Маргарита Михайлова
Учебно-познавательная деятельность в подготовительной группе «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Обучающие:
• Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени;
• познакомить с народным календарём.
Коррекционно-Развивающие:
• Развивать умение устанавливать взаимосвязь, делать выводы;
• развивать внимание и память.
• Активизировать в речи детей «осеннего» словаря: листопад, урожай, ненастье, непогода, слякоть. «О цвете листвы» – багряная, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая.
Воспитательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
• Воспитывать чувство любви к родной природе.
• Продолжать приобщать детей к русской народной культуре.
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное развитие
Предварительная работа:
Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень»; рассматривание иллюстраций осенней природы.
Беседы: «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Золотая осень».
Методы и приемы: словесный, наглядный
Активизация словаря: листопад, урожай, ненастье, непогода, слякоть.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением природы в разное время года, приметы осени, трафареты осенних листьев, карандаши, краски, кисти, баночки с водой, листы формата А4.
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель: Сегодня, ребята, наше занятие не совсем обычное.
Представьте себе, утром в наш детский сад пришло письмо, адресованное детям подготовительной группы.
На конверте надписан обратный адрес «Осенний лес». Вам интересно, что в нем написано?
Дети: Да!
Основная часть
Воспитатель: Слушайте.
Дорогие ребята! Вам пишут жители осеннего леса. Сейчас вы услышите рассказ – загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года идёт речь.
«В лесу шуршат листья, и казалось, будто кто - то ходит под осинами и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся.
Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера.
Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы стаями летели в тёплые края».
Воспитатель: О каком времени года идёт речь?
Дети: Об осени
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Шуршат листья, листья краснеют и золотятся, цветы увяли и засохли, трава пожелтела, птицы улетали к тёплым, синим морям.
Воспитатель: Что изменилось с приходом осени?
Дети: Увяли, и засохла цветы, трава пожелтела, листья на деревьях стоят багряные, золотые, рыжие, дуют ветра, идут дожди, на улице слякоть, ненастье
Воспитатель: Как ведут себя птицы?
Дети: Птицы стаями летели в тёплые края
Воспитатели: Как называют таких птиц?
Дети: Перелётные
Воспитатель: Какие изменения произошли в жизни диких животных?
Дети: Заготавливают припасы, готовятся к спячке
Воспитатель: Как люди стали одеваться в холодную погоду?
Дети: Надели куртки, шапки, сапоги
При ответах на вопросы воспитатель побуждает детей аргументировать свой ответ.
Воспитатель: Молодцы, с заданием справились.
Воспитатель: Ребята, какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь
Воспитатель: А вы знаете ребята, как в старину назывались месяцы года и в частности осенние месяцы. Осенние месяцы назывались совсем по-другому. Их названия до сих пор говорят нам о многом. У сентября в народном календаре есть несколько имен — рябинник, хмурень, листопадник.
Как вы думаете ребята почему сентябрь называли «рябинником».
Дети: В сентябре, с наступлением мороза, поспевает рябина
Воспитатель: Есть даже такая народная примета: «В лесу много рябины — осень будет дождливая, если ж мало — сухая».
А почему хмурень?
Дети: Небо в это время года чаще хмурится, идут дожди
Воспитатель: А листопадкин?
Дети: В сентябре начинается листопад
Воспитатель: Второй месяц осени октябрь в народном календаре называется листобой, мокрохвост, свадебник.
-Как вы думаете, почему?
Дети: Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев
Воспитатель: В народе говорили: «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы».
Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях. А свадебником октябрь называли потому, что в старину именно в октябре все сельскохозяйственные работы были уже закончены и на Руси праздновались свадьбы.
Ноябрь называли подзимник, грудень. В народе говорили ноябрь за окном, месяц студеный, очень холодный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замерзшей земли.
Почему ноябрь – подзимник?
Дети: Последний месяц осени, последний перед зимой, ворота зимы
Воспитатель: А почему ноябрь – грудень? Название «грудень» пошло от того, что смерзшаяся земля, еще не покрытая снегом, лежит грудами, кучами.
Воспитатель: Русский народ, постоянно наблюдая за жизнью природы, подметил приметы осени. А какие приметы осени вы знаете, ребята?
1. Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая.
2. Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
3. Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
4. В октябре семь погод на дворе.
Ребята теперь давайте с вами немного разомнемся!
Физкультминутка:
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы – листики осенние,
На веточках сидели. (Присесть)
Мы летели, мы летели (Кружатся вокруг себя)
И на землю тихо сели. (Присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встали)
Повертел их, покрутил (Кружатся вокруг себя)
И на землю опустил. (Присесть)
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выполнить творческую работу на тему: «Осень золотая». У вас на столах лежат трафареты осенних листьев, краски, кисти, баночки с водой, карандаши. Вы можете выбрать любой материал необходимый для вашей работы. Все работы мы оформим на нашей выставке.
Воспитатель: Ребята вам понравилось сегодняшнее занятие?
Дети: Да!
Воспитатель: Что мы сегодня с вами узнали нового?
Дети: Мы узнали, как раньше назывались осенние месяца года
Воспитатель: Правильно! А что мы еще с вами делали?
Дети: Нарисовали осенние яркие листья
Воспитатель: Молодцы ребята!