Наталья Смирнова
Творческий проект «Приобщение детей к истокам народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11» (ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)
Творческий проект
«Приобщение детей к истокам народного творчества»
Подготовила: Н. В. Смирнова
г. Уссурийск
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Срок реализации: 1марта – 17марта 2021 года.
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Публикация «Творческий проект „Приобщение детей к истокам народного творчества“» размещена в разделах
Актуальность. Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.
Филимоновская игрушка, хохломская роспись, гжель и другие промыслы нравятся детям. Они с удовольствием берутся за роспись, лепку, плетение, вышивку. Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми – чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд. Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных материалах, способах их обработки, художественных приемах украшения предметов быта, интерьера, одежды, игрушек.
Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке, тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Цель.
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
-Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов.
-Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством – филимоновской игрушкой, дымковской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, полхов – майданской росписью,гжелью.
- Развивать навыки художественного творчества у детей.
-Воспитывать любовь к русскому народному прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
Система педагогического взаимодействия:
Совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с родителями.
Работа с родителями.
Выполнить совместные задания к проекту; привлечь родителей к сбору предметов народных промыслов для мини-музея «Народные промыслы»
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
Подготовка материалов:
• Составление перспективного плана, разработка конспектов.
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи, предметы народных промыслов).
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Действия родителей:
ознакомление с планом проекта, его задачами.
2. Основной этап.
Познавательная деятельность:
Беседы : «Чем играли наши бабушки?», «Русская народная игрушка». «Беседа с детьми о видах декоративно – прикладного искусства».
Просмотр презентаций: «Волшебство народных промыслов», «Народные промыслы», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Матрешка», «Хохлома», «Дымковские игрушки»
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
Чтение художественной литературы: «Садко»(запись П. Рыбникова, отрывок, «Никита Кожемяка», «Нежно – голубое чудо» (М. Боброва).
Разучивание тематических стихотворений и песен.
Непосредственно образовательная деятельность:
Художественное творчество.
Рисование. «Матрешки из Полхов - Майдана». «Вологодские кружева». «Конь из Дымково».
Аппликация. «Тарелочка. Гжель».
Лепка. «Филимоновский петушок». «Хохломская тарелка».
Коммуникация. «Русская народная игрушка». «Беседа с детьми о видах декоративно – прикладного искусства». «Беседа о гжели».
Познание. Формирование целостной картины мира. «Культура и традиции русского народа». «Матрёшка – символ России». «Итоговая беседа о народных промыслах».
Игровая деятельность: Подвижные и хороводные народные игры. «Гуси-Лебеди», «Горелки», «Каравай», «У медведя во бору», «Ручеек».
Сюжетно - ролевые игры. «Угостим матрешек чаем»; «Ярмарка», «Мастерская народных умельцев».
Дидактические игры. «Узнай узор», «Обведи и раскрась», «Русские узоры», «Чей сувенир?», «Собери целое».
Действия родителей. Помощь в сборе предметов народных промыслов для мини-музея.
3. Заключительный этап.
Оформление выставки рисунков и поделок детей.
Оформление мини-музея народных промыслов.
Результативность проекта :
Опыт работы по проекту показал, что детей привлекают произведения народного искусства, они легко воспринимаются детьми. Это доступно их восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Дети познакомились с историей возникновения промыслов. Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает у детей любовь к родному краю и к своей стране в целом.
Ресурсы проекта и литература
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 1981. https://dovosp.ru/shop/magazine_preschool_education/1981/081981
2. «Дошкольное воспитание». - №2.- 2006. https://dovosp.ru/shop/magazine_preschool_education/2006/022006
3. Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно- прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6. https://dovosp.ru/shop/magazine_preschool_education/2004/062004
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. https://www.twirpx.com/file/1067466/
5. Колдина Д. Н «Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет»
6. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
7. Лободина Н. В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». – Волгоград: Учитель, 2012.
8. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 6-7 лет»
9. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : ЦГЛ, 2005. https://www.nsportal.ru https://www.maam.ru/
10. Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. «Мы живем в России» Москва 2013г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 (ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе на тему «Матрешки из Полхов - Майдана» (рисование черным фломастером и акварелью).
Подготовила: Н. В. Смирнова
2021г.
г. Уссурийск
Программное содержание:
Художественное творчество :
- продолжить знакомить с росписью Полхов – Майдан, ее характерными элементами (цветами, бутонами, стеблями, листьями);
- учить рисовать основной элемент полхов – майданской росписи – цветочек; расписывать заготовку матрешки; рисовать узор черным фломастером, а затем заливать рисунок малиновыми, розовыми, зелеными, синими и желтыми цветами.
- воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
Познание:
- развитие зрение, слуха,
- совершенствование координации руки и глаза,
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности,
- закреплять умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов.
Коммуникация:
- совершенствовать речь, как средство общения,
- совершенствовать умения точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Демонстрационный материал:
Полхов – майданские матрешки, образцы элементов полхов – майданской росписи.
Раздаточный материал:
Шаблон матрешки из бумаги, акварельные краски, черные фломастеры, тонкие кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Ход НОД.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с росписью Полхов – Майдан, ее характерными элементами (цветами, бутонами, стеблями, листьями). Будем учиться рисовать основной элемент этой росписи – цветок, расписывать заготовки матрешки, используя черный фломастер и краски.
В Горьковской области есть село Майдан. Это село удалено от железных и автомобильных дорог, а вокруг села есть много леса. Из липы местные мастера вытачивают на токарных станках разные игрушки, в том числе и матрешки.
(рассматривание полхов – майданской матрешки)
Воспитатель:
А из чего изготавливают матрешки?
Дети:
Токари вытачивают из дерева.
Воспитатель:
А какая матрешка по сравнению с семеновской или сергиево – посадской?
Дети:
Она более вытянутая по сравнению с семеновской или сергиево – посадской. Голова у нее узкая и как бы срезанная сверху. Лицо нарисовано схематично, только черной краской. Наряд тоже предельно прост – нет ни сарафана, ни передника. Вместо этого – условный овал, оформленный огромным пятилепестковым цветком.
Воспитатель:
Правильно. Молодцы.
Узор предварительно наносится простым карандашом, начиная с самого крупного цветка, затем бутончики и ягодки. Роспись получается яркая, используются желтые, алые, голубые, фиолетовые и черные цвета. Затем контур рисунка обводиться черным фломастером.
Итак, приступаем к работе. (раздать детям заготовки матрешек, предложить сначала нарисовать простым карандашом контуры цветов, стеблей с шипами и листьев, затем раскрасить их внутри контура акварелью и обвести черным фломастером.
Самостоятельная работа детей.
Физминутка:
Пышка сметанная, рука на руке
Корочка румяная. поглаживание рук от кисти к локтю
В печи она сидела, руки на поясе
На нас она глядела. указательные пальцы у глаз
Пыхтела, пыхтела, руки на поясе - приседания
И в рот залетела. указательные пальцы у рта.
Итог НОД.
Воспитатель:
Вот и расписали мы своих матрешек. Давайте прикрепим их на доску и посмотрим, какие праздничные и яркие получились наши матрешки.
Всем спасибо.
А теперь приводим свое рабочее место в порядок.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 (ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе на тему «Вологодские кружева»
Подготовила: Н. В. Смирнова
2021г.
г. Уссурийск
Программное содержание:
Художественное творчество :
- развивать интерес к созданию кружевных изделий,
- учить выделять разные построения узоров,
- учить рисовать элементы вологодского плетеного кружева – волнистые и прямые линии, капельки, завитки, узелки, сеточки, кружочки,
- закреплять умение рисовать кончиком кисточки,
- формировать эстетический вкус.
Познание:
- развитие зрение, слуха,
- совершенствование координации руки и глаза,
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности,
- закреплять умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов.
