Свердлова Галина
Учим стихи с ребенком 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Заучивание наизусть оказывает огромное влияние на развитие речи детей. С раннего детства мы разговариваем с ребёнком, «вплетая» в свою прозаическую бытовую речь фольклорные произведения малых форм – потешки и пестушки, пословицы и поговорки, загадки, сказки, колыбельные. Не отказывайтесь от них в угоду современности и стремительного прогресса! Как великая русская литература выросла из произведений устного народного творчества, так речь вашего малыша вырастет из детских потешек и колыбельных. Именно они, добрые, милые, наивные, неторопливые и повторяющие вечные истины, нужны ребёнку сейчас, когда он только начинает знакомиться с миром.
Публикация «Учим стихи с ребенком 4–5 лет» размещена в разделах
Потешки – это первые короткие стихи, которые запоминают и рассказывают наизусть наши дети, когда вы просто много раз повторяете их, не заучивая специально. Потешки полезны для развития речи детей. Они не только успокаивают, отвлекают от детских неприятностей и развлекают детей, но и учат их. Содержание потешек динамично, богато сменяющимися действиями и поэтому насыщено глаголами. Соединяя слово с действием, т. е. инсценируя потешку, мы объясняем значение отдельных слов, даже если ребёнок ещё не говорит, и помогаем усвоить их. Этому способствует многократное повторение отдельных слов и словосочетаний, употребление одного слова в разных формах (одно и тоже слово используется то в полной, то в уменьшительно – ласкательной форме, в разных падежах и числах). В потешках используются красочные эпитеты, характеризующие и описывающие предметы. Такие описания помогают усвоить согласование слов в словосочетаниях и одновременно служат образцом для подражания, развивая связную речь. Часто потешки сопровождаются действиями, движений рук и пальцев, что позволяет использовать их как игру с целью развития мелкой моторики.
Бывает, родители жалуются, что дети не любят или не могут в силу своих речевых возможностей учить стихи, хотя сами взрослые понимают, как это полезно для развития внимания, памяти, словаря. Дети, имеющие нарушения речи, с трудом правильно запоминают даже несколько строк. Поэтому с такими детьми следует начинать с двустиший. Заучивание должно проводиться с обязательной зрительной опорой на предметные или несложные сюжетные картинки. При этом необходимо убедиться в понимании ребёнком их содержания, задав соответствующие вопросы. Подобные стихи также используются для закрепления правильного произношения.
БИ-БИ-БИ, - ГУДИТ МАШИНА, УКУСИЛА КИСУ МУХА,
НЕ ПОЕДУ БЕЗ БЕНЗИНА. И БОЛИТ У КИСЫ УХО.
ВОВА УДОЧКУ ЗАКИНУЛ – ЭТО САМОЛЁТ.
ИЗ ВОДИЧКИ РЫБКУ ВЫНУЛ. В НЁМ СИДИТ ПИЛОТ.
В ЛЕС ИДУТ РЕБЯТА НА СУКУ СИДИТ СОВА,
СОБИРАТЬ ОПЯТА. ВИДНО, СТРОГАЯ ОНА.
Если дети освоили несколько двустиший, необходимо расширять объём стихов до 4-6 строк. Можно использовать такие четверостишия.
ДЕТИ ПО ЛЕСУ ГУЛЯЛИ, У ЛЕСА НА ОПУШКЕ
ДЕТИ ЗАЙЧИКА ВИДАЛИ, ВЫСОКО НА СУКУ
И МЕДВЕДЯ, И ЛИСУ. С УТРА ПОЁ Т КУКУШКА:
ХОРОШО БЫЛО В ЛЕСУ! КУ-КУ, КУ-КУ, КУ-КУ!
Лучше, если это будут стихи написанные русскими поэтами, признанными классиками детской литературы – А. Барто, К. И. Чуковским, С. Маршаком, В. Степановым, Е. Благининой, Б. Заходером, С. Михалковым. Если вам понравился какой-либо зарубежный автор, то стихотворение должно иметь хороший литературный перевод. Стихотворная строка должна быть короткой, иначе ребёнку будет трудно запомнить последовательность и количество слов. В стихах должна быть ясная и чистая рифма, потому что имена она организует мелодику и структуру стиха. Слова должны относиться к общеупотребительной сфере и иметь доступную для ребёнка звуко-слоговую структуру. Необходимо, чтобы в стихах не было устаревших слов, терминов, слов низкой лексики. Содержание стихотворения должно в образной форме отражать реальную действительность, расширять представления ребёнка о мире, воспитывать высокие нравственные качества.
Успехов вам в приобщении ребёнка к миру литературы!