МААМ-картинки

Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада

Татьяна Брыкина
Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования, является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности тьюторское сопровождение.

Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.

Публикация «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада» размещена в разделах

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию [4].

Особое значение в осуществлении данного педагогического процесса приобретает деятельность тьютора.

Тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [5] основными направлениями работы тьютора в ДОУ являются :

- сопровождение ребенка в его обычной среде (придание ей развивающих свойств);

- подготовка условий для образования особого ребёнка в конкретной системе образовательного учреждения;

- занятия с ребёнком по преодолению дефицитов развития и формирования новых компетенций;

- построение партнерских отношений с семьей ребенка и его педагогами;

- правовая и образовательная поддержка семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах.

В исследованиях Е. О. Горбик [2], Т. М. Ковалевой [3] дается определение понятию «тьюторское сопровождение», раскрываются его цель и задачи.

Тьюторское сопровождении, с их точки зрения, - это движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою индивидуальную образовательную программу, осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости оказание помощи и поддержки. В свою очередь, цель тьюторского сопровождения заключается в полноценной реализации образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, само актуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. В соответствии с поставленной целью выделяются такие задачи, как оказание своевременной помощи и поддержки личности в образовании; обучение ее умению самостоятельно преодолевать трудности образовательного процесса; формирование ответственного отношения к своему становлению.

Т. М. Ковалева подчеркивает, что тьюторское сопровождение на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного, аналитического. Каждый из этапов тьюторского сопровождения имеет свою специфику, которая отражается в содержании деятельности тьюторанта и в соответствующих способах работы тьютора [3].

Диагностико-мотивациоиный этап направлен на выявление и фиксацию познавательного интереса тьюторанта, на развитие и стимулирование мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.

Деятельность тьютора на данном этапе осуществляется на основе диагностических результатов. Диагностика проводится с целью анализа и оценки тех факторов, которые определят организационную и содержательную направленность программы индивидуального сопровождения.

На первом этапе тьютор изучает результаты диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом.

Получив основные сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе важно заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.

Проектировочный этап служит для организации сбора и анализа информации относительно зафиксированного познавательного интереса.

Роль тьютора на данном этапе – путеводитель в образовательном пространстве всех возможностей ребенка. Главное для него – научить человека использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы.

На данном этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в разнообразные ситуации.

Помочь преодолеть проблемы связанные с адаптацией к детскому саду или минимизировать последствия может помочь использование тьюторских технологий. Как отмечает Г. В. Ганьшина и Г. В. Лунина, тьютор разрабатывает и реализует индивидуальную программу социализации ребенка. «Он должен выстроить образовательный процесс, учитывая персональные особенности ребенка, имеющийся у него потенциал, чтобы появилась возможность для усвоения программы каждым малышом. Тьюторство не только помогает детям овладеть программой, но и создает условия для обучения ребенка в соответствии с его возможностями, не нарушая процесс развития остальных детей» [1].

Сроки адаптации детей в детском саду зависят от особенностей развития ребенка, от сложности нарушения и многих других причин. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у детей с аутизмом, ЗПР органического происхождения, детей с синдромом Дауна могут составлять от года до 1,5 лет. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения с раннего возраста.

На этапе адаптации тьютор ставит основные задачи:

- создание комфортной обстановки и специальных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;

- развитие навыков самообслуживания;

- адекватное восприятие детского коллектива;

- развитие умения сотрудничать с детьми и взрослыми ( на начальном этапе это следующие умения: что-то попросить, попроситься в туалет, спокойно засыпать, не мешая детям и т. п.).

Необходимо поставить такие задачи, которые учитывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ и устанавливают позитивные и негативные факторы влияния на его адаптацию.

Помощь должна быть разумно дозирована, носить адресующий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.

На реализационном этапе тьюторант осуществляет реальный поиск и затем представляет полученные им результаты этого поиска. На этом же этапе тьютор совместно с подопечным определяют перспективы работы с познавательным интересом. Составляется адаптированная образовательная программа (АОП) и ИМС (индивидуальный маршрут сопровождения) ребенка с ОВЗ.

На последнем, аналитическом, этапе проводится тьюторская консультация, анализ динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ.

Осуществляется предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

Аналитический этап направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых результатов.

В целом, процесс развития ребенка с ОВЗ должен достигать следующих целей:

1. Воспитательная цель – адаптировать и социализировать ребенка с ОВЗ к новым для него нормам и правилам, к детскому коллективу.

2. Образовательная цель – то, чему мы можем научить ребенка в процессе дошкольного образования, опираясь на возможности ребенка, учитывая его диагноз.

3. Коррекционная цель определяет, какие методы и приемы использовать в процессе развития и обучения ребенка с ОВЗ.

Таким образом, тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.

Литература:

1. Ганьшина Г. В., Лунина Г. В. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. - С. 27-35.

2. Горбик Е. О. Значение тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях // Специальное образование. – 2016. – Т. 1. – №. XII. – С. 111-113.

3. Ковалева Т. М. Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации», М., Образовательный центр «Участие», 2017. – 157 с.

4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» / Под ред. Д. И. Фельдштейн, Р. Н. Бунеев. М. ООО «Баласс», 2015. - С. 436-442.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. Электрон. дан. – Режим доступа: base.garant.ru ( дата обращения: 29.03.2020).

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада
Опубликовано: 11 мая 2022 в 08:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Брыкина (УИ 2009874) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД