Елена Полякова
Консультация «Учите детей отгадывать загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Учите детей отгадывать загадки
Зачем? Для чего? Как?
Кто из нас ребенком не мучился поиском ответов на вопросы: почему утки плавают, без чего хлеба не испечешь? Редко кому удавалось добраться до отгадки самостоятельно. Зато это помогало взглянуть на вещи по-другому, натренировать память. Русский народ любил хитрые загадки, мерил ими смекалку.
Публикация «Консультация „Учите детей отгадывать загадки“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Обучение детей отгадыванию загадок – не такое простое дело как может показаться на первый взгляд, требует терпения. Часто, когда малыш затрудняется с отгадкой, взрослый подсказывает ответ сам, и весь эффект сходит на нет. Если дети затрудняются найти решение, взрослые, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять.
Кстати еще о подсказывании. Мамы обычно спешат с ответами, а строгие папы, наоборот, мучают детей таинственностью. Быстрые отгадки- неинтересно, да и вредно, так, как мы лишаем ребенка чуда познания, теряется интерес к загадкам вообще. Загадывая трудную загадку и не помогая ребенку делать умозаключение с помощью вопросов, тоже оказываем ему медвежью услугу.
Взрослым нужно помнить, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ на вопрос предложенной загадки.
Лучше задавать наводящие вопросы, обращать внимание ребенка на объект, о котором говорится в загадке, предлагать выделить его признаки, особенности внешнего вида и поведения персонажа.
Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир.
Из истории
Что такое загадки? Что же явилось толчком для появления на свет первых загадок. Считается, что люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно обмануть животных и растения, воздействовать на силы природы, которые якобы способны понимать человеческий язык. Поэтому в русских сказках и загадках волк не иначе как бирюк или серый, лиса – рыжая или Патрикеевна, медведь – Михайло Потапыч или косолапый. Много столетий назад загадки использовались в военных, дипломатических делах, а также в разного рода состязаниях мудрости.
Загадки бывают разные :
• народные;
• авторские;
• основанные на описании;
• с завуалированным смыслом;
• на смекалку;
• рифмовки;
• обманки;
• речевые логические.
-народные загадки : это короткий вопрос на смекалку, заданный в иносказательной форме, чаще всего в развлекательном ключе, про описания предметов, явлений, главная задача которого позабавить, рассмешить и проявить сообразительность.
В избу идут-плачут, из избы идут-пляшут. ( Ответ: ведра)
-авторские загадки : это такие загадки, про которые мы знаем, кто именно их сочинил. Авторы загадок – это и известные писатели, поэты, и обычные люди. В них содержаться знания о современных вещах.
К. Чуковский: Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня. А вода тверда, словно каменная. ( Ответ: коньки)
-основанные на описании: загадки, в которых надо описать предмет или явление. Описать-значит указать форму, размер, части, что умеет делать (или с ним можно делать).
Зелененький, сладенький, а в середке – сладенький ( Ответ: арбуз)
-на смекалку: это особый вид загадок, в решении которых не помогут ни жизненный опыт, ни знания, ни рассуждения. Чтобы найти ответ, нужно просто догадаться.
Зачем язык во рту? (За зубами). Когда гусь стоит на двух ногах, то он весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? ( Ответ: 3 кг.)
-загадки-рифмовки : в этом случае отгадка так и просится на язычок.
Апельсины и бананы очень любят… ( Ответ: обезьяны)
-загадки-обманки :. тоже рифмуются, но отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу.
Кукарекает спросонок милый, добрый… - поросенок? ( Ответ: петух) Белым снегом всё одето -
Значит, наступает…. (зима)
-речевые логические: это небольшой рассказ, в котором говорится о некоем явлении, закономерности без называния их.
«Осенью девочка вышла на улицу и увидела в лужах разноцветные кораблики. Что это были за кораблики?» и другие.
Когда начинать загадывать загадки?
Возраст Виды загадок Примечания
3 года -Описательные «Раньше всех встает, «Ку-ка-ре-ку!» поет»
-Рифмовки «Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок)».
Описательные загадки : строятся на перечислении признаков предмета, явления. В числе их могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение. Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку основана на четырех признаках, свойственных кролику. В ней отмечены признаки внешнего вида («длинное ухо, комочек пуха») и действия животного («прыгает ловко, любит морковку»).
4-5 лет -Описательные: «В воде купался, а сух остался (гусь)».
-Рифмовки «Все его зимой боятся -больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос-ведь на улице. (мороз)»
-На сопоставление признаков предмета «Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт» (жук)
- Обманки «Дочерей и сыновей учит хрюкать…воробей (свинья»). В описательных загадках для этого возраста могут использовать только один или два признака предмета.
6-7 лет -загадки-метафоры «Зимой-звезда, весной-вода» (снежинка) «Красненьки сапожки в земельке лежат (свекла)»
- загадки иносказательного плана «Дали братьям новый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился (перчатки)»
- на смекалку «Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?» (Стереотипный ответ-ночью, правильный- когда дверь открыта.)
-речевые логические «У кого «хвост с узорами» : у сороки или у петуха?»
-загадки, построенные на основе отрицательного сравнения «Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь (осел)».
-народные «Никого не обижает, а ее все толкают (дверь)»
-загадки-задачи «Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)» Построение иносказательных загадок заключается в неправдоподобности признаков, которые несовместимы друг с другом.
Отгадать загадки о некоторых природных явлениях помогут элементарные опыты. Если малыш видит, как в теплом помещении тает лед, то загадка «На дворе горой, а в избе водой» не покажется сложной.
После того как ребенок справился с задачей, взрослый предлагает объяснить отгадку. В случае неправильного ответа тоже будет нелишним послушать объяснения. Это поможет понять ход мыслей малыша и дать ему необходимые подсказки.
Когда ребенок овладеет отгадыванием загадок, то вы очень скоро услышите детские загадки, собственного сочинения. А значит все было не зря! Загадки не только экзамен на знания, но и толчок к развитию нестандартного мышления.
Статья составлена по материалам:
1. Волина В. В. Загадки от А до Я.
2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки.