Светлана Шиш
Уголок «Зеленая аптека» на участке детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Уголок на участке детского сада
Значимым компонентом развивающей среды дошкольного учреждения является природа, ландшафт. Характер цветников и огородов, а также их расположение на участке детского сада крайне важны как с точки зрения их роли в создании развивающей среды для ребёнка, так и в решении образовательных задач.
Отсюда возникла проблема какова роль объекта ландшафтной среды «Зеленой аптеки» в решении задач экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста.
Объект : коллектив детей группы «Почемучки» мл. – «Фантазеры»
Публикация «Уголок „Зеленая аптека“ на участке детского сада» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Оформление детских садов
- Прогулка. Лекарственные растения
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Предмет: Организация деятельности детей в объекте ландшафтной среды «Зеленой аптеке» по изучению экологических понятий.
Цель: формирование экологической культуры, позитивного опыта взаимодействия с окружающей природой через объект ландшафтной среды «Зеленую аптеку».
Задачи:
1. Изучить методическую и специальную литературу по данной проблеме;
2. Изучить теоретическое обоснование данной проблемы;
3. Разработать адаптивную модель сотрудничества с детьми по объекту и определить ее актуальность для развития и воспитания дошкольников; 4. Разработать рекомендации по планированию и организации сотрудничества в «Зеленой аптеке» (методическая разработка);
5. Отработать систему прослеживания динамики формирования
экологической культуры.
Актуальность темы.
Образование и воспитание детей дошкольного возраста, проживающих в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должно сочетать в себе решение двух значимых для развития личности ребенка проблем – это формирование основ экологической культуры и оптимизация психического состояния детей средствами природы. Необходимость такого подхода является следствием экологического неблагополучия природной среды и особенностей проявления социально-психологических последствий Чернобыльской катастрофы у дошкольников.
Приобретенное в детстве умение видеть растения, их красоту, простоту; умение узнавать в простой травке под ногами – лекаря и помощника – вызывает глубокий интерес, расширяет знания детей и может в будущем привести их в науку. Лечь в основу изучения ботаники и биологии. А также ведет к активизации познавательной активности через новый объект среды.
Конкретные знания о растениях у детей можно образовывать только на основе их чувственного опыта – восприятия всеми органами чувств. Что способствует развитию сенсорных процессов, логического мышления и речи. Особенно большое значение для развития мышления и речи имеет наблюдение за растениями. Наблюдая, как из семечка вырастает растение, как оно может помочь своими целебными свойствами, как образуется новое семечко – ребенок учится беречь, понимать и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость растений для человека.
Знакомясь с растениями в «Зеленой аптеке», дети проводят посильную работу на земельном участке. Это развивает мышцы и укрепляет их нервную систему. Движения на свежем воздухе во время прогулок и наблюдений за лекарственными растениями, перепрыгивание через растения (чтобы не вытоптать, взбирание на пригорок, полив, рыхление – физически развивают детей, делают их бодрыми, жизнерадостными. Что обеспечивает здоровьесбережение.
Вдыхая аромат лекарственных растений (аромотерапия, наполненный фитонцидами т. к. многие растения их содержат, организм ребенка оздоравливается. Созерцание элементов живой природы, т. е. эффект созерцания, благоприятно воздействует на организм ребенка, в том числе на эмоциональную сферу, способствует снятию стресса, физического и психогенного утомления, что оказывает оздоровительный эффект.
Мной был изучен ряд научной и методической литературы по проблеме организации экологического воспитания и организации развивающей среды в детском саду.
Еще Жан-Жак Руссо в "Эмиле" подробно и артикулировано сформулировал идею, что обращать внимание ребенка на загадочное в природе — значит, сделать его любознательным. Важно не торопиться удовлетворять любознательность, давая готовые ответы на поставленные вопросы:
"Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что он понял. Пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее. Если вы когда-нибудь замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать. Он станет лишь игрушкой чужого мнения".
Ознакомление дошкольников с природой в программе дошкольного образования «Пралеска» разработано на основе главного принципа экологической этики – признание ценностного равноправия всех форм жизни. Этот принцип отвечает сути современных глобальных экологических приоритетов и особенностям формирования мировосприятия детей дошкольного возраста (сензитивный возраст для формирования эмпатии).Основная цель – помочь построить экологическую картину мира на основе осознания им себя как части всего живого на Земле.
В настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям. И такой объект как «Зеленая аптека» позволяет без дополнительных финансовых вложений, выполнить основную роль в повышение эффективности экологического образования детей дошкольного возраста.