Татьяна Цыбулько
Творческий информационный проект в ДОУ «Дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы.
На протяжении многих лет на Руси были большие, крепкие семьи, когда все жили дружно, заботились друг о друге, почитали родителей. Вырастая, дети старались строить свои семьи, похожие на те, в которых выросли сами, с теми же ценностями и тем же укладом.
Современные семьи не такие большие и порой не такие крепкие и дружные. Поэтому очень важно, чтобы наши дети поняли всю важность и ценность семьи.
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к возрождению семьи как социального института, где ребенок проходит этапы первичной социализации. В настоящее время считается доказанным, что семья является источником, дающим силу для духовного развития, помогающим ребенку адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности». (Закон «Об образовании», ст. 18).
На современном этапе развития семьи наблюдаются новые ситуации общественной противоречивости. С одной стороны реализуются программы по укреплению значимости семьи в воспитании детей. А с другой стороны имеются проблемы, которые приводят к увеличению обострения семейных проблем. Отрицательно влияющие на развитие и психику детей рост разводов, неполные семьи или семьи, имеющие только одного ребенка, падение материального уровня семьи являются ключевыми аспектами в проблематике семьи. Атмосфера каждой семьи с ее жизненным укладом, интересами и потребностями сразу же начинает воздействовать на ребенка. И очень важно, какая это семья. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А. С. Макаренко «…семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Жизненный идеал у россиян сегодня весьма расплывчат, в связи с чем мировоззрение утратило прежнюю сущностную основу и не обрело новой.
Подобные процессы и их следствия повышают статус образования и культуры.
«Необходимо активизировать деятельность социальных институтов и направить их конкретные действия, исходя из известной нам структуры бытия «природа – общество – человек – культура. Их главным вектором является становление индивидуальности, приобщение человека, начиная с раннего детства, к общечеловеческим ценностям, ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращении природного человека в культурного».
Детский сад – первое общественное учреждение, с которым родители вступают в контакт и его деятельность направлена на оказание помощи семье в воспитании детей. (Закон РФ «Об образовании», статья 18, пункт3).
Приоритетным направлением воспитательной образовательной работы нашего детского сада является работа с семьей.
Таким образом, детский сад создает наилучшие духовно - нравственные условия для становления личности ребенка, воспитания у него начал коллективизма. Пускай процветает любая семья!
Вид проекта : творческо-информационный проект.
Рассчитан на 7 месяца (октябрь-апрель).
Участники проекта : педагоги ДОУ, учителя – дефектологи, учителя – логопеды, педагог – психолог, музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитанники и их родители.
Мотивация: личная заинтересованность всех участников проекта
Предполагаемые результаты.
• интерес к своей семье как у детей, так у родителей.
• обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов
• продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Цель: создание духовно - нравственных условий для взаимовлияния детского сада, семьи, ребенка, общества в формировании идеального образа семьи, идеального родителя.
Задачи:
1. Организовать мероприятия, посвященные возрождению семейных традиций. :
2. Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
3. Предоставить возможность родителям и детям проявить свои способности и таланты через участие в мероприятиях.
4. Формировать у детей и родителей стремление и желание культурного времяпровождения и духовного развития.
5. Способствовать повышению роли семьи, ее ответственности в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения.
6. Удовлетворять запросы родителей в индивидуальных и групповых формах работы.
7. Создать и внедрять систему сотрудничества детского сада с семьей.
Механизм достижения поставленных целей.
Решение обозначенных выше проблем, мы видим в создании такого образовательного пространства, которое, с одной стороны, было бы детским пространством, в котором ребенок познавал бы мир, его законы, любовь, милосердие; которое было бы наполнено знаками мужского и женского начала, а с другой, - помогало бы педагогам и родителям осуществлять дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек, побуждало бы к новым творческим открытиям и успехам в семейно-половом воспитании дошкольников.
При разработке концепции проекта мы определили основные исходные категории и понятия, это: семья, ее основные функции, половое и семейное воспитание (формирование мотивационных основ материнства у девочек и социальных основ отцовства у мальчиков). «Семья представляет собой обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Отсюда основными функциями семьи являются :
*воспитательная – социализация молодого поколения;
*экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других;
*сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах деятельности;
*досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
*эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки всех членов семьи.
Родительство – интегральное психологическое образование личности отца или матери, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, ответственности и стиля семейного воспитания.
