Алевтина Максимова
Углублённая работа в группе раннего возраста Формирование сенсорных эталонов
▼ Скачать + Заказать документы
Углублённая работа
Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста
в процессе познавательно – практической деятельности
Адресат программы: дети 2-3 лет
Срок реализации: 1 год
Выполнила:
воспитатель Максимова А. С.
Вавож, 2020
Пояснительная записка
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п.
Публикация «Углублённая работа в группе раннего возраста Формирование сенсорных эталонов» размещена в разделах
Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается до предметов, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуально, слышит звуки, которые издает объект изучения, чувствует запах. Знания ребенка об окружающем мире начинают складываться уже на первом году жизни. Первые ощущение связаны с развитием сенсорного восприятия и носят качественный характер.
Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
В дошкольном возрасте у ребенка развиваются действия восприятия, поэтому обучение, как дома, так и в детских садах должно быть направлено на изучение сенсорных эталонов. Усвоенные представления о свойствах разных предметов в дальнейшей жизни играют роль образцов.
Сенсорное (чувствующее) развитие одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.
Актуальность
Наблюдение за детьми раннего возраста позволило установить, что каждый год, набирая малышей, мы сталкиваемся с одной проблемой: у большинства воспитанников наблюдается отставание в развитии всех форм чувственного познания, что говорит о необходимости проводить углубленную, специальную работу по формированию у детей сенсорных эталонов.
Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).
Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте - это образцы, выработанные человечеством, которые ребенок должен усвоить для дальнейшей успешной учебы в школе. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научиться воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир, так как обогащение чувственного опыта ребенка происходит через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового.
Освоение данных навыков происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста. Значение сенсорного развития очень важно именно в этом возрасте, когда происходит процесс совершенствования органов чувств, накапливаются знания об окружающей действительности. В дошкольном возрасте сенсорные эталоны - это основные цвета и оттенки, плоские и объемные геометрические фигуры, величина предметов - длина, ширина, высота и толщина, высота музыкальных звуков, уровень высоты человеческого голоса - тихие или громкие звуки и т. д. Человечество их вырабатывало в процессе трудовой деятельности многие тысячелетия, а малыш осваивает основные из них, еще будучи дошкольником. Перед нами, взрослыми, стоит задача помочь малышу в освоении сенсорных эталонов, создать все условия для формирования представления об окружающих предметах. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п. Это происходит во время дидактических игр, в процессе учебной и трудовой деятельности, на рисовании и во время лепки, на экскурсиях и прогулках. Каждый возраст имеет свои особенности при освоении сенсорных понятий и эталонов.
Преемственность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Вера Иосифовна Логинова, талантливый исследователь и теоретик дошкольной педагогики считает, что формирование сенсорных эталонов происходит на протяжении всего дошкольного детства и продолжается даже в школьные годы. Она весь этот период разделила на три этапа, опираясь на возрастные возможности ребенка.
Первый этап - это освоение сенсомоторных предэталонов. Ребенок в этот период может только видеть отдельные качества предмета, которые имеют значение для двигательной деятельности. Малыш понимает, что шарик катится, а кубик – не может, но не понимает, почему так происходит.
На следующем уровне сенсорного развития малыш пользуется предметными эталонами. Он соотносит качества знакомого предмета с новым.
В конце дошкольного детства в результате накопления опыта происходит у детей формирование сенсорных эталонов. В этот период ребенок пользуется образами свойств предметов, которые имеются у него в запасе. На основе этого опыта происходит усвоение всей системы эталонов, общепринятых человечеством.
Адресат работы : дети 2-3 лет.
Объем программы – 27 учебных часов.
Формы организации образовательного процесса.
1. Занятия, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятание и поиск, отгадывание и загадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).
2. Упражнения с дидактическим материалом и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка, с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др., позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о сенсорных эталонах.
3. Сенсорное воспитание через разнообразные виды деятельности в повседневной жизни:
• непосредственное эмоциональное общение с взрослым;
• манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия;
• восприятие музыки, детских песен и стихов;
• двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
• экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, и пр.);
• рассматривание картинок;
• наблюдения;
• настольные дидактические игры на ознакомление с различными эталонами (формой, величиной и пр.)
Срок освоения: 1 год (сентябрь, октябрь – адаптация, 27 академ. часов).
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире.
Задачи:
• Развитие сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни.
• Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.
• Развивать мелкую моторику.
• Приобщить родителей к организации игр по формированию сенсорных эталонов у детей.
