Татьяна Ширяева
Творческий проект «Словесный портрет ребенка, неготового к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
«СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА, НЕГОТОВОГО К ШКОЛЕ»
Выполнила
Ширяева Татьяна
Москва
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
2-4
1. Педагогические исследования взаимосвязи мелкой моторики с речью и мышлением 5-7
2. Предполагаемые причины появления данного отставания ребенка 8
3. Методы педагогического наблюдения (ситуаций, которые использует воспитатель при обнаружении недостатка в развитии ребенка 9-12
Публикация «Творческий проект „Словесный портрет ребенка, неготового к школе“» размещена в разделах
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
4. Методические рекомендации по пропедевтике (предупреждению) появляющихся отставаний 13-14
5. Методические рекомендации по преодолению выявленного отставания ребенка 15-19
Заключение 20
Список литературы 21
ВВЕДЕНИЕ
Одним из составляющих интеллектуальной готовности к школьному обучению являются развитые тонкие движения руки и зрительно – двигательная координация.
Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.
Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму.
Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с такими детьми
приводит к низкому уровню развития у них графических навыков.
Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Так, на основе обследования детей была выявлена следующая закономерность:
если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.
Это доказано исследованиями физиолога М. И. Кольцовой, которая установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи.
Недостаточное развитие мелкой моторики, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к посещению ребенком детского сада, а потом и к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Ребенок, у которого плохо развита мелкая моторика и зрительно – двигательная координация не умеет (или плохо умеет) :
Держать карандаш, ножницы и пользоваться ими,
Застегивать пуговицы,
Обводить предметы,
аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контур,
проводить вертикальные и горизонтальные линии,
Выполнить задание по образцу (по памяти гораздо легче,
Точно копировать образец,
Манипулировать с мелкими предметами,
трудности в воспроизведении формы графических элементов;
несоблюдение размера графических элементов;
несоблюдение наклона письма;
предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке.
И, как правило, у такого ребенка плохо развита речь.
Целью творческого проекта является изучение проблемы нарушения развития мелкой моторики рук.
Задачами данной работы будут:
• Выявление причины недоразвития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет;
• Определение общих методических рекомендаций по пропедевтике данного отставания;
• Определение общих методических рекомендаций по устранению недоразвития мелкой моторики у детей 6-7 лет;
• Подбор дидактических игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С РЕЧЬЮ И МЫШЛЕНИЕМ
На основе проведённых обследований Л. В. Антаковой – Фоминой большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Движения руки исторически в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. Сравнивая результаты экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функции руки и речи, опираясь на данные электрофизиологических опытов, М. М. Кольцова (1973) пришла к заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук.
Автор специально подчеркивает, что влияние импульсации с мышц руки наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Она обращает внимание на тот факт, что в двигательной проекции различных частей тела при центральной области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти руки. Оказывается, что мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев рук имеют здесь отдельное представительство, в то время, как крупные мышечные группы рук, ног, туловища представлены суммарно. Кроме того, проекция движения кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости.
И «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» .
Л. С. Выготский (1983, указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.
Отечественные исследователи обращают внимание на педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей. Это Л. З. Арутюнян, 1993; Р. Д. Бабенкова, 1963; Л. И. Белякова,1985; В. В. Воронкова, 1994; Ю. Ф. Гаркуша, 1990; В. А. Гринер, 1958; И. А. Грошенков 1982, 2001; М. М. Кольцова, 1972, 1979; И. Ю. Левченко, 2001; В. И. Лубовский, 1955; Е. М. Мастюкова,1992; Е. В. Оганесян, 1984 и др.).
Учитывая исследования ученых, становится понятно, что в процессе индивидуального развития, речь тесно связана с движениями, и первую очередь, с пальцами рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других, развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи.
Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, по-видимому,
речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 – 2, 5 месяца, что для маленького ребенка достаточно много.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение. Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Поэтому, крайне необходимо серьезно подойти к предупреждению и коррекции слабых мышц мелкой моторики.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДАННОГО ОТСТАВАНИЯ РЕБЕНКА
Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений.
В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму.
Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с такими детьми
приводит к низкому уровню развития у них графических навыков. Одной из важных причин может являться также
Недоразвитие зрительного восприятия, внимания
Плохо созданная предметно - развивающая среда
Недостаток времени со стороны родителей (все больше дети сидят у телевизоров, компьютеров, нажимая кнопочки, и все меньше родители уделяют времени вышиванию, рисованию, играм)
Нехватка времени на обучение детей навыкам самообслуживания, проще сделать за них самим взрослым.
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ (СИТУАЦИЙ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ВОСПИТАТЕЛЬ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НЕДОСТАТКА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Ребенка, у которого плохо развита моторика видно сразу и в режимном моменте, и на занятии. Как правило, он плохо держит ложку, карандаш, у него плохие навыки самообслуживания, в игре придерживается простых действий с игрушкой.
Взрослых должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая таких же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом. Определить плохо развитую моторику можно с помощью диагностики.
В основу диагностики были положены задания:
Методика «Полоски»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута).
Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Линии»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 ошибка.
1 балл – 2 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Письмо»
(ориентировочный тест школьной зрелости Керна- Йирасека)
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу»
«Он ел суп»
Оценка:1балл-подражание написанному образцу удовлетворительное, буквы не достигают двойной величины
2балла - образец скопирован разборчиво, размер букв не учитывается
3балла - явная разбивка надписи на три части, можно понять хотя бы 4 буквы
4балла - с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, копия все еще создает строку надписи
5баллов - каракули.
Ориентировочный тест Керна – Йирасека
«Срисовывание группы точек».
Инструкция: скопируй эти точки. Постарайся выполнить задание как можно точнее.
