Варачек Марина Николаевна
Учебный проект. Тема: «Знакомство с профессиями и общественными местами посёлка Коноша, Архангельской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебный проект.
Социально – личностное развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями. (долгосрочный, в течение 2011-2012 учебного года)
Тема:«Знакомство с профессиями и общественными местами
посёлка Коноша, Архангельской области»
Автор проекта:
М. Н. Варачек, воспитатель, социальный педагог МБДОУ детский сад «Солнышко»
1 этап. Целеполагание
Публикация «Учебный проект, Тема: „Знакомство с профессиями и общественными местами посёлка Коноша, Архангельской области“» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир профессии. Профориентация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, старшая группа, родители воспитанников, воспитатели групп, социальный педагог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Цель:
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста уважения к труду взрослых, людям разных профессий.
Задачи:
1. Расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей посёлка.
2. Знакомить детей с общественными зданиями посёлка, их назначением.
3. Стимулировать у детей интерес и любовь к своему посёлку.
4. Вырабатывать у детей привычку правильно вести себя на дорогах и общественных местах.
5. Оздоровить детей в процессе пешеходных экскурсий.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Умение детей правильно вести себя на улице и общественных местах.
2. Знание элементарных Правил дорожного движения.
3. Знание детьми профессий работников социальной сферы, уважение к людям различных специальностей.
4. Представление детей об улицах, о микрорайоне детского сада, общественных местах, особенностях застройки посёлка.
Разработка проекта
Роль социального педагога в реализации проекта:
1. Довести до участников проекта (детей, родителей, педагогов) важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно- популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
4. Провести занятие, беседы, рассмотреть с детьми рисунки, фотографии, приглашать людей разных профессий для проведения праздников, игр, бесед с детьми.
5. Консультации для педагогов, папки-ширмы для родителей.
6. Оформить стенд «Все работы хороши – выбирай на вкус»
7. Просмотреть с детьми видео материалы «Кем быть?»
8. Составить перспективный план мероприятий.
9.Оформить сюжетно – ролевые игры "Почта","Больница","Пожарный","Полиция","Библиотека" и другие (постоянно дополнять и обновлять их).
Роль инструктора по физической культуре в реализации проекта:
1. Провести физкультурные семейные праздники «Пожарные и спасатели на учении», «В гостях у Айболита»
2. Оформить картотеку дидактических игр по профессиям.
3. Оформить в фойе выставку рисунков «Я горжусь профессий родителей»
Роль музыкального руководителя в реализации проекта:
1. Подобрать музыкальное сопровождение для мероприятий; песни, игры, танцы, видеоролики, слайды по ПДД.
Роль воспитателя в реализации проекта:
1. Проведение непосредственно организованной деятельности с детьми,
формирование представлений об истории культуры: знакомству с профессиями, родному посёлку, улицами, окружающей действительностью.
2. Подобрать материалы по ознакомлению с профессиями, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности.
3. Участвовать в мероприятиях проводимых в группе по ПДД.
4. Знакомить с литературными произведениями.
5. Использовать дидактические игры.
Роль родителей в реализации проекта:
1. Посещать с детьми экскурсии проводимые в ДОУ.
2. Беседовать, играть, рисовать, рассматривать фотографии, картинки, закреплять ПДД.
3. Участие в мероприятиях проводимых в детском саду.
2 этап. Основной этап работы:
• Проведение мероприятий по перспективному плану.
3 этап. Заключительный этап:
• Посвящение детей старшей группы в мир профессий (развлечение)
• Диагностика детей о знании профессий.
• Создание мультимедийной презентации (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы»)
Информация, отражающая состояние моделей профессиональной ориентации и поддержки профессионального самоопределения обучающихся в системе непрерывного образования.
1. Перечень нормативно – правовых документов ДОУ:
- Программа развития ДОУ на 2007-2012 г. г.
-Образовательная программа ДОУ
-Годовой план ДОУ
2. Организационно – управленческая модель организации поддержки профессионального самоопределения
- Организация экскурсий с детьми старшей группы в учреждения социума
(1 раз в месяц)
-Районная выставка детских рисунков на тему «Русская печка»
-Чтение художественных произведений на темы знакомства с профессиями
- Беседы с детьми по сериям картин «Кем быть»?
-Опрос детей старшей группы «Кем ты хочешь быть в будущем»?
- Семейный праздник «Пожарные и спасатели на учении», развлечение «В гостях у доктора Айболита»
-Оснащение предметно – развивающей среды ДОУ (сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, настольно – печатные игры)
-Приглашение в ДОУ людей разных профессий для проведения бесед с детьми (инспектор ГИБДД,пожарный, врач и другие).
