Ольга Вячеславовна Барсукова
Учим ребенка составлять рассказы-описания
▼ Скачать + Заказать документы
Составление небольшого рассказа по картинке – это очень познавательно для малыша, это развивает речь ребенка, обогащает его словарный запас и дает толчок к понятию смысла изображения. Но, не обладая психологическими и педагогическими навыками, родителям довольно сложно правильно научить ребенка составлению рассказа или описанию по картинке. Но научится этому не сложно.
Прежде всего, учить этому необхо-димо лишь тогда, когда ребенок уже может назвать сказочных героев, известные ему предметы и персонажи и умеет говорить связно.
Темочки:
Это не говорит о том, что нужно, чтобы ребенок составлял длинные связные предложения, нет!
Если малыш может, например, по картинке, на которой нарисован мишка, принимающий пищу, сказать, что мишка кушает – этого вполне достаточно для того, чтобы начать учить его описанию нарисованного на картинке.
При обучении, необходимо научить малыша внимательно рассмотреть картинку и попробовать описать увиденное изобра-жение.
Конечно, не без помощи вас, родите-ли. Поправляйте ребенка, называйте пред-меты и персонажей правильно, учите пра-вильному склонению слов и помогайте со-ставлять простые предложения.
Но не стоит говорить много слов. Например, картинка: «Курочка Ряба выси-живает яйцо. Вам необходимо рассказать так: Курочка Ряба сидит. Она ждет птенца. Скоро появится птенчик. Курочка будет ра-да». И т. п. Простая формулировка, будет более понятна, чем длинное описа-ние:«Курочка Ряба сидит и ждет появления птенчика, который должен вот – вот про-клюнутся». Ребенок просто устанет и ему станет не интересно обучение.
Для более успешного исхода занятий, предлагайте ребенку составление рас-сказа по известным ему картинкам. Но не торопите его. Дайте время на изучение рисунка, если возникнут трудности – помогите с составлением. Задавайте наводящие вопросы!
Если нарисован один персонаж:
1. Кто изображен?
2. Чем он занят?
3. Какое у него личико (мордочка?
4. Описание внешнего вида по наводящим вопросам;
5. Время года на картинке? (Где персонаж? В какое время суток)
Рисунок с несколькими персонажами:
1. Кто изображен?
2. Чем они заняты?
3. Чем занят первый персонаж? Второй? Третий? И т. д.
4. Описание внешнего вида по наводящим вопросам
5. Чем нам интересна эта картинка?
Для проверки результатов проведите несложный тест:
Положите перед ребенком рисунок, с изображением на нем собаки. Попросите внимательно посмотреть на рисунок и описать его самостоятельно, без наводящих вопросов. Проверьте его силы (возможно описание любой другой картинки!
Варианты ответов ребенка:
• «Не знаю» — 0 баллов
• «Собачка» — 1 балл.
• «Собачка. Она сидит. Она малень-кая» — 2 балла
• «Это собачка, она сидит. У нее уш-ки, хвостик, четыре лапы и носик»- 3 балла.
• «На картинке нарисована белая со-бачка, она сидит. Она поджала хво-стик, наверное, боится» — 4 балла.
• «На картинке нарисована собачка. Она сидит. У нее маленькие ушки и длинный хвост. Это добрая и весе-лая собачка. Мне она нравится» — 5 баллов.
Результат:
5 баллов – уровень познания высок. Хорошо развита речь ребенка.
4 балла – хороший уровень, хорошо развита речь.
2-3 балла – уровень средний. Речь удовле-творительна.
0-1 балл – очень низкий уровень, речь раз-вита плохо, как можно больше читайте ре-бенку и просите его пересказывать.
Если вашему ребенку непонятен рисунок – расскажите все об изображении сами, попытайтесь сделать это совместно. Но не позволяйте фантазировать и отходить от темы, отвлекаться. Вам важно научить ре-бенка составлению рассказа по определенной картинке, а не сочинению и фантазированию новой, вымышленной. Если же малыш хочет кушать, утомился или не хочет в данный момент заниматься составлением рассказа – не заставляйте, лучше привлечь его внимание к обучению позже, иначе ребенок это возненавидит или будет этим заниматься нехотя.