Наталья Стацура
Творческий проект «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Умелые ручки»
творческий проект
Содержание проекта
Паспорт проекта…. …. 3
Актуальность проекта….…. …. 6
Цель и задачи проекта…. ….…. 7
Основные формы реализации проекта. ….…. 7
Этапы работы над проектом….…. 8
План реализации проекта …9
Ожидаемый результат….….10
Эффективность реализации проекта….11
Литература….12
Приложения:
Приложение 1 Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у
Публикация «Творческий проект „Умелые ручки“» размещена в разделах
дошкольников»
Приложение 2 Консультация практикум для родителей
Приложение 3 Анкета для родителей
Приложение 4 Консультация для воспитателей «Формирование мелкой моторики руки дошкольника»
Приложение 5 Дидактические игры
Приложение 6 Рекомендации по проведению дидактических игр
Приложение 7 Картотека «Пальчиковые игры»
Приложение 8 Картотека «Самомассаж пальчиков»
Приложение 9 Занятие «Гороховые фантазии»
Приложение 10 Тест Н. Озерецкого «Тесты оценки моторики»
Паспорт проекта
Наименование проекта «Умелые ручки»
Цель и задачи проекта
Цель проекта : стимулирование речевой и мыслительной деятельности ребенка через развитие мелкой моторики.
Задачи:
совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: память, речь, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие;
• развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотносить слова с действиями пальцев;
• развивать продуктивную деятельность.
Сроки реализации проекта Краткосрочный
Этапы реализации проекта I этап – организационно-подготовительный
• подготовка проекта, определение темы и цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
• подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу;
• подобрать иллюстративный материал;
• подобрать материалы, атрибуты для игр;
• подготовить консультации для родителей;
• составить перспективный план мероприятий;
• составление картотек игр для развития мелкой моторики;
• индивидуальные беседы, консультации для родителей;
• разработка перспективного плана.
II этап- практический
• составление перспективного плана работы для детей группы;
• распределение заданий между родителями;
• создание предметно-развивающей среды в группе;
• выполнение работы в соответствии с планом, выбором форм работы, методов и приемов;
• проведение бесед, занятий, игр.
III этап – заключительный
• диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук;
• анализ результатов проделанной работы, подведение итогов проекта;
• разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки;
• презентация проекта на итоговом педагогическом совете;
• размещение материалов проекта на сайте ДОУ.
Участники проекта педагоги, дети группы и их родители
Ожидаемые конечные результаты проекта Ожидаемый результат :
• проявят интерес к пальчиковой гимнастике;
• увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
• возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
• дети будут использовать пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
• у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Ресурсное обеспечение проекта • массажные мячи;
• прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
• коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней;
• шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
• «сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом – для самомассажа кистей;
• моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
• грецкие орехи – для самомассажа кистей;
• «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
• мелкая мозаика;
• мелкий конструктор;
• разрезные картинки;
• интернет-ресурсы (слайды, видеофильмы);
• материальные ресурсы (приобретение материала для работы)
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т. д.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность – таков новый социальный заказ государства. Поэтому, актуальной и важной задачей является художественно – эстетическое развитие личности. В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены пять направления развития ребенка" – одно из них художественно-эстетическое развитие. В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на развитие продуктивной деятельности детей.
Цель проекта : стимулирование речевой и мыслительной деятельности ребенка через развитие мелкой моторики.
Задачи проекта :
• совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: память, речь, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие;
• развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотносить слова с действиями пальцев;
• развивать продуктивную деятельность.
Участники проекта : дети и их родители, педагоги.
Срок реализации: краткосрочный (16.02.15г. – 12.06.15г.)
Основные формы реализации проекта : рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и других наглядных пособий; анкетирование и консультирование родителей, беседы с детьми, использование художественного слова, дидактические игры, пальчиковые игры, настольные игры.
