Елена Петрова
Консультация «Учите детей загадывать и отгадывать загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Загадка – иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которые нужно угадать оно требует разгадки. Её ценность состоит в их образности, художественности и поэтичности. Загадка развивает в детях умение логически мыслить, влияет на разностороннее развитие речи детей, помогает овладеть выразительными средствами языка, способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Публикация «Консультация „Учите детей загадывать и отгадывать загадки“» размещена в разделах
Отгадывание загадок является достаточно сложным для дошкольников. Так как дети не обладают достаточными знаниями о предметах и явлениях, описание которых дается в загадке, и то, что дети невнимательно слушают загадку, выделяя только отдельные признаки.
Знакомство детей с загадками загадок вводится в младшем дошкольном возрасте. Обучение детей отгадыванию загадок надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для той мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок.
Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идет речь в загадке.
Загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных описательных признаков предмета (объекта, постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т. е. такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»). Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов). Отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания.
Для отгадывания метафорических загадок важным является знакомство детей с фольклорными произведениями, художественной литературой, знакомство с эпитетами, сравнениями, переносным значением слов, фразеологическими оборотами.
Придумывание загадок самими детьми основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок. Обучение детей придумыванию загадок возможно в старшем дошкольном возрасте. На первых этапах обучения придумыванию загадок обязательно использование наглядного материала, предметов, картинок. Первоначально дети придумывают загадки по аналогии с образцом данным воспитателем, в дальнейшем можно предложить детям простой алгоритм для составления загадок : назвать основные признаки предмета (цвет, форма, качества, части, его назначение). Последовательность изложения признаков хорошо отражается если использовать модели (для раскрытия обобщенного содержания элементов модели).