Карпова Оксана
Консультация для родителей «Творчество в развитии речи дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество в Развитии речи дома (материал для размещения на стенде для родителей)
В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С. Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и освоение смысловой стороны слова. В этом возрасте основное освоение системы родного языка завершается, хотя по-прежнему активно протекает словотворческий процесс. Важную роль играет целенаправленное обучение, осуществляемое в игровой форме, направленное на совершенствование навыков построения высказываний. Ребенок в старшем дошкольном возрасте, узнает много нового об окружающем мире и естественно испытывает огромное желание, поделится со сверстниками и взрослыми своими наблюдениями и впечатлениями. Появляется потребность в овладении новыми формами и качествами родного языка.
Публикация «Консультация для родителей „Творчество в развитии речи дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.
Развитию речевого творчества способствует:
- использование речевых игр и упражнений;
- выразительное чтение; - скандирование;
- разучивание потешек, скороговорок;
- упражнения на постановку ударения которое меняет смысл слова (пИли – пилИ, пОмни – помнИ, зАмок – замОк, заплАчу – заплачУ, стоИт – стОит, полкИ – пОлки.);
- игры на подбор синонимов и антонимов;
- иллюстрирование поговорок, сказок, пословиц, загадок.
Необходимо обращать внимание на языковые особенности загадок; - составление описательных рассказов. Для овладения навыками описательного рассказа, хорошо использовать наряду с загадками, образцы литературных произведений. Так как дети в старшем дошкольном возрасте уже хорошо воспринимают литературные тексты, внимательно слушают, пытаются понять мотивы поступков, сопереживают героям. Читая книгу необходимо донести до детей характер героев. Обязательно проводить беседу по прочитанному, упоминая об авторе, если уместно можно познакомить с интересными фактами его биографии, доступными для понимания. Развитию речевого творчества способствует и сочинительство сказок. Однако наблюдения показывают, что у многих детей достаточно низкий уровень развития речевого творчества и плохо развито воображение. Многие дети не владеют элементарными приемами сочинительства, постоянно нуждаются в помощи взрослого при установлении причинно-следственных связей, невыразительно передают содержание текста, им приходится делать длительные паузы, так как словарный запас беден. Поэтому важно регулярно, ежедневно привлекать детей к сочинительству, воображению, словотворчеством развивать у них фантазию. Предлагаем для использования ряд интересных игр. Они не требуют большой подготовки и помогут вам разнообразить семейный досуг с пользой.
«Шкатулка со сказками»
Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.
Оборудование: 8 – 10 различных фигурок, коробочка.
Содержание: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
«Волшебная труба»
Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции; освоение
ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.
Оборудование: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.
Содержание: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через неё на сказочный персонаж, то он поменяет свои черты характера, например, на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на героев и рассказать, как они изменились.
«Старая сказка на новый лад»
Цель: Развитие связной речи, воображения, творческого мышления.
Оборудование: сказка «Три медведя», кружочки, обозначающие медведей
(коричневые разных размеров, красный кружок (девочка).
Содержание: Ведущий вспоминает с ребенком сказку, используя картинки.
Попросите ребенка придумать «сказку наоборот»:
а) медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать?
б) медведи добрые оказались, а девочка – злая. Как повели бы они себя?
Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку.
Можно использовать и другие сказки
«Превращения»
Цель: Развитие умения выделять существенные признаки предметов.
Оборудование: Калейдоскоп, предметные картинки (чашка, кепка, кувшин,
бутылка, диван, стул, кресло).
Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан, кепка без козырька (в шапку, кувшин без горлышка и ручки (в вазу, диван без спинки (в кровать, стул без спинки (в табурет, кресло без подлокотников (стул).
Взрослый обращает внимание детей на то, что наличие или отсутствие определённых деталей у предмета является важным признаком, по которому мы узнаём этот предмет и называем его тем или иным словом.
«Как спастись от колдуна?»
Цель: развитие связной речи, воображения, творческого мышления.
Оборудование: набор мелких игрушек или предметных картинок 8-10 штук
(можно использовать в дальнейшем заместители).
Содержание: Взрослый рассказывает такую историю: «Жил-был колдун. Он умел заколдовывать разные предметы и вещи. Заколдует и несёт к себе в пещеру. Но колдун заколдовывал только ту вещь, которая была одна. Если же предметы объединялись, колдун не мог их заколдовать и унести к себе».
После этого ребёнку предлагается объединить предметы в единый сюжет. Если ребёнок понял задание, то ему можно дать сразу набор игрушек или картинок.
Если же ребёнок испытывает какие-либо затруднения, необходимо помочь ему. Например, взять два первых попавшихся кубика, и придумать свой рассказ: «Однажды бабочка встретила ёжика, очень удивилась и спросила его, почему ёжик не летает. Ёжик ответил, что он не умеет летать, но зато умеет сворачиваться в клубок. И предложил научить этому бабочку. С тех пор они подружились».
«Придумай историю»
Цель: Развитие понимания и активизация слов с обобщающим значением;
развитие связной речи, словесного творчества.
Содержание: Взрослый предлагает ребёнку придумать историю (рассказ, сказку) об овощах, домашних животных, посуде, транспорте и т. д. Взрослый даёт образец истории, помогает придумать начало. Этапы развития сюжета («Как-то раз случился в деревне переполох…», «Однажды ночью игрушки ожили и …»). В данной игре ребёнок не только закрепляет понимание обобщающих
слов, но и актуализирует лексику по теме, развивает вербальное (словесное) творчество.
«Пантомима»
Цель: Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов,
развитие общей моторики, творческих способностей.
Содержание: Взрослый называет два словосочетания, обозначающих предметы или объекты и их противоположные признаки (злой волк – добрый медведь). Необходимо средствами мимики и жестов (без слов) изобразить эти предметы (объекты, обладающие указанными противоположными признаками.
Примерный речевой материал:
* злой волк – добрый медведь;
* глупый лягушонок – умный кролик;
* стремительный олень – медлительная черепаха;
* смелый львёнок – трусливый заяц;
* сильный тигр – слабый мышонок;
* толстый хомяк – тонкая цапля;
* радостный человек – печальный человек.
Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Творчество – это создание нового продукта.
Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.
Творческое воображение – способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Игра – это исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.