Ресурсное обеспечение:
• массажные мячи;
• прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
• коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней;
• шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
• «сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом – для самомассажа кистей;
• моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
• грецкие орехи – для самомассажа кистей;
• «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
• мелкая мозаика;
• мелкий конструктор;
• разрезные картинки;
Этапы работы над проектом :
I этап – организационно-подготовительный
• подготовка проекта, определение темы и цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
• подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу;
• подобрать иллюстративный материал;
• подобрать материалы, атрибуты для игр;
• подготовить консультации для родителей;
• составить перспективный план мероприятий;
• составление картотек игр для развития мелкой моторики;
• индивидуальные беседы, консультации для родителей;
• разработка перспективного плана.
II этап- практический
• составление перспективного плана работы для детей группы;
• распределение заданий между родителями;
• создание предметно-развивающей среды в группе;
• выполнение работы в соответствии с планом, выбором форм работы, методов и приемов;
• проведение бесед, занятий, игр.
III этап – заключительный
• диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук;
• анализ результатов проделанной работы, подведение итогов проекта;
• разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки;
• презентация проекта на итоговом педагогическом совете;
• размещение материалов проекта на сайте ДОУ.
Перспективный план
Этапы Формы работы с детьми и родителями Сроки реализации
1. Разработка консультации для родителей:
«Развитие мелкой моторики у дошкольника»,
«Консультация -практикум»
2. Анкетирование родителей
3. Игры с прищепками на протяжении всего проекта
4. Игры с крупами на протяжении всего проекта
5. Игры со шнурками на протяжении всего проекта
6. Рисование ладошками и кончиками пальцев на протяжении всего проекта
7. Рисование ватными палочками, с помощью трафаретов на протяжении всего проекта
8. Объемная лепка на протяжении всего проекта
9. Игры со счетными палочками на протяжении всего проекта
10. Презентация проекта
Ожидаемый результат:
- проявят интерес к пальчиковой гимнастике;
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети будут использовать пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Результаты мониторинга
Для понимания результатов я провела диагностику. Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта.
В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.
• Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.
Вывод
Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод:
Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Таким образом, в результате проделанной работы можно сказать, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей во взаимодействии с родителями способствует улучшению произношения многих звуков, развитию коммуникативных навыков и развитию общей сенсомоторной и речедвигательной моторики.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность данного проекта.
Литература
1. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст] : пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М. :ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
2. Быстрова Т. А., Сизова Э. А. Логопедия в диалогах. СПб, Издатель-ский Дом Литера, 2004
3. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс, 2013
4. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст] : пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук. - СПб. : Издательский Дом Литера, 2005. -208с.
5. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст] : учеб, пособие /О. И. Крупенчук---СПб. : Издательский Дом Литера, 2008.
6. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры» Из-во «Феникс» 2007.
7. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –(С. 60-64.)
8. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2000.
9. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)
10. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю. А. Соколова. – М. : 2004.-20с.
11. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.
12. Тимофеева Е. Ю., Е. И. Чернова Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики
Интернет –сайты
13. https://festival.1september.ru/
14. https://nsportal.ru
15. www.school.edu.ru
16. www.rsl.ru-Сайт Российской государственной библиотеки
17. www.openclass.ru –Образовательные сообщества
18. http//logoportal.ru-Портал для логопедов и родителей
19. https:// www. dohcolonoc.ru
20. https:// www. maam.ru
21. https:// www. moi - detsad.ru
22. https:// www. doshvozrast.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Консультация для родителей
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.
Как же развивать мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста?
Конечно же, в игре.
• «Мозаика», «Пазлы»- В них есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот.
• «Конструктор»-для детей старшего дошкольного возраста лучше выбирать конструкторы с мелкими деталями, с разными видами соединений.. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
• Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима, что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
• Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее
упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
• Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить
насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
• Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
• Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объёмными буквами. Сейчас продаются такие книжки, открытки и таблички, на которых буквы не просто написаны, а
сделаны объёмными. Завяжите ребёнку глаза и дайте ему ощупывать эти буквы. Пусть он попробует на ощупь определить, что за буква находится под его пальцами. Такие тренировки в целом полезны для изучения алфавита.
• Дети постарше учатся завязывать шнурки. Это могут быть готовые шнуровки, сделанные мамой или завязывание шнурков на предметах (кофточки, ботинки, шапочки и т. д.).
