Елизавета Аношина
Участие семьи в устранении заикания
▼ Скачать + Заказать документы
Обычно заикание начинается у ребенка в возрасте 3-5 лет, когда речь ребенка еще не сформировалась полностью. При заикании нарушаются ритм, темп и плавность речи в результате функциональных расстройств и органических поражений ЦНС. Речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков, слогов и даже слов. И встревоженные родители задаются вопросом: что нужно делать, чтобы нормальная речь снова вернулась к ребенку?
Публикация «Участие семьи в устранении заикания» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
По наблюдениям специалистов, заикание может прекратиться даже без квалифицированной помощи, но при условии, что эмоциональное состояние малыша находится в состоянии покоя и душевного равновесия. Особенно это характерно для начальной стадии заболевания.
В восстановлении душевного покоя лучше всего может помочь только мама. Ее задачи - создать в семье благоприятный психологический климат (отсутствие выяснений отношений между взрослыми, «взрослых разговоров», ссор при ребенке, воспитать у ребенка душевный комфорт и освободить его от тревог и страхов, излишних переживаний.
Родителям необходимо приложить все силы и активно, терпеливо помогать ребенку в борьбе с этим недугом. Не нужно показывать своего волнения ребенку, если он говорит с запинками и стараться не произносить слово «заикание».
Первым серьезным испытанием для родителей становится «режим молчания», помогающий ослабить уже сложившийся неправильный речедвигательный механизм.
Начинать нужно с семейного совета, на котором обсуждается и составляется режим дня. В этот период необходимо замедлять общий темп движений, исключать подвижные игры, а также эмоциональные перезагрузки детей. Взрослые должны говорить неторопливо, спокойно, по возможности шепотом, меньше задавать ребенку вопросов и не требовать от него словесных ответов, заниматься с ним рисованием, лепкой, конструированием, мозаикой, настольными играми, предлагать игры, которые развивают внимание, память, мышление. Совместное с ребенком прослушивание дома записи музыкальных произведений, спокойная, мелодичная, приятная музыка во время игры, дают возможность ребенку сосредоточиться на производимых операциях и ограничить речевую деятельность. При проведении «режима молчания» исключаются посещения массовых мероприятий, просмотр телевизора, разговоры по телефону, компьютерные игры, общение с людьми, которые не принимают участия в воспитании ребенка. Именно в этот период налаживается возможность тесного эмоционального общения родителей с ребенком. Полноценное лечение, назначенное невропатологом, во время ограничения речевой активности помогает стабилизировать поведение детей и уменьшает влияние органического фактора на их речь. Период относительного молчания длится от 15 дней до одного месяца в зависимости от состояния речи ребенка.
Как же уговорить дошкольника молчать? Здесь помогут сказка, поощрение, использование игровых приемов. Например «сказка о непослушном голосочке», который живет у нас в горлышке и говорит неправильно, с запинками. Голосок должен забыть, как говорить неправильно, для этого он не должен выходить из домика, даже когда очень хочется. Но как нам общаться, если голосок будет в домике? Мы будем понимать друг друга с помощью жестов и мимики. С детьми выясняем, как можно показать, что они хотят пить, есть.
Родителям следует учитывать то, что ребенок не сможет (особенно сразу) продержаться весь день в условиях «режима молчания». Поэтому ему необходимы поддержка и настрой на успех со стороны родителей. Тесный эмоциональный контакт, похвала за точное и правильное выполнение задания сделают свое дело.
После ослабления неправильного стереотипа произношения ребенку предлагается говорить одновременно со взрослым. При этом степень речевой самостоятельности детей минимальная. На этом этапе их речь формируется заново. Очень важно научить их не спешить с ответом, сначала надо остановиться и обдумать высказывание, перед началом речи сделать вдох, не поднимая плеч, и сразу же начинать говорить медленно, плавно, спокойно, обязательно протягивая гласные.
Здесь можно вернуться к сказке о голосочке: голосок отдохнул и может гулять, но не просто гулять, а плавать на лодочке: плавно, медленно, спокойно от одного берега к другому. Этой лодочкой служит рука. Вначале предлагается произнести один или два звука (у, уа, ау) с движением руки, затем слово и т. д. Дети убеждаются, что голосок не делает запинок. Полезно пение, чтение четверостиший, считалок.
Ваш личный пример играет большую роль в формировании характера, поведения ребенка, правильности его речи.