Надежда Уфимцева
Учитесь говорить с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Шепот.
Во время работы в детском саду я дала себе слово не повышать голос на детей и вообще на кого-либо. Крик – проявление собственной слабости. Но дети, особенно маленькие, реагируют на интонацию больше, чем на содержание речи. Как же достучаться до непосед без повышенных тонов? Проверено: единственное лекарство, которое действует эффективнее, чем вопли (пусть они даже из самых лучших побуждений, – это когда вы наклоняетесь к уху малыша, установив перед этим зрительный контакт, и начинаете говорить – очень тихо. Это требует высокого самообладания. Зато дает поразительные результаты.
Может быть.
Темочки:
Потому что сказать традиционное «нет» – как будто снять малыша с предохранителя. Запрет «в лоб» может спровоцировать истерику, особенно, если ребенок, который слышит «нет», голоден или просто устал. В качестве альтернативы предлагаем «Может быть» – по крайней мере, это честно. Это лучше, чем подливать масло в огонь с помощью бесконечных «НЕТов». Если дети спрашивают: «А мы пойдем сейчас на улицу?», я спокойно сообщаю: «Может быть». И добавляю: «Если уберете все игрушки на места и быстро оденетесь». Это помогает мотивировать ребят вести себя соответствующим образом. Важно, чтобы взрослые сами выполняли собственные обещания. Слова «Посмотрим» и «Чуть попозже» действуют так же эффективно.
Прости.
Взрослые тоже ошибаются. Что поделать? Мы не боги. Мы готовы принести свои извинения родственникам, друзьям, коллегам по работе. И дети нуждаются в вежливости не меньше взрослых. Это моделирует уважительное отношение к окружающим. Детям очень нужно видеть именно такое общение – хороший образец задает формат поведения в будущем, а еще помогает понять, что никто в этом мире не идеален, что, в общем-то, правда.
Стоп!
Сигнал, останавливающий ребенка, прерывающий его действия, которые мы хотим прекратить, и подсказывающий, что делать вместо этого. Если дети бегают по группе, бесполезно читать нотации, достаточно произнести «Стоп!» и дать инструмент: «Сядьте за стол и сложите пазл, постройте замок и т. п.». Условьтесь с детьми заранее, что «Стоп, игра!» действует на всех без исключения при любых обстоятельствах: все действия прекращаются (если игра не по правилам, становится опасной, неприятной, слишком шумной). Главное – не злоупотреблять этим сильным инструментом, иначе он перестанет быть эффективным.
Глазки.
Мы все слушаем более внимательно, глядя в глаза собеседнику. Когда я хочу быть уверенной в том, что ребята меня действительно слушают и слышат, я спрашиваю: «Где глазки?» Подсказка: произносить это нужно совершенно спокойно, лучше ласково, с улыбкой или нейтрально, иначе дети просто не захотят на вас смотреть. Кому же захочется встретиться взглядом со злым и кричащим на детей человеком? А как только детские глаза прикованы к вам, вы владеете детским вниманием.
Ты можешь!
Напоминайте об этом ребенку, когда он сомневается в своих силах. Неудача – это только сигнал о том, что малыш добьется желаемого результата, если приложит чуть больше усилий, потренируется. Скажите детям, что вы знаете, что они могут. И обязательно откройте секрет: многое из того, что вы сейчас сами делаете с легкостью, когда-то потребовало от вас столько стараний.
Будьте!
Когда дети задают вопросы, подарите им свои глаза и внимание. Когда малыши о чем-то рассказывают, слушайте. Будьте рядом с ребенком. Это так много значит для маленького человека. Дети сразу чувствуют, насколько мы погружены в разговор с ними.
Думаю, что этих несколько практических советов пригодятся вам в работе при общении с детьми.