• Игры с использованием мелких предметов, из которых надо что-то сложить или построить, что-то взять, прикрутить или отвинтить, на что-то надеть, куда-то положить или насыпать, сжать или разжать – это то, что поможет вашему малышу в будущем лучше усваивать школьную программу. Такие занятия развивают не только воображение и мелкую моторику, но и память, аккуратность, глазомер, ассоциативное мышление, умение анализировать и принимать решения.
Родителям можно использовать подручные материалы для развития мелкой моторики рук:
-Смешайте фасоль, горох, чечевицу и попросите ребёнка разобрать всё в разные чашечки. Для интереса назовите игру «Золушка».
-Для мальчиков можно создать игру «Юный механик», для которой потребуются только болты с гайками. Попросите раскрутить или накрутить гайку. Для интереса попробуйте посоревноваться с ребёнком, кто быстрее справиться или даже устроить семейный турнир. Хорошо ещё если болты и гайки будут разными по величине. Это ещё будет способствовать развитию глазомера.
-Завяжите на шнурке несколько, не очень тугих узелков и ребёнка попросите их развязать, и наоборот.
- Для девочек хорошо подойдёт нанизывание бусин, макарон или пуговиц на проволоку.
-Хорошо развивает мелкую моторику «Оригами». Да и потребуется лишь одна бумага. Хорошо бы, если сделанные работы вы смогли бы обыграть, например, придумайте совместно сказку и поиграйте в неё вместе с ребёнком.
-Сложи фигуру из спичек. Только в эту игру в целях безопасности играйте только рядышком с ребёнком. Попробуйте сложить кораблик или какую другую фигуру. В этой игре у ребёнка будут развиваться и воображение, и творчество. А если вы поставите условие, чтоб ребёнок повторил вашу фигуру, то развиваться будут и внимание, и память.
-. Спрятанный предмет. Игрушки из киндер сюрприза спрячьте в горох или фасоль, и ребенок пусть ищет все игрушки, закопанные в крупе. При выполнении этого задания происходит точечный массаж.
-Прищепки. При развешивании белья попросите ребёнка вам помочь. Или возьмите картонные геометрические фигуры и пусть ребёнок с помощью прищепок превратит фигуру в какой нибудь предмет.
-Игры с тенью развивают мелкую моторику рук, воображение и фантазию у ребёнка.
-Работа с нитками очень разнообразна:
• Рисование нитью по силуэту.
• Мелкое нарезание и приклеивание к шаблону.
• Плетение разноцветными шнурками.
-Создание картин с помощью семян и плодов.
- Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:
В новеньких сапожках
-Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Топаем дружнее: топ- топ- топ».
Для создания игр для развития мелкой моторики рук используйте всю свою фантазию. Главное - помните! Любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!
Успехов вам и терпения!
Приложение 2
Консультация - практикум для родителей
Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка. Одним из средств развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка является развивающий массаж.
Ф. Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом, а значит - и на развитие речи.
При его систематическом проведении улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, что помогает повысить интеллектуальные возможности ребенка на 75%.
Плантарный массаж (индийский) – массаж стоп
Стопы ног - это еще один экран состояния систем и органов человека. На подошве масса кожных рецепторов, там находятся около 72 тыс. нервных окончаний, через которые организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры.
Согласно учению йоги, ноги - это распределительный щит организма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону. При массаже, направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа.
Техника плантарного массажа
При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лежа. В последнем случае ребенок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кладутся небольшие валики.
Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание, растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава.
Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до 2 мин).
Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не на ночь.
Аурикулярный массаж – массаж ушных раковин
Показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.
Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Такой несложный, не имеющий противопоказаний массаж можно применять ежедневно и всю
жизнь.
Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения памяти.
Пример аурикулярного массажа (целенаправленное влияние на зоны внимания)
Рекомендуется массировать по порядку четыре зоны:
1 - противокозелок;
2 - треугольная ямка;
3 - зона перехода ножки завитка в восходящую часть;
4 - самая глубокая часть раковины (воронка).