Дроганова Светлана Николаевна
Консультация «У моего ребёнка сильное слюнотечение. Что делать»
▼ Скачать + Заказать документы
У моего ребёнка сильное слюнотечение. Что делать?
Уважаемые родители! Особое внимание хочу уделить гиперсаливации у ребёнка старше двух лет. Это тот период, когда на это стоит обратить внимание. Если при этом имеется и задержка речевого развития, стоит обязательно показаться неврологу и логопеду.
Гиперсаливация — это увеличение секреции слюнных желез, сопровождающееся обильным слюнотечением. Как физиологическое явление наблюдается у 3-6 месячных детей. В более старшем возрасте этот эстетический дефект является заболеванием, которое приносит массу беспокойств и неприятных ощущений. Чаще всего гиперсаливация связана не с истинной гиперпродукцией слюны, а с нарушением рефлекса глотания.
Публикация «Консультация „У моего ребёнка сильное слюнотечение, Что делать“» размещена в разделах
Обычно гиперсаливация сопровождается следующими заболеваниями:
· детский церебральный паралич;
· болезнь Паркинсона;
· боковой амиотрофический склероз;
· эпидемический энцефалит;
· патологии полости рта – стоматит, гингивит, воспаление слюнных желез;
· заболевания органов пищеварения – гастрит, язва, панкреатит;
· период прорезывания молочных зубов у детей.
У ребёнка до 2 лет слюни могут течь ручьём. И чем младше ребёнок, тем сильнее они текут, но после двух лет саливация обычно приходит в норму и не должна беспокоить ребёнка и родителей. Слюнотечение бывает у детей с дизартрией. Ну а если вашему ребёнку больше четырёх лет и у него гиперсаливация, могу предложить упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации.
***
1. Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
2.«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
3.«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
4.«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
5.«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз.
***
Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
1. Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа, с усилием сделать глотательные движения.
2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.
• а а а; э э э; и и и;
• аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
• аэи, аэи, аэи.
Очень полезно при гиперсаливации жевание и глотание твёрдой пищи (твёрдых овощей и фруктов, сушек, сухариков).
Некоторые авторы предлагают использовать полоскания полости рта травами (настоем шиповника, коры дуба, тысячелистника). Это возможно, если у ребёнка нет аллергии. Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
Логопедический массаж при гиперсаливации
1. Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.
2. Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рисунок). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
Можно делать массаж при гиперсаливации.
Массаж мягкого нёба.
Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увули для получения выраженного глотательного рефлекса. (см. рисунок).
Уважаемые родители при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.
Рекомендации:
• Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.
• Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
• Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
• На занятиях и во время игр необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.
Библиoгрaфия
1. Афанасьева, Л. Р. Функциональные свойства и состав ротовой жидкости у детей с нарушением развития интеллекта / Л. Р. Афанасьева // Соврем. стоматология. – 2000. – № 3. – С. 24–26.
2. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб. : КАРО, 2008
Учитель-логопед: Дроганова С. Н