Екатерина Тарасова
Творческое воображение у старших дошкольников
▼ Скачать
Творческое воображение у старших дошкольников
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.
Публикация «Творческое воображение у старших дошкольников» размещена в разделах
Об особенностях и необходимости развития воображения говорили многие ученые, такие как Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Е. О. Смирнова и др. Ведь воображение играет важнейшую роль в жизни человека. Старший дошкольник с развитым творческим воображением может с легкостью представлять, видеть конечный результат, объединять, планировать действия, изменять образы. Благодаря воображению, ребенок учится преодолевать трудности, проигрывать разные роли у себя в голове, а также размышлять о чем-либо. Именно через воображение дети учатся находить выходы из различных ситуаций.
Многие исследователи детского изобразительного творчества, такие как Г. Н Давыдова, Т. Г Казакова, Т. С Комарова, отмечали, то, что творческое воображение способствует расширению знаний об искусстве, стимулирует его и вызывает интерес к творческой деятельности.
Творческое воображение играет важную роль в жизни человека и особенно в развитии ребенка. В настоящее время все больше внимания уделяется исследованию механизмов воображения и его влияния на развитие ребенка. Некоторые исследователи, такие как Л. С. Выготский и В. В. Давыдов, утверждают, что воображение является одним из условий успешной учебно-воспитательной деятельности.
Системно - деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (Приказ № 1643 от 29 декабря 2014 года, пункт 7, предлагает использование разнообразных организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося для обеспечения его творческого потенциала.
Исследования (Е. И. Игнатьев, О. М. Дьяченко, В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, В. А. Крутецкий, С. Л. Рубинштейн и др.) указывали, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения младшими школьниками новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность образовательного процесса. В данном контексте проблема изучения развития воображения старших дошкольников является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности детей.
Изобразительная деятельность является важным компонентом в рамках целостной системы образования, способствуя развитию творческого воображения. Однако необходимо учитывать, что использование творческого воображения в учебном процессе может быть эффективным только при условии, что оно подкреплено соответствующими методами и техниками обучения. Кроме того, имеющиеся у детей знания должны быть трансформированы в качестве материала для творческой деятельности и эффективно использоваться в процессе обучения.