Под психолого-педагогической компетентностью родителей понимается основанный на знаниях, личностно обусловленный опыт воспитания, развития, обучения и образования детей, состоящий из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, каждый из которых показателями:
Эмоциональный компонент: проявление любви к своему ребенку; эмоциональная близость всех членов семьи; взгляды, суждения, оценки относительно реализации родительских установок и ожиданий; потребность в воспитании развитого ребенка.
Поведенческий компонент: реальное репродуктивное поведение, взаимоотношения супругов, формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля своего поведения и семейной ситуации.
Критерии оценки психолого-педагогической компетентности родителей:
-готовность к проявлению компетентности; -владение знаниями, отношение к процессу, содержанию и результату компетентности; -опыт использования знаний; -эмоциональная регуляция процесса и результата проявления компетентности.
В рамках деятельностного подхода мы опираемся на понятие «об образе мира», предложенное А. Н. Леонтьевым, из которого следует, что развитие человека и специфика становления образа мира происходят в условиях взаимодействия матери и ребенка. С самого начала зарождения новой жизни она - источник и условие этой жизни. От особенностей поведения матери и ее отношения к ребенку зависит его развитие образа мира.
Отцовство – это интегральное психологическое образование личности отца, включающее осознание родственной связи с детьми и чувства с ним испытываемые, принятие и исполнение родительской роли, а также способствующие самореализации, самоутверждению и саморазвитию личности отца. Отцовство – необходимое условие полноценного развития личности. Д. С. Акивис считает, что только в взаимодействии с ребенком полностью созревают мужские черты личности – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила.
Психологическая готовность к материнству и отцовству определяется сформированностью:
а) всех сторон личности, предполагающих выполнение возложенных обязанностей и принятых обязательств;
б) представлений о материнстве и отцовстве;
в) оценки собственной готовности быть матерью и отцом.
Для реализации поставленных целей и задач, мы решили выстроить такую систему общения с детьми и их родителями, как «педагог-ребенок-родитель», от монолога перейти к диалогу, оказывая своевременную поддержку ребенку и выражая соучастие семье в вопросах воспитания своего малыша.
Поэтому педагогический коллектив детского сада находится в постоянном поиске новых форм, методов и приемов в работе с дошкольниками и их родителями.
Неиссякаемым источником идей, необходимых для решения задач семейно – полового воспитания, является детская книга, как хранительница лучших образцов человеческой сущности, эталонов мужественности и женственности, позволяющая детям легко познавать тайные смыслы человеческой жизни. Она способна гармонизировать детско-родительские отношения, обогатить содержание общения родителей с детьми, так как книга вводит ребенка в мир новых впечатлений, переживаний, человеческих чувств, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Только при этих условиях, как говорил В. Сухомлинский, маленький ребенок становится воспитываемым. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
«У ребенка – память сердца. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, эстетическим». (К. Батюшков).
В проект мы включили разнообразные мероприятия, которые направлены на возрождение типично русских традиций, таких как: крепкая семья, построенная на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании; беспредельная любовь к детям; ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека; традиционное отношение к человеку, как главной ценности на земле, неразрывно связанное с представлениями о красоте, чести, мужестве, достоинстве, справедливости и доброте.
Мероприятия рассчитаны на период октябрь, ноябрь, декабрь месяц. Каждая неделя имеет тему, которой посвящены все мероприятия.
Воспитатель организует в группе различные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также предусматривает оптимальное сочетание специфических видов совместной детско-родительской деятельности (игровой, изобразительной, речевой, двигательной, познавательной, создает развивающую среду, имеет психолого- педагогический диагностический инструментарий.
В своей деятельности воспитатель использует активные методы взаимодействия:
1. Вербальные: дискуссия; сочинение о своем ребенке, своей семье; рассказ о своем детстве, своей семье; чтение познавательной литературы; индивидуальные задания; анализ проблемных ситуаций.
2. Наглядные: показ способов деятельности, демонстрация моделей поведения, дидактические игры, использование наглядных материалов (схемы, таблицы, рисунки, памятки).
3. Практические: творческие игры, практические работы, рефлексия, самостоятельная работа с книгой, вариативные упражнения, решение психолого-педагогических задач, деловые игры и дидактические игры. 4. Мини-музей «Народы Южного Урала» и уголки в группах, отражающие региональный компонент
Музыкальный руководитель и педагоги продумывают участие детей и их родителей в сольных и групповых номерах, в подготовке сюрпризных моментов; исполнение ролей в инсценировках, выбирают ведущих и т. д. Каждый участник имеет возможность проявить свои способности, участвовать в коллективном творчестве.