Светлана Манаенко
Дидактическая игра «Учим буквы, развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Любимая деятельность детей – это игра, я на своих логопедических занятиях придумываю и создаю развивающие игры и дидактические пособия из приятного на ощупь материала – фетра. Одно из таких пособий – «Чудо дерево». На «дереве» расположены кармашки-листики, на которые «липучкой» прикрепляются все буквы алфавита.
Размещенные буквы развивают зрительный гнозис, это помогает детям не только быстрее запоминать буквы, но является профилактикой дисграфии.
Публикация «Дидактическая игра „Учим буквы, развиваем речь“» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В кармашки-листочки вставляются те предметы-фигурки, название которых начинается с заданной (прикрепленной) буквы
На стволе дерева размещен скворечник – оснащённый липучками. На крыше скворечника мы с ребятами разместили птичек-фишки: красные – обозначают гласные звуки, зеленые – согласные мягкие звуки, синие – согласные твердые звуки. Эти птички помогают выполнить звуковой анализ слова, а на длинную жердочку можно выложить слово из букв. Три квадратных окошка, нашего «Чудо дерева», предназначены для определения местонахождения заданного звука в слове (первое окошко – начало слова, второе - середина и третье окошко - конец слова). Например, для определения местоположения звука о в слове дом, я располагаю предмет-фигурку «дом» в круглое окошко, ребенку необходимо дать характеристику данному звуку (гласный, согласный мягкий или согласный твердый, определить, где находится звук (начало, середина, конец слова, взять красную птичку и прикрепить ее в среднее окошко.
Актуальность использования дидактического пособия «Чудо дерево» в моей работе заключается в том, чтобы повысить интерес детей к выполнению игровых упражнений и заданий по формированию звуковой культуры речи, развитию и обогащению словаря, активизировать их деятельность для совершенствования навыка выкладывания и чтения слов.
Данное пособие многофункционально, его можно использовать в совместной деятельности с подгруппой детей, в индивидуальной работе, а также используется ребенком самостоятельно.
Работа с «Чудо-деревом», на занятиях по подготовке и обучению грамоте, способствует формированию зрительного образа букв, развивает фонематический слух при выполнении заданий на определение места звука в слове и звуковом анализе слов. Например, цель игры «Грамотей» - запоминание образа буквы, развитие зрительной памяти и фонематического восприятия, умение выкладывать слоги и слова на слух. В ходе игры ведущий называет слово, например, ДОМ ребенок ищет на дереве нужные буквы и выкладывает слово дом, а в круглое окошко размещает предмет-фигурку дом. При усложнении игры ведущий называет слога БА, РЫ ребенок выкладывает слоги и собирает из них слово РЫБА, затем в круглое окошко помещает предмет-фигурку рыбу.
Чтобы дети лучше запоминали образ буквы, тренировались в составлении и чтении слов, мы играем в игру «Знаток». Ведущий, называет звуки, (например, С, Л, Н, О, ребенок находит буквы, называет их, прикрепляет их на длинную жердочку, далее складывает из букв слово (СЛОН, в круглое окошко размещается предмет-фигурка, в данном случае «Слон».
Через дидактические игры на «Чудо дереве» - «Садовник», «Что растет в огороде», «Продуктовый магазин» и др., решаются задачи по формированию лексико-грамматического строя речи. Вводятся в речь обобщающие понятия, пополняется и активизируется словарный запас по лексическим темам животные, насекомые, продукты, ягоды и т. д.
На индивидуальных занятиях дерево помогает не только закреплять образ букв, но и в автоматизации поставленных звуков. Например, автоматизация звука [р] : ребенок находит предмет-фигурки в названиях которых есть этот звук - арбуз, шар, жираф, поросенок… и соответственно произносит эти названия.
Ещё одно игровое развивающее пособие для закрепление образов букв, написания слогов и слов – это Соляной планшет, основой его может стать разнос или широкая, яркая тарелка, в которую насыпается соль. Дети с удовольствием пишут на нем пальцами и палочкой. Соляной планшет могут использовать родители дома для увлекательных, развивающих игр дома.
Использование данных пособий показало положительную динамику в усвоении знаний, полученных на занятиях по обучению грамоте и в речевом развитии детей. Дети с большим интересом идут на занятия, активно выполняют задания.
Я бы рекомендовала иметь такие обучающие пособия для детей старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте дети активно осваивают родной язык и проявляют интерес к буквам и чтению.
Манаенко Светлана Владимировна, учитель-логопед.