Елена Чувичкина
Творческий проект «Сказка в музыке С. С. Прокофьева»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
«Сказка в музыке С. С. Прокофьева»
На основе симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»
для детей подготовительной группы
Пояснительная записка
Получение знаний об инструментах симфонического оркестра является сложной для усвоения детьми темой. Она очень актуальна и объемна по содержанию учебного материала, с большим набором терминов и понятий. Данный проект позволяет дошкольникам в интересной, доступной форме познакомиться с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска) на примере героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк», развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый, творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки. Знакомясь с инструментами симфонического оркестра, дети приобретают основы музыкально-исторических знаний, развивают слух и музыкальную память.
Публикация «Творческий проект „Сказка в музыке С, С, Прокофьева“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Прокофьев С.С, композитор
- Работа музыкального руководителя
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Вид проекта: творческий, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный, с 16.10.2021г. по 15.04.2022 г.
Разработчик: музыкальный руководитель.
Участники: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели.
Образовательная область: музыка
Цель: воспитание культуры слушания симфонической музыки через изучение классического произведения для детей С. С. Прокофьева «Петя и волк».
Задачи:
1. Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру, внешнему виду.
2. Познакомить с музыкальными темами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».
3. Развивать умения анализировать музыкальные образы героев сказки по характеру музыки.
4. Побуждать детей к поиску выразительных средств (движения, мимики, жестов) для передачи характерных особенностей персонажей музыкальной сказки.
5. Развивать и поощрять проявление творческой активности детей.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие познавательного интереса у детей и расширение представлений о классической музыке.
2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки.
3. Готовность воспринимать музыку и эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
4. Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
5. Формирование у детей представлений о разнообразии музыкальных инструментов симфонического оркестра.
6. Способствовать развитию музыкальной личности - мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
Основные формы реализации проекта:
- музыкальные занятия по слушанию музыки;
- продуктивная деятельность (изодеятельность);
- работа с познавательной литературой;
- встречи с детьми старшей группы – музыкальные досуги, слушание музыки.
Работа с воспитателями:
Привлекать воспитателей к совместной деятельности по слушанию симфонической музыки, проведению бесед с детьми.
Этапы реализации проекта:
1 этап - организационный.
1. Постановка цели и задач проекта.
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
3. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующей тематике.
4. Разработка презентаций.
2 этап – основной (по плану работы).
3 этап – итоговый.
1. Подведение итогов проведенной работы.
2. Подготовка отчетных материалов.
3. Создание презентации проекта.
План работы с детьми:
Октябрь
1. Знакомство с симфоническим оркестром в целом и его руководителем (дирижёром).
2. Сказки и загадки о музыкальных инструментах.
Ноябрь
1-2. Изучение биографии композитора С. С. Прокофьева, просмотр презентации.
3. Изучение творческого пути композитора С. С. Прокофьева, просмотр презентации.
4. Музыкальный досуг для ребят старшей группы – биография и творческий путь композитора С. С. Прокофьева (рассказ ребят подготовительной группы).
Декабрь
1. Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и волк».
2. Просмотр презентации «Инструменты симфонического оркестра в сказке «Петя и волк»».
3. Знакомство с основным составом инструментов симфонического оркестра (1группа) - ударные: малый и большой барабан, литавры, тарелки, кастаньеты.
4. Знакомство с основным составом инструментов симфонического оркестра (2группа)
- деревянно-духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот.
Январь
1. Знакомство с основным составом инструментов симфонического оркестра (3группа) - медно-духовые: валторна, труба, тромбон, туба.
Февраль
1. Тема мальчика Пети – скрипка.
2. Тема птички – флейта.
3. Тема кошки – кларнет.
4. Тема утки – гобой.
Март
1. Тема дедушки – фагот.
2. Тема волка – валторна.
3. Тема охотники – барабаны и литавры.
4. Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк» в рисунках детей подготовительной группы.
Апрель
1. Проведение итогов - симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк» для детей старшей группы (рассказ ребят подготовительной группы).
2. Викторина-диагностика.
Результат проекта
Для детей:
1. Расширены музыкальные впечатления детей.
2. У детей обогатился словарный запас: оркестр, дирижёр и др.
3. Научились различать группы инструментов симфонического оркестра.
4. Проявляется осознанный интерес и эмоциональность во время восприятия классической музыки.
5. Музыкальная викторина-диагностика проведённая по завершению проекта, показала, что большинство детей хорошо справились с заданием «Какой музыкальный инструмент симфонического оркестра звучит?» и ответили на вопросы викторины.
Интеграция образовательных областей по проекту
««Сказка в музыке С. С. Прокофьева»
Социально-коммуникативное развитие
-Беседы о классической музыке на муз. занятиях, группе, досугах.
-Развитие умения содержательно рассказывать сверстникам о своих впечатлениях после слушания музыки.
-Приобщать к театральному искусству через просмотр постановок, видеоматериалов.
-Развивать способность постигать художественные образы.
-Воспитание навыков театральной культуры.
-Приобщение к элементарным нормам поведения в театрах, музеях.
Физическое развитие
-Использование классической музыки при выполнении муз. – ритмических движений, подвижных муз. играх, танцевальных и импровизационных движениях.
Художественно-эстетическое развитие
-Приобщать детей к музыкальной культуре и развивать эстетический вкус.
-Развивать навыки восприятия классической музыки
-Развивать исполнительские навыки в пении, танцах, муз. – ритмических упражнениях, оркестре произведений композиторов – классиков.
-Развивать самостоятельность в поисках образов музыки.
- Формировать умение передавать в рисунках сюжеты классической музыки.
- Развивать образно – эстетическое восприятие представлений, формирование эстетических суждений, умение оценивать свои работы и работы сверстников.
Познавательное развитие
-Расширять и уточнять представления у детей о предметном мире через музыкальные произведения.
-Продолжать знакомство с музыкальными театрами.
-Формировать элементарные представления об истории человечества, ознакомлением с природой и ее явлениями через мировую классическую музыку.
-Подбор наглядного материала для создания альбома «Классическая музыка С. С. Прокофьева для детей и взрослых».
Речевое развитие
-Беседы о классической музыке на муз. занятиях, группе, досугах.
-Разучивание текстов песен, игр, стихотворений.
-Развитие умения содержательно рассказывать сверстникам о своих впечатлениях после слушания музыки.