Татьяна Комиссарова
Занятие по речевому развитию «У нас в гостях лиса — рыжая краса»
▼ Скачать
МБДОУ «Детский сад «Улыбка» п. Степанцево Вязниковского района Владимирской области
Подготовила и провела воспитатель: Комиссарова Татьяна Александровна
«У НАС В ГОСТЯХ ЛИСА — РЫЖАЯ КРАСА»
Конспект занятия по развитию речи
Цель: Расширять представления о добре и зле на примере сказки «Заюшкина избушка» ; активизировать речь; развивать образное мышление; воспитывать осознанное отношение к справедливости, несправедливости.
Публикация «Занятие по речевому развитию „У нас в гостях лиса — рыжая краса“» размещена в разделах
Предварительная работа: Беседы о временах года; рассматривание зимних и весенних пейзажей; работа с разрезными картинками; чтение русских народных сказок, разучивание игры «Хитрая лисичка».
Материал: иллюстрированное пособие «Времена года», музыкальные произведения по теме «Времена года», кукла Лиса, разрезные картинки, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия
Дети встают полукругом лицом к воспитателю.
Воспитатель: Здравствуйте! Ребята, хотите попасть в сказку?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда отгадайте загадки о временах года. Слушайте первую загадку : «Белая красавица снегу намела, речку заморозила, елку принесла.»
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, как вы догадались, что это зима?
Дети: Зимой вокруг белым-бело, зимушка речку заморозила, метель метет, елку наряжают на праздник новогодний.
Воспитатель: А что еще происходит зимой?
Дети: Мы одеваемся тепло, кругом сугробы, мороз морозит щеки, катаемся на санках.
Воспитатель: А как живется птицам зимой?
Дети: Птицам холодно и голодно.
Воспитатель: Чем мы можем помочь птицам?
Дети: Можем смастерить для них кормушки, покормить хлебными крошками, салом. Зернами.
Воспитатель: Ребята, слушайте вторую загадку. «Если птички прилетели, песню весело запели и медведь в лесу дремучем пробудился ото сна, значит к нам пришла.»
Дети: Весна!
Воспитатель: Правильно! А что весной происходит?
Дети: Птицы возвращаются из теплых краев, тает снег, греет солнышко, кругом лужи, щебечут птицы, появляются первые цветы, просыпаются звери от зимней спячки.
Воспитатель: А сейчас давайте послушаем звуки природы, и определим где зима, а где весна.
Звучит зимняя мелодия дети кружатся, летают по группе как снежинки, заиграет весенняя мелодия дети изображают первые весенние цветы подснежники, которые просыпаются и тянутся к солнышку. (Дети движениями передают особенности времен года).
Воспитатель: Ребята, чтобы нам попасть в сказку, надо перепрыгнуть через ручей, кто же нам поможет перебраться через него?
Играет музыка и в группу входит лиса. Она помогает детям перебраться через ручей. Дети благодарят лису за помощь, она грустно вздыхает.
Воспитатель: Что случилось лиса? Почему, ты такая грустная?
Лиса : Я забыла, из какой сказки пришла. Заблудилась я.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказки, в которых действует лиса. Может быть она вспомнит из какой сказки пришла.
Дети перечисляют сказки: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка» и т. д.
Лиса : Много вы сказок знаете. Ребята, скажите мне, какая я в этих сказках?
Дети: Красивая, с пышным хвостом, рыжая плутовка, хитрая, перехитрит любого, даже волка, воровитая, бываешь доброй и злой.
Лиса : Из какой же я сказки к вам пришла?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: А я знаю как мочь лисе. На лесной полянке выложены в ряд герои сказки, из которой пришла лиса. Нужно потрудится и собратькартинки.
(Дети собирают картинки из частей).
Лиса : Ну что, из какой же сказки я пришла?
Дети: Из сказки «Заюшкина избушка»
Лиса : и какая я в этой сказке?
Дети: Красивая, хитрая, злая.
Лиса : Какая уж есть.
Воспитатель: Ребята, скажите, какая у зайчика в сказке была избушка?
Дети: У зайчика была лубяная избушка.
Воспитатель: А у лисы?
Дети: Ледяная.
Воспитатель: Ребята, покажите, как под первыми лучами солнца таяла избушка лисы (релаксация «Ледяная избушка тает»).
Воспитатель: Дети, а что случилось с зайчиком в этой сказке?
Дети: Лиса попросилась погреться в избушке зайчика, а потом выгнала его.
Воспитатель: А кто помог зайчику?
Дети: Собаки, медведь и петушок.
Воспитатель: А как собаки и медведь выгоняли лису из избушки? (дети имитируют сказочных героев). А как лиса пугала зверей? (Этюд на эмоции «Лиса злится»). Кто смог помочь зайчику?
Дети: Петушок.
Воспитатель: Как петушок грозил лисе?
Дети: Петушок головушкой закачал, крыльями замахал, голосисто закричал ( имитируют петушка: «Несу косу на плечи, хочу лису посечи.»). И прогнал лису.
Лиса : И вовсе я не злая в этой сказке!
Дети: злая, злая.
Воспитатель: Дети, а давайте поиграем с лисой в игру «Хитрая лисичка».
Дети встают в круг.
«Хитрая лисичка вышла погулять» (Дети идут по кругу, выполняя упражнение «Лисичка»)
Захотелось ей кого-нибудь поймать- (Хлопают в ладоши, затем сцепляют пальцы в «замок»).
Или птичку, или рыбку (Выполняют упражнение «Птичка», а затем «Рыбка»)
Или зайку, или мышку (Выполняют упражнение «Зайчик», а затем «Мышка»)
Но птички улетают (разводят руки в стороны, выполняют упражнение «Птичка», двигая скрещенными руками по кругу).
Рыбки уплывают (Выполняют упражнение «Рыбка», движения рук от себя).
Зайки убегают (Выполняют упражнение «Зайчик», движение рук от себя).
Мышки прячутся в нору (Хлопают в ладоши за спиной).
Лиса : Что я могу поделать! Я одна, у меня нет друзей, поэтому я злая. И домик мой растаял.
Воспитатель: Дети, давайте поможем лисичке, нарисуем друзей, с которыми она будет дружить, и домик, в котором будет жить лисичка. Я думаю, она станет добрее.
Дети: Да, поможем лисичке.
Под спокойную музыку дети рисуют зверей, в центре изображают домик, для лисы.
Лиса : Теперь у меня будет много друзей, и свой домик, в котором я буду жить с друзьями. Большое спасибо, вам ребята! До новых встреч!