение мониторинга удовлетворенности педагогов