Наталия Шибина
Творческий проект «Времена года» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВРЕМЕНА ГОДА»
1. Актуальность проекта.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно с этого возраста необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.
Публикация «Творческий проект „Времена года“ для дошкольников» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль в воспитании детей. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.
Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения в ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважении к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Достичь это с раннего возраста можно в том случае, если знакомить ребенка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветов, любоваться пейзажами родных мест, красотой природы. Впечатления от великолепия природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Все дети любознательны. Круг интересов очень широкий. Но в современно мире ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс отчуждения. Поэтому необходимость приобщения ребенка к природе, изучение природных явлений, получение знаний, начиная с дошкольного детства, бесспорна.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Природное любопытство детей дошкольного возраста заставляет их задавать вопросы, заниматься исследованиями и искать взаимосвязь между предыдущим опытом и новыми ситуациями, в которых они оказываются.
В основе данного проекта лежит готовность дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в впечатлениях. И моя задача удовлетворить потребности детей с нарушениями слуха, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Данный проект направлен на расширение знаний о временах года, развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей.
С целью развития устойчивого интереса к природе, получение знаний и представлений, был разработан данный проект, который способствует формированию собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
2. Цель проекта : формирование представлений о временах года и сезонных изменениях в природе.
3. Задачи:
коррекционно-образовательные:
- формировать у дошкольников представления о временах года, о месяцах, их последовательности, о сезонных изменениях в природе, о том, что можно делать в разное время года;
- учить различать диких животных и их детенышей, познакомить с их местом обитания, изменениями, происходящими в разные времена года;
- учить детей различать птиц: зимующие и перелетные;
- учить различать растения, изменения, происходящие с ними в разные времена года;
- учить детей различать одежду и обувь, определять, что надевать в разное время года;
- учить различать овощи и фрукты, знать, где и когда растут;
- формировать представления о праздниках;
- расширять словарный запас детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, умение сравнивать и анализировать;
- развивать умение замечать красоту природных явлений, переживать радость от общения с ней и воспитывать благодарное чувство к природе;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
4. Принципы реализации проекта :
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• Принципы научной обоснованности и практической применимости;
• Принцип полноты, необходимости и достаточности;
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
• Принцип интеграции образовательных областей;
• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
• Принцип решения программных образовательных задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
• Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Участие воспитателей в реализации проекта : рисование с детьми, изготовление тематических поделок о временах года.
Участие музыкального руководителя в реализации проекта : организация праздников, музыкальное сопровождение при пении песен.
Участие родителей в реализации проекта : помощь в оформлении выставки поделок, предоставление летних фотографий.
5. Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы, настольный театр, экскурсии.
Познавательное развитие.
Беседы, чтение рассказов.
Речевое развитие.
Чтение, описание картин, ответы на вопросы, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, составление рассказов.
Художественно-эстетическое развитие.
Рассматривание картин, рисование на манке, занятия по ИЗО с воспитателями, изготовление поделок совместно с родителями.
Физическое развитие.
Целевые прогулки, динамические паузы на занятиях.
6. Ожидаемые результаты проекта :
Дети:
• Умение выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе, называть времена года в правильной последовательности, месяцы;
• Знать диких животных, птиц, овощи, фрукты, одежду, обувь;
• Рассматривать сюжетные картинки, серии картин, уметь составлять небольшой рассказ по ним;
• Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения;
• Отвечать на вопросы взрослого, определять причинно-следственные связи, отгадывать загадки, разгадывать кроссворды.
• Проявлять бережное отношение к природе.
• Участвовать в обсуждениях.
• Участвовать в сезонных наблюдениях.
• Развитие творческого мышления детей;
• Развитие познавательной активности, любознательности, воображения;
• Расширение кругозора детей;
Педагоги:
• Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
• Овладеют методом создания презентаций.
Родители:
• Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.
• Станут активными участниками реализации проекта.
7. Этапы проекта.
1. Подготовительный этап (информационно-накопительный).
1. Определение темы.
2. Формулировка цели и задач.
3. Информирование педагогов и родителей о предстоящей деятельности.
4. Подбор наглядного материала, литературы.
5. Составление плана реализации основного этапа проекта.
2. Основной этап (организационно-практический) реализации проектной деятельности.
• Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки.
• Чтение рассказов, разучивание стихотворений.
• Описание картин, составление рассказов.
• Рисование, занятия по ИЗО.
• Беседы, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов.
• Просмотр презентаций и видеороликов.
• Проведение открытых занятий
8. План реализации проекта.