Планируемые результаты:
Работая с самыми маленькими детишками от 2 до 3 лет, нужно уделять особое внимание сенсорному развитию детей, так как именно этот возраст является наиболее восприимчивым для усвоения сенсорных эталонов. Зачастую малыши младше трех лет приходят в сад с разными навыками и умениями. Многие никогда не держали в руках карандаш или не пользовались красками. Первоначальной нашей задачей становится выравнивание уровня подготовки детей для этого нужно:
• создать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
• закреплять умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи;
• закреплять у детей понятие форм : шар, кубик;
• учить группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : величине, цвету, форме
К концу учебного года:
- повысился процент детей, которые научились различать и называть свойства предметов;
- обогатился пассивный словарь (у неговорящих детей) и активный словарь (у говорящих детей);
- сформировался интерес к исследованию предметов;
- расширилось представление об окружающем мире;
- дети стали свободней общаться с воспитателем и сверстниками;
Перспективный план
Адаптация (сентябрь, октябрь)
1. Тема: «Большой, маленький» : игра «Угости маленького и большого зайца морковкой»
Цель: Формировать умение сравнивать однородные предметы по величине.
Развивать умение понимать слова «большой», «маленький». Формировать умение группировать и соотносить однородные предметы по величине.
2. Тема: «Рисование дождика».
Цель: Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки-прямые вертикальные линии; развивать зрительное восприятие пространства; познакомить детей с синим цветом; формировать интерес к изобразительной деятельности.
4. Тема: «Построить домик или башню из кубиков синего цвета».
Цель: Учить детей запомнить правильную последовательность действий, чтобы он взял один кубик, поставил его, затем взял крышу и поставил ее на кубик, а не наоборот. Продолжать знакомиться с синим цветом.
5. Тема: «Грибы» (один, много)
Цель: Закрепить понятия «один», «много». Закрепить признаки осени. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук.
6. Тема: «Собери пирамидку».
Цель: Учить собирать пирамидку из 3-5 колец, убывающих по величине. Соотносить и сравнивать предметы по величине. Развивать речь, мелкую моторику рук.
7. Тема: «Снеговик».
Цель: Развивать умение правильно выкладывать снеговика из трех разных по величине кругов. (аппликация – большой, поменьше, самый маленький)
8. Тема: «Шарики». Игра «Прокати в ворота»
Цель: Познакомить детей с формой предмета шар. Дать представление о свойствах шара (катается). Учить находить шар среди других предметов.
9. Тема: «Лепка Колобка».
Цель: Закреплять представления о шаре. Совершенствовать умение скатывать шар из пластилина между ладонями круговыми движениями, учить различать желтый цвет, поощрять добавление дополнительных деталей к изделию (лепка).
10. Тема: «Фрукты». (муляжи- лимон, банан, яблоко)
Цель: Формировать представления о желтом цвете. Учить называть желтый цвет словом. Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику руку.
11. Тема: «Рисование лучики для солнышка»
Цель: Учить замечать следы от карандаша на бумаге, держать карандаш в правой руке, различать желтый цвет, рисовать штрихи и короткие линии, формировать правильную позу при рисовании; формировать интерес к рисованию.
12. Тема: «Красная башенка».
Цель: Учить детей выделять цвет предметов, знакомить детей с красным цветом, выбирать из группы предметы нужного цвета, составлять группы предметов одного цвета.
13. Тема: «Строители»
Цель: Учить выделять цвет предметов, тренировать умение сравнивать предметы по цвету, объединять их в группы по цвету. Продолжать знакомить с красным цветом.
14. Тема: «Знакомство с зеленым цветом. Покажи и скажи».
Цель: Учить называть и находить зеленый цвет. Закрепить понятие «зеленый цвет». Развивать внимание, мышление, моторные навыки.
15. Тема: «Парные картинки» Игра «Найди такую же»
Цель: Учить узнавать и находить зеленый цвет. Закрепить понятие «зеленый цвет». Развивать внимание, мышление, моторные навыки.
16. Тема: «Разноцветные ленточки»
Цель: Учить детей основным цветам: красный, синий, зеленый, желтый. Формировать умения детей находить основные цвета путем наложения. Развивать мышление, речь, глазомер.
17. Тема: «Найди предмет в группе».
Цель: Учить понимать слова, обозначающие предметы, находить названный предмет. Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве группы.
18. Тема: «Знакомство с геометрической фигурой кругом. «Найди
круглый предмет»
Цель: Познакомить детей с кругом. Учить подбирать предметы, ориентируясь по форме, показу и словесному обозначению. Закреплять знание цвета и формы.
19. Тема: «Найди лишнюю фигуру»
Цель: Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.
20. Тема: «Разноцветные бусы» (по основным цветам)
Цель: Учить раскладывать бусы на столе из разноцветных фигур по образцу воспитателя.
21. Тема: «Разложи фигурки по домикам» (игры - вкладыши)
Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.
22. Тема: «Веселые матрешки».
Цель: Формировать у детей умение различать предметы по величине с помощью операции сравнения однородных и разных по величине предметов. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь. Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятиями "высокий", "низкий", "одинаковые по высоте".
23. Тема: «Какой формы».
Цель: Знакомить с формой предметов : шар, кубик. Формировать способность обследовать предметы, группировать по форме. Упражнять в правильном назывании форм : «шар», «кубик».
