Татьяна Архипова
Консультация «Учим ребенка составлять рассказ по серии картинок»
▼ Скачать + Заказать документы
Учим ребенка составлять рассказ по серии картинок
В детских журналах, таких, как «Весёлые картинки», «Медвежонок Миша», в комиксах очень часто встречаются рисованные истории, которые нужно составлять по серии картинок. Это задания типа «Посмотри и расскажи», «Составь рассказ по картинкам» и другие. Очень хороши для этого вида работы иллюстрации к рассказам Сутеева «Истории в картинках», художника Н. Радлова. Иногда ребёнок, понимая логическую цепочку - связь между картинками, затрудняется составить связный, последовательный рассказ. Как же научить его этому?
Публикация «Консультация „Учим ребенка составлять рассказ по серии картинок“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Прежде всего необходимо побудить малыша к размышлению над содержанием каждой картинки. Уместны вопросы: «С чего началась история? А что произошло потом? Как дальше шли события? Чем закончилась история? Как её можно назвать? А почему так? Давай попробуем другие названия». Через такие вопросы дети учатся мыслить, рассуждать, делать выводы, обобщать. У них развиваются психические процессы и совершенствуется речь. На этом этапе работы очень важно установить правильную последовательность картинок, чтобы выстроить их по порядку, логично. Можно дать малышу такое задание: «Давайте поменяем местами первую и последнюю картинки (игра «Перепутанница»). Почему ты смеёшься? Да события здесь стали происходить наоборот. А это может быть на самом деле? Как правильно расположить картинки?»
Следующим этапом работы является беседа по содержанию каждой картинки по порядку. Задавая вопросы, добивайтесь ответа полным предложением. Почаще используйте вопросы: какой? какая? какие? - они побуждают ребёнка подбирать однородные определения. Ответы на вопросы: что делает? делают? сделали? сделают? - обогатят речь однородными сказуемыми. Это расширяет словарь малыша, ведь про одно и то же можно сказать разными словами, подобрать более точное слово или выражение.
Хороши и такие задания: «А как сказать об этом наоборот?», «Подбери слова-родственники» (однокоренные, т. е это работа над антонимами и синонимами родного языка.
Взрослый может вместе с ребенком составлять рассказ по картинкам, участвуя в этом процессе в качестве соавтора, партнёра. Например, предложите малышу:
- Я начну, а ты продолжи;
- Что было после всего? Что сказали о герое его друзья?
- Чей рассказ получился лучше? А почему ты так думаешь? и т. п.
В заключение этой работы можно предложить ребёнку нарисовать главного героя или понравившийся эпизод, подобрать загадку для персонажа, использовать пословицу или поговорку как назидательный вывод и т. д.
Таким образом, при составлении рассказа по серии картинок важным является не только выявление последовательности действий, но и речевое оформление, т. е. собственно рассказ. Ребёнок обучается составлению завязки рассказа, конца, воссозданию сложной ситуации на основе сопоставления содержания отдельных картинок. В ходе работы малыш овладевает навыками диалогической и монологической речи.
В процессе обучения родителями решаются и воспитательные задачи:
1. Развитие мотивации игровой и учебной деятельности.
2. Развитие способности сосредотачивать своё внимание на выполняемом действии.
3. Воспитание творчества, активности и самостоятельности;
4. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Итак, составление рассказов по серии картинок - один из эффективных занятий родителей с детьми.