1. Развитие речи: «Осень. Деревья осенью», «Овощи. Труд людей на полях и огородах», «Фрукты. Труд людей в садах», «Лес. Грибы. Ягоды», «Одежда, обувь головные уборы» «Насекомые осенью», «Перелетные птицы» «Домашние животные», «Дикие животные, составление описательного рассказа о птицах, животных, сопоставление ранней и поздней осени; «Зима», «Зимующие птицы», «Новый год». «Первый снег», творческое рассказывание детей о приметах зимы, составление по ним описательных рассказов по сюжетным картинам, народные праздники, зимовье зверей, «Весна, приметы весны», «Мамин день», «Живая и неживая природа», составление описательных рассказов по пейзажным картинам;
2. Чтение литературы:
Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки, заклички, народные песенки, прибаутки, скороговорки., сказка «Заяц — хвастун», «Морозко», «Госпожа Метелица», А. Л. Барто «Мы не заметили жука», И. Бунин «Первый снег»; «Листопад», С. Есенин «Черемуха», «Береза», «Поет зима аукает»; А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Зимний вечер», «Унылая пока, очей очарование», «Зимнее утро», Суриков И. З. «Белый снег пушистый», «Зима»; Токмакова И. П «Осенние листья», «Ф. И. Тютчев «Зима не даром злится», А. Усачев «К нам приходит Новый год», В. Бианки «Лесная газета», «Как муравьишка спешил домой, «Синичкин календарь», Хвосты», «Лесные домишки», Н. Н. Носов «На горке», Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб», «Беличья память», В. А. Жуковский «Жаворонок», Моловьева П. С «Подснежник», Л. Толстой «Пришла весна» С. Маршак «Весенняя песенка» В. Алферов «Март», А. Плещеев «Уж тает снег…».
3. Иллюстрации, репродукции картин: Ф. Васильев «Перед дождем», «Сбор урожая», И. И. Левитан «Березовая роща», «Золотая осень», «Март», «Зимой в лесу», И. Остроухов «Золотая осень»»; Ф. А. Васильев «Грачи прилетели» А. Саврасов «Ранняя весна», В. Шишкин «Рожь», Утро в сосновом бору», И. Грабарь «Зимнее утро»
4. Прослушивание музыки: П. Чайковский «Декабрь – Святки», «Песня жаворонка», «Подснежник», А. Вивальди «Зима».
5. Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Когда это бывает?» «Вершки и корешки», «Веселый клоун», «С чей ветки детки?», «Что растет на грядке?», «Что растет на дереве?» «Помоги Пете. Овощи и фрукты», «Один – много», «Что нам осень принесла?», «Кто в лесу живет?» «Следы животных», «Осенние приметы», «Какая погода?», «Съедобное – несъедобное», разрезные картинки, «Семейка слов» «Кого мы видели в лесу?», «Вкусный сок», «Кто зимой спит?», «Скажи наоборот». «Узнай по описанию», «Назови птицу», «Хорошо-плохо», «Четвертый лишний» «Что перепутал художник?», «Что изменилось?», разрезные картинки, «Семейка слов», «Где снегирь?», «Новый год у гномов» «Подарки», «Скажи ласково», «Узнай по описанию», «Хорошо-плохо», «Четвертый лишний» «Что перепутал художник?», «Что изменилось?», разрезные картинки, «Семейка слов», «Скворец и скворечник», «Когда это бывает?»,
7. Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Хозяйка однажды с базара пришла» «Мы капусту рубим», «снеговик» «Кот на печку пошел», «Перелетные птицы» «Насекомые», «Веснянка».
8. Экскурсии в городской парк, прогулки на участке детского сада: наблюдение на тему: деревья осенью, дождь, осенний туман, рябина осенью, солнцем, За опаданием листьев. За листопадом, за цветами на клумбе, за живой и неживой природой, за дождем растениями цветника, листопадом, насекомые осень; наблюдение за продолжительностью дня, снежинками, следами птиц, птицами, льдом на лужах, узорами на окнах, инеем на деревьях, снежным покровам, снегопадом, деревьями зимой, наблюдение за погодой, а весенним солнышком, за изменениями долготы дня, за сосульками, за птицами, за проталинами, за грачами, первые ручейки;
9. Просмотр мультфильма: «Мешок яблок» (по сказке В. Сутеева, Уроки Тетушки Совы, «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка», «Серая шейка», «Новогодняя сказка» «Серебряное копытце»,. «Щелкунчик», «Простоквашино»,
9. Заключительный этап
Итоги проекта :
1. Выставка работ по проекту.
2. Итоговое интегрированное занятия «Путешествие в зимний лес» «Как солнце весне помогало?».
3. Презентация по проекту.