Оценка: 1балл - почти совершенное подражание образцу
2балла - количество и расположение точек должно отвечать образцу
3балла - целое по своему контуру похоже на образец, точек не должно быть больше 20 и меньше 7
4балла - рисунок не похож на образец, но он еще состоит из точек
5баллов – черкание.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ НАРУШЕНИЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Еще грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения со стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. А также не надо забывать о рисовании каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев; о лепке из пластилина, глины, теста; выкладывание узоров из палочек, собирание пазлов и многое — многое другое. Такая работа поможет будущему ученику научиться красиво писать, выполнять задания на уроках труда не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте графическая работа в тетрадях, для развития ориентировки на листе и координации движений руки, должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т. п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.
Успешность работы зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие педагогические принципы:
– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному. Например, в 2-3 года мы не можем требовать от ребенка застегивания молний или завязывание шнурков, резать ножницами и т. д.
- при предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка;
- для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время, в перерыве использование физкультминутки;
- время выполнения упражнений также должно учитываться, так как интерес ребенка быстро иссякают : до 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВЫЯВЛЕННОГО ОТСТАВАНИЯ РЕБЕНКА
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.
Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка : его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.
В группах уже с младшего, среднего и старшего дошкольного возраста можно использовать в работе ниткопись. Сначала выполняются простые контуры: Круг, Солнышко, Грибок, далее усложняется работа: Дом, Ракета и т. д. В средней и старшей группе можно использовать ниткопись на занятиях по математике и обучению грамоте (например, выкладывается буква или цифра, уже без образца). Далее задача усложняется: например, предлагается детям выкладывать сюжетные картинки с использованием нескольких разноцветных ниток.
Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами - щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.
Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д.). Необходимо привить детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук, учить работать с бросовым материалом.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т. д.) в процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра Золушка (дети перебирают перемешанную крупу, Письмо на крупе.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. А так же при совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму).
Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук
«Геометрическая мозаика»
Цель: Развитие мелкой моторики, умение играть как в группе, так и самостоятельно. Способствует развитию: наглядно-образного мышления, творческих способностей, памяти, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, восприятия.
Материал: Разноцветные геометрические фигуры разных размеров, используемые в узоре и сами узоры.
Возраст: Для детей от 3 лет до 6 лет.
Инструкция: Взрослый выкладывает перед ребёнком узор из геометрических фигур и счётных палочек. Ребёнок должен повторить точно такой же узор.
Узор может быть сложным в возрасте 6 – 7 лет. Из геометрических фигур можно сложить целую картину. Количество элементов – от 40 и выше.
Лабиринт - Паутина "
Цель: прививать усидчивость, внимание, логическое мышление, умение слушать словесную инструкцию взрослого, ориентироваться на листе бумаги. Задание: запуталась оса в паутине и не может выбраться. А паутина очень липкая и неприятная. Скоро паук придёт и надо скорее выбираться. Есть в паутине маленькие дырочки и если оса будет двигаться аккуратно, то сможет выбраться. Помоги осе выбраться из паутины.
"
Лабиринт "Гусеница"
Цель: прививать усидчивость, внимание, логическое мышление, умение слушать словесную инструкцию взрослого, ориентироваться на листе бумаги. Задание: гусеница очень хочет кушать, но попасть на листик она может только по тропинкам в траве. Вокруг очень много птиц и она их боится. Помоги гусенице добраться до листа.
Упражнение «Парные фигуры»
Детям предлагаются карточки, разделенные на две части. Слева на карточке изображена фигура- образец, справа- точки, по которым нужно нарисовать такую же фигуру.
Упражнение «Осенние листья»
Ребенку предлагается картинка с большим осенним букетом. Необходимо обвести разные листочки разными цветами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует тесная взаимосвязь между тонкими движениями пальцев рук и функциональной зрелостью коры мозга ребёнка. Формирование мелкой моторики и зрительно-моторных функций в целом влияет на развитие артикулированности и связности устной речи, на формирование навыка письма, развитие школьно-значимых функций и косвенным образом на общее интеллектуальное развитие ребёнка.
Для развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности (различные виды пальчиковых игр, в том числе со скороговорками, разные виды ручного труда, как плетение, нанизывание бус, оригами, мозаика, вырезание, вышивание, лепка, игровые упражнения с мелкими предметами и т. д). Если эти игры, занятия и упражнения применять в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений.
Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически. Для неё необходимо выделить определённое время в режиме дня и сетке занятий, желательно начинать её как можно раньше и не позднее, чем за год до поступления в школу. Оптимальным вариантом организации развивающей работы будет совместная деятельность воспитателя и педагога-психолога по развитию психических процессов, а также зрительно-двигательной координации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6т. -М., 1984. Т. -4.
2. Гаврина, С. Е., Кутявина, Н. Л. ,Топоркова, И. Г. ,Щербинина, С. В. Книга тестов. – М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
3. Демидова, И. Г. Тест «Нарисуй человека» / И. Г. Демидова, О. Л. Соколова, В. И. Чирков. – Ярославль, 1992.
4. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской – М. : Гардарики – 2004 – 255 с.
5 Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
6. Кобазева, Ю. А. Психологическая готовность к школе : учеб. пособие для студ. Учреждений высшего образования - М. : Академия, 2014.- -176с.
7. Куражева, Н. Ю., Козлова, И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет-Спб. ,2007.
8. Лучшие игры для развития ребёнка. От 3 до 6 лет. Попова Д. А. – СПб. : Питер, Издательство «Питер» 2010.
9. Методические рекомендации для родителеи по развитию мелкои моторики рук детеи старшего возраста ДОО.
https://newfound.ru/konspekty/razlichnye-temy/metodicheskie-rekomendatcii-dlia-roditelei-po-razvitiiu-melkoi-motoriki-u-detei-starshego-do/