24. Тема: Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)
Цель: Развивать у ребенка цветовое восприятие, мелкую моторику рук, сноровку, усидчивость, воображение.
25. Тема: «Елочки и грибочки».
Цель: Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов. Развивать умение чередовать объекты по цвету.
26. Тема: «Что лишнее?»
Цель: Учить различать и называть основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Продолжать учить детей узнавать и называть геометрические фигуры словом: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Развивать мышление, речь.
27. Тема: «Маленькие волшебники» (итоговое, диагностика)
Цель: Закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве. Упражнять в названии геометрических фигур, названии предметов по признаку одинаковой формы. Упражнять в названии предметов 3 размеров (большой, поменьше, маленький)
Дидактические игры, используемые в работе.
Д/и «Чудесный мешочек» Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
Д/и «Прищепки» На силуэт из фанеры (ёжик, солнышко, смайлики, ребенок должен цеплять прищепки, можно усложнить задание -прищепки будут определённых цветов и силуэт тоже.
Д/и «Найди предмет такой же формы» Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д., овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.)
Д/и «Пирамидки» Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
Д/и «В какую коробку?» Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
Д / и «Собираем урожай (фрукты и овощи).» Дети знакомятся со свойствами многих других материалов, тем самым развивают тактильные ощущения, речь.
Д/и «Длинный - короткий» Цель: продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.
Д/и «Вкладыши» Цель: уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
Д/и «Найди такой же цветочек» Цель: продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы
Д/И «Бусинки» Цель: развивать моторику кистей рук, умение брать бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.
Д/и «Какой мяч больше?» Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.
Д/и «Развивающее Солнышко» Цель: способствует тренировке мелкой моторики (отстегивание/застегивание лучиков) развитие зрительно – моторной координации, тактильных ощущений, закрепить у детей знания об цветах и умение соотносить предметы по цвету, обогащение словаря прилагательными («какое солнышко?»- теплое большое, мягкое, ласковое, красивое, желтое, веселое; лучики длинные, солнышко поможет скорректировать эмоциональный настрой ребенка, настроить его на позитивное восприятие мира и окружающих.
Книжки малышки Цель: способствовать развитию у детей зрительного, сенсорного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление и речь, обогащение словаря, знакомство с геометрическими фигурами, (круг, треугольник, квадрат, умение соотносить фигуры с обозначенными домиками, знакомить с явлениями окружающей жизни, транспортом, упражнять в умении расстёгивать и застёгивать «молнию», пуговицы.
Д / и «Цветочная поляна. Пробки» Цель: развитие у детей мелкой моторики рук и сенсорного развития, воспитывается усидчивость у ребенка, желание играть вместе.
Д/и «Сенсорные куклы» Цель: учить соотносить предметы по цветам.
Методы, которые используются в работе с детьми :
Наглядные: сюрпризный момент, введение игрового персонажа, показ игровых действий, наблюдение, использование картин, иллюстраций, демонстрационный и раздаточный материал.
Словесные: обобщающие вопросы, беседа, использование художественных произведений, подборка стихотворений, потешек и загадок;
Практические (игровые) : дидактическая игра, дидактическое упражнение, проблемная ситуация, пальчиковая гимнастика, экспериментирование, игровое поручение, настольно – печатные игры, игры – путешествия.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации поставленной цели и задач в группе имеется материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, а так же технические средства, дидактические и игровые материалы
Диагностика.
Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала и игры на конец учебного года.
В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.
Для возраста 1, 5-2 года:
• понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
• ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
• умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
• способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
• иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).
Формами подведения итогов реализации углублённой работы являются :
• наблюдение за работой детей во время непосредственно занятий;
• наблюдение за детьми во время игр;
• наблюдение за деятельностью детей в режимных моментах.
Работа с родителями.
1. Консультация «Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в семье»
2. Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье.
3. Памятка родителям «Рекомендации по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье».
4. Консультация для родителей "Сенсорные игры детей дома"
5. Индивидуальные беседы с родителями по развитию ребёнка.
6. Рубрика в уголке для родителей «Вопрос - ответ»
7. Основные принципы построения общения с детьми.
8. Методические рекомендации для родителей по созданию предметно – развивающей среды в семье для детей 1.5 – 2.5 года
Список литературы и источников
Список используемых сайтов
• sportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/10/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebenok-k-2-godam
• https://www.maam.ru/detskijsad/-organizacija-raboty-s-roditeljami-po-sensornomu-vospitaniyu-detei-mladshego-vozrasta.html
• https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-sensornoe-vospitanie-detey-rannego-vozrasta-3268142.html
• https://mega-talant.com/school/conference/obrazovatelnyy-specproekt-distant-2020-praktika-organizacii-distancionnogo-i-smeshannogo-obucheniya
• https://urok.1sept.ru/articles/641244