Перспективный план экскурсий с детьми старшей группы
Тема:Разговор о профессиях "Все работы хороши, выбирай на вкус» Октябрь.Экскурсия в библиотеку. «Там, где живут книги»
Цель: Познакомить с профессиями библиотекарь, библиограф.
Дети узнают: Что в библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые книжки.
Чем занимаются библиографы: устраивают познавательные, научные, красочные выставки, посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники, записывают детей в библиотеку.
Ноябрь. Экскурсия на железнодорожный вокзал «С чего начинается родной посёлок»
Цель: Познакомить детей с профессиями дежурный по вокзалу, билетный кассир, охранник, продавец, полицейский.
Дети узнают: дежурный отвечает за прибытие и убытие пассажирских поездов, кассир продаёт билеты в поезд, охранник охраняет территорию вокзала, проверяет людей нет ли запрещающих предметов (нож, пистолет, граната и т. д., чтобы не было террористов. Чем опасна и трудна работа на железной дороге, кто строит железную дорогу.
Декабрь. Экскурсия - поездка в пожарную часть.
Цель: Продолжать знакомить детей с общественными зданиями посёлка, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей посёлка; воспитывать любовь к своему родному посёлку. Познакомить детей с профессией пожарный, специальными машинами, чем опасна, трудна и полезна работа пожарного.
Дети узнают: Пожарная служба есть в каждом городе, каждом населенном пункте нашей страны. Для того чтобы приехали пожарные, нужно позвонить по телефону 01, сказать, кто звонит, что случилось и назвать адрес.
Словарь: пожарная машина, каска, защитный скафандр, сирена.
Ноябрь,январь,март. Экскурсия - занятие в краеведческий музей
Тема: «Возле русской печки»(проводится 3 занятия)
Цель: Продолжать знакомить детей с общественными зданиями посёлка, их назначением; расширять знания о профессиях работников культуры. Познакомить в русской печкой, различными названиями, которые есть у печки.
Дети узнают: слова печурок, поддувало, под, кочерга, ухват, шаркуша и т. д. Задание дома: нарисовать печь, кто на ней греется. Районный конкурс рисунков в краеведческом музее на тему «Русская печка
Февраль. Экскурсия в швейное ателье
Цель: Продолжать знакомить детей с общественными зданиями посёлка, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей посёлка; воспитывать любовь к своему родному посёлку. Познакомить детей с работой швеи, портного, закройщика
Дети узнают:
- разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало.
ателье - большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. В примерочной делают примерку одежды.
- для работы швее необходимы: нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина, оверлок.
- результатом работы швеи являются: постельные принадлежности, костюмы для праздников в детском саду.
Март. Экскурсия на почту «Это он, это он – наш Коношский почтальон»
Цель: Познакомить детей с профессией почтальона – это не очень сложная, но очень полезная, нужная профессия. Почтальон ходит от дома к дому с большой сумкой. Почту вовремя принесет, отдаст в «нужные» руки и адрес не перепутает. Много книг и журналов почтальоны развозят и разносят по домам, по библиотекам.
Словарь: сумка, газеты, письма, почтовый ящик, журналы.
Апрель. Экскурсия в магазин «Дом игрушек»
Цель: Продолжать знакомить детей с общественными зданиями посёлка, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей посёлка; воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему посёлку; оздоровить детей в процессе пешеходных экскурсий.
Словарь. Витрина, продукция, кассир, чек, товар
Май. Экскурсия – поездка в музей Коношеозерской школы «Музей боевой славы»
Цель: Продолжать знакомить детей с общественными зданиями посёлка, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей посёлка; воспитывать любовь к своему родному посёлку. Познакомить детей с тем, что в школах создают различные музеи «Народной игрушки», «Музей книги» и др. В КСШ создан «Музей боевой славы» - память о людях, воевавших в ВОВ. Мы должны помнить и чтить память погибших.
Маршрут: музей КСШ – воинское захоронение –обелиск п. Коноша.
разные экспонаты, экскурсовод, дежурный, реставратор.
Экскурсии проводятся совместно с социальным педагогом, воспитателями группы, родителями (3-4 человека).Перед каждой экскурсией проводится инструктаж с педагогами по охране жизни и здоровью детей, безопасном маршруте. С детьми беседа по закреплению Правил дорожного движения, безопасного поведения на улице, дороге, общественных местах.