Александра Назарук
Учебно-наглядное пособие «Колесо знаний» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-наглядное пособие «Колесо знаний».
Категория участников: дети 6-7 лет.
Цель: Развитие звуко - буквенного анализа слов.
Задачи:
1. Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа.
2. Формирование умения анализировать слова (звуки, слоги) по опорным схемам.
3. Формирование навыка самоконтроля и самооценки.
4. Профилактика дисграфии и дислексии.
Пояснительная записка:
Публикация «Учебно-наглядное пособие „Колесо знаний“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2015
В настоящее время все больше и больше становится детей, испытывающих проблемы в обучении. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Большую часть детей, имеющих проблемы в обучении, составляют дети с несформированностью фонематических представлений. Эти дети не обладают готовностью к обучению грамоте. Готовность ребенка к обучению грамоте определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики к его звуковому составу – к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Таким образом, в сложном комплексе психических процессов, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, решающая роль принадлежит способности ребенка проводить анализ звукового состава слов, в основе которого лежит развитие фонематического слуха и восприятия. Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Процесс обучения в школе не учитывает особенности детей с несформированностью фонематических представлений. Стойкие нарушения письма и чтения у ребенка неизбежно скажутся отрицательно на его общем развитии. Но, кроме того, могут возникнуть и личностные изменения. Постоянные неудачи при овладении чтением и письмом способны вызвать у детей неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что фонематические представления и готовность к звуковому анализу должны быть сформированы у ребенка перед поступлением в школу, чтобы процесс обучения не стал проблемой. Способность анализировать звуковой состав слова является центральным моментом при обучении грамоте, а сам процесс обучения грамоте, в свою очередь, оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие ребёнком фонетико-фонематической стороны речи.
В настоящее время существует огромное количество игр, методических пособий по развитию звуко-буквенного анализа у детей. Однако, не всегда они доступны, и отвечают всем требованиям педагога. Поэтому мною разработано своё пособие, направленное на развитие фонематического анализа и восприятия у детей, способствующее формированию навыков правильного проведения звуко-буквенного анализа. Большой плюс данного пособия заключается в его простоте изготовления, дешевизне материалов из которого оно сделано, ярком оформлении. «Колёса знаний» включают базовые задания для формирования у детей звуко-буквенного анализа. А также является диагностическим пособием, позволяющим выявить уровень сформированности знаний детей и навыков аналитико-синтетической деятельности.
Этапы работы:
1. Подготовительный.
На данном этапе педагог знакомит детей с характеристикой звуков (гласные или согласные, твёрдые или мягкие, глухие или звонкие, парные и непарные) и со схематическим изображением данных характеристик. Учить определять количество слогов в словах и находить по схеме заданный звук в слове.
2. Основной.
Педагог совместно с ребёнком осуществляет звуковой анализ слов, характеристику всех звуков, слогов, определяют местоположения звуков в словах. В заключении ребёнок самостоятельно рассказывает по схемам характеристику всех звуков в заданных словах. Ребёнок самостоятельно выполняет задания, схематично изображенные на 3-х колесах.
Описание учебно-наглядного пособия «Колёсо знаний» :
Пособие представляет собой цветное пано, на которое выкладываются колёса со схематичным изображением заданий. Также используются картинки для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Колесо №1 (приложение 1).
На данное колесо выкладываются картинки, в названии которых есть автоматизируемый или изучаемый звук.
Колесо№2 (приложение 2).
На данном колесе представлены схемы звуков.
Необходимо сначала по наводящим вопросам, а затем самостоятельно рассказать про изучаемый звук.
Предварительная работа:
Знакомство детей со схематическим изображением гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, глухих и звонких, парных и непарных.
Наводящие вопросы:
1. Звук Б (например) – гласный или согласный.
2. Звук Б- твёрдый ли мягкий.
3. Звук Б – глухой или звонкий.
4. Звук б- парный или непарный.
В заключении ребёнок сам рассказывает. Например, В слове «Лиса» первый звук Ль. Он согласный, мягкий, звонкий, непарный. Второй звук «И». Он гласный. Третий звук «С». Он согласный, твёрдый, глухой, парный. Звук «А» - гласный.
Колесо №3 (приложение 3).
Где спрятался заданный звук.
Инструкция: Посмотри на слово, которое находится в первом колесе. Например, ЛИСА. Где в слове «лиса» спрятался звук С. Поставь стрелку к соответствующей схеме.
Колесо №4 (приложение 4).
Вариант 1: Определение количества слогов в слове.
Инструкция: Произнеси слово (нарисованное на картинке и расположенное в колесе №1). Посчитай, сколько в этом слове слогов. Поверни колесо к стрелочке с соответствующим количеством окон.
Вариант 2: Составление слов с определённым количеством слогов с заданным звуком.
Инструкция: Посмотри на картинку, которая расположена в первом колесе. Какой первый звук в слове. Придумай с этим звуком слова из одного, двух, трёх или четырёх слогов, в зависимости от того, на сколько окон указывает стрелка.
Когда по отдельности ребёнок может выполнить задания, представленные в каждом колесе, ему предлагается выполнить комплект всех заданий, которые включает в себя игра (приложение 5).
Список используемой литературы:
1. Нищева Н. В. : Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006352 с.
2. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников /
3. Жовницкая О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа. – 2001. - № 11.
4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.
5. Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М. : Владос, 2004.
6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М. : Просвещение, 1989.
7. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М. :"Издательство ГНОМ и Д", 2000.