Наталья Фотина
Творческий проект «Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет!»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
«Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт»
Воспитатель Фотина Н. С.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Вид проекта : среднесрочный, творческий, групповой.
Срок реализации проекта : ноябрь-декабрь 2019 года.
Актуальность проекта
Публикация «Творческий проект „Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет!“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. В основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей, которые не всегда могут самостоятельно составить текст сказочного содержания. Родители не уделяют должного внимания данной проблеме.
А значит, необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства с русскими волшебными сказками, их анализа.
Проблема
Сказка - это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Малыши всех времен, культур и народов с восторгом слушают сказки, которые рассказывают им взрослые. А что, если попробовать самим сочинять волшебные истории, сочинять их вместе с детьми?
Цель проекта
Поиск путей развития словесного творчества детей на основе знакомства с русскими волшебными сказками стал целью нашего исследования.
Задачи проекта
Образовательные:
• Приобщение детей к русским народным сказкам;
• Привлечение внимания детей к устному народному творчеству через загадки, народные игры, пословицы, поговорки и т. д. ;
• Развитие монологической речи, умения связно высказываться;
• Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову;
• Содействие развитию творческого воображения;
• Развитие актёрских способностей посредством взаимопроникновения различных видов искусства – музыки, литературы, театра.
Воспитательные задачи:
• Восхищение творчеством русского народа;
• Формирование доброжелательных отношений между детьми путём приобщения их к сказкам, сказочной морали;
• Развивать творческую самостоятельность в организации театрализованных игр;
• Развитие у ребёнка чувства уверенности в себе, в своих силах, настойчивости в достижении целей;
• Показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей.
Реализация проекта :
1 направление
Знакомство с творчеством русского народа, так как здесь сохранились особенные черты характера русского народа: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие…;
• Прослушивание авторских и народных сказок;
• Пересказ прочитанных сказок;
• Рассматривание иллюстраций к народным сказкам;
• Знакомство с малыми формами устного фольклора (присказками, загадками, закличками, считалками, дразнилками, потешками, пословицами, поговорками).
Для того чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого фольклора, подбиралась сказка, где нравственное воспитание раскрывалось с помощью соответствующей поговорки.
Например, к сказке “Теремок”, “Рукавичка” подбиралась поговорка: “В тесноте, да не в обиде”, к сказке “Заюшкина избушка” поговорка “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, к сказке “Лисичка со скалочкой” – “Что посеешь – то и пожнёшь” и т. п.
2 направление
Речевые упражнения.
Сюда входило не только обогащение словарного запаса дошкольников, но и развитие связной монологической речи и апробация нестандартных методов сочинения сказок, позволяющих развить словесное творчество дошкольников. Нестандартно – это значит научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, например, создавать свободные продолжения, переложения сказок, придумывать различные зачины, концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. п. Такой подход даёт ребёнку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, не жестоко, а человечно.
Изготовление опорных схем - мнемотаблиц.
Сюда вошли:
• “Петушок и бобовое зёрнышко”;
• “Репка”;
• “Лисичка – сестричка и серый волк”;
• “У солнышка в гостях”;
• “Теремок”;
• “У страха глаза велики”;
• «Рукавичка”;
• “Кот, петух и лиса”;
• “Гуси-лебеди”;
• “Машенька и медведь”;
• “Три медведя”;
• “Волк и семеро козлят”;
• “Зимовье зверей”;
• “Вершки и корешки”;
• “Снегурушка и лиса”;
• “Курочка Ряба”;
• “Петушок и жерновцы”;
• “Лисичка со скалочкой”;
• “По щучьему велению”;
• “Заюшкина избушка”;
• “Крошечка-Хаврошечка”.
Этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т. к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет.
Игры на развитие фантазии, словесного творчества
• «Расскажем сказку вместе»;
• «Волшебные очки»;
• «Шкатулка со сказками»;
• «Волшебная труба»;
• «Помоги Колобку»;
• «Поиграем в Репку»;
• «Старая сказка на новый лад»;
• «Придумай необычное существо»;
• «Волшебное дерево»;
• «Волшебные предметы из чудесного мешочка»;
• «Придумай загадку о волшебном животном»;
• «Нелепицы»;
• «Превращения»;
• «Придумай историю»;
• «Бывает – не бывает»;
• «Исправь ошибку»;
• «Пантомима».
3 направление.
Развитие творческих способностей через исследовательскую, изобразительную и игровую деятельность.
• Творческие задания для детей : сочини сказку о необычном существе; «Коллаж из сказок»; игровые сюжеты «Путешествие по сказкам»; использование сказок на занятиях по познанию окружающего мира; использование сказок в режимных моментах, на занятиях;
• Изготовление атрибутов к инсценировкам сказок;
• Лепка персонажей из прочитанных и выдуманных сказок;
• Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения;
• Использование сюжета сказок в художественном творчестве;
• Включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова.
4 направление.
Развитие в театрализованной деятельности
(совместно с музыкальным руководителем) путём перевоплощения в героев различных сказок и мультфильмов.
Разыгрывание сказок с помощью разных видов театра: пальчикового, настольного, игрушками «бибабо».
5 направление
Совместная деятельность детей и родителей
• Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам;
• Просмотр картин, иллюстраций к сказкам;
• Заучивание отрывков из сказок;
• Подготовка к выставке;
• Изготовление атрибутов к сказкам;
• Совместное творчество родителей и детей по сочинению сказок;
• Совместное творчество родителей и детей по изготовлению поделок, рисунков по сказкам.
Заключительный этап
Выставка книг «Сказочный мир»;
Выставка иллюстраций «Мои любимые сказки».
Итоговое мероприятие:
Инсценировка сказки «Как колобок искал себе друзей» - выступление на Новогодних праздниках в младших группах.