Коммуникация:
- совершенствовать речь, как средство общения,
- совершенствовать умения точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Демонстрационный материал:
Кружевные вологодские изделия (салфетки, накидки, покрывала, воротнички, образцы элементов рисования плетеного кружева, репродукция картины В. Тропинина «Кружевница».
Раздаточный материал:
Шаблоны черного цвета в виде свитеров, белая гуашь, тонкие кисти, баночки с водой, тряпочки.
Ход НОД.
Воспитатель:
Ребята сегодня мы с вами будем учиться рисовать элементы вологодского плетеного кружева. А для начала давайте поговорим о том, как создавались кружевные изделия.
Люди издавна стремились украшать свою одежду: вышивкой, бисером, лентами, рюшами, воланами. А в городе Вологде люди создавали кружевные изделия (показать детям образцы). Все кружева как бы вырезные – есть плотная и прозрачная части. Кружева плетут из тонких нитей, начиная с центрального круга и создавая вокруг него узоры в виде кругов побольше, а также прямых и волнистых линий, капелек, завитков, узелков и сеточек.
Воспитатель:
А с помощью чего плетут кружева?
Дети:
Плетут кружева с помощью деревянных палочек (коклюшек)
Воспитатель:
А теперь посмотрите на картину В. Тропинина «Кружевница».
(рассмотреть с детьми картину)
А сейчас я вам раздам шаблоны темных свитеров и предлагаю вам украсить их тонкими белыми кружевами.
Самостоятельная работа детей.
Физминутка:
Ах, как славно мы работаем, давайте немного разомнемся, да повеселимся.
Бабушка кисель варила имитируют движение ложки в кастрюле
На горушечке, руки кверху домиком
В черепушечке, ладошки перед собой друг на друге
Для Андрюшечки.
Летал, летал соколок, пальцы рук скрестили, поднимают
Через бабушкин порог. вверх-вниз
Вот он крыльями забил, похлопывания ладошками по бедрам
Бабушкин кисель разлил. разводят руки в разные стороны
Плачет бабка ай- яй – яй, кулачки возле глаз
Нету, нету киселька
На горушечке, руки кверху домиком
В черепушечке, ладошки перед собой друг на друге
Для Андрюшечки.
Не плачь бабка, не рыдай грозят пальцем
Мы наварим киселька, Чтоб была ты весела.
Итог занятия.
С каким кружевом мы сегодня познакомились?
Какие элементы вы использовали при украшении темных свитеров?
Молодцы!
А какой свитер вам понравился больше всего?
Почему?
Ребята предлагаю красиво оформить выставку «Вологодские кружева» для наших родителей. Пусть и они полюбуются нашей красотой.
А теперь приводим рабочее место в порядок.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 (ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в старшей группе на тему «Беседа с детьми о видах декоративно- прикладного искусства»
Подготовила: Н. В. Смирнова
2021г.
г. Уссурийск
Программное содержание:
обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковской игрушки, хохломской посуды используя прием мнемотехники, развивать у детей способность анализировать, сравнивать детали, воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. Развивать уважение и интерес к декоративно - прикладному искусству.
Материал:
изделия дымковской, филимоновской, хохломской, гжельской, городецкой росписи, декоративное изображение птиц – хохломской, гжельской, городецкой;
карточки с элементами декоративных росписей на каждого ребенка,
картинки с изображением последовательности изготовления дымковской игрушки и хохломской посуды на каждого ребенка.
Предварительная работа:
рассматривание изделий дымковских, филимоновских, хохломских, гжельских, городецких.
Ход НОД.
- Ребята, где ваши мамы делают покупки?
- В магазине, на базаре.
- Правильно, а вот раньше на Руси проводились веселые, шумные ярмарки. На ярмарках торговали всем и помногу. Если мука – то мешками, если дрова- то телегами. А еще на ярмарках торговали изделиями, изготовленными своими руками.
- Изделия сделанные умельцами называли по названию той деревни или города, в котором жили мастера.
«Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое «Дымково назвали»
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые
А волшебно- расписные,
Белоснежные, как березки
Кружочки, клеточки, полоски
- Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
- О какой росписи рассказывается в стихотворении?
- А как называются игрушки этих умельцев?
В тихом Подмосковье Речка Гжелочка бежит
Вдоль этой речки Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят
Синим, по белому чудо творят.
- О каких умельцах говорится в этом стихотворении?
- Как называют посуду?
Хохломская роспись, алых ягод роспись,
Отголоски лета в зелени травы!
Рощи, перелески шелковые всплески,
Солнечно-медовой золотой листвы!
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудесней наша хохлома.
- Что расписывали хохломской росписью?
(сахарницы, солонки, горшки, ковшики, ложки и другую деревянную посуду)
Свистульки – петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные Гривы расписные!
Всем по нраву глиняные забавы.
- О каких мастерах рассказывалось в стихотворении?
(о филимоновских)
- Почему вы так думаете?
(потому что они жили в деревне Филимоново и делали глиняные свистульки)
Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар- птицы ввысь летят
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
- Как называлась роспись, которой расписывали деревянные прялки, кухонные доски и другие изделия?
(Городецкая)
-Ребята, скажите, какие мастера делали глиняные игрушки?
(дымковские и филимоновские)
Чем отличаются дымковская барышня от филимоновской?
(росписью)
- У дымковской росписи (точки, кружочки, волнистые и прямые линии).
- У филимоновской – прямые линии.
-Они по- разному лепятся : голову дымковской барышни прилепляют на конус, а голову филимоновской – вытягивают.
-После обжига дымковские игрушки, покрывают белой краской, а филимоновские игрушки становятся белыми из-за особого состава глины.
- Дымковские игрушки расписываются кисточкой, а филимоновские гусиным пером.
- На ярмарках продавали не только игрушки сделанные своими руками, но и посуду. Из чего делали гжельские умельцы посуду?
(из глины)
- Какие цвета использовали при росписи посуды гжельскими мастерами?
(синий и голубой)
- На Руси изготовляли не только глиняную посуду, а еще мастерили ее из дерева.
- Как назывались умельцы, которые расписывали деревянную посуду?
(хохломские)
- Какие элементы использовали в хохломской росписи?
(трава, цветы, листья, ягоды, птицы)
-Как называются элементы Городецкой росписи?
(Городецкие изделия расписываются «розанами», «купавками», листьями, и оживляют листья и цветы черной или белой линией, которая называется «оживкой»)
- Молодцы ребята, вы знаете, как отличаются одни изделия народных умельцев от других. А вот сможете, сложить картинки дымковских и Городецких мастеров.
Сейчас мы с вами поиграем «Чья команда выложит картинку быстрее?»
- А теперь давайте вспомним, как изготавливают мастера из дымковской слободы свои изделия?
- Вначале мастера берут глину и смешивают ее с песком, затем начинают лепить игрушки: барышень, коней, петухов. Во время лепки они все время сглаживали фигурку и места соединений водой, чтобы глина не трескалась. Готовые изделия оставляют сохнуть. А в это время умельцы растапливают печь березовыми дровами, чтобы огонь был жарче. В печь помещают фигурки для обжига. Когда в печь попадал холодный воздух, игрушки начинают звенеть,как колокольчики. После обжига они становились легкими,как перышко. Когда игрушки остывали, мастера разводили мел и молоко и покрывали фигурки этим раствором. Краски разводили с яйцом и раскрашивали беличьей кистью. Один и тот же узор никогда не повторялся. Невозможно было найти две одинаковые фигурки. Чтобы укрепить красочный слой, изделия покрывали тонким слоем яичного желтка. И вот яркая и веселая игрушка готова.
- Ребята, давайте вспомним, как изготовляли мастера хохломскую посуду.
- Вначале мастера вырезали из дерева ложки, тарелки,чтобы дерево не впитывало краску, покрывали льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывали, еще раз покрывали льняным маслом и обжигали, после обжига посуда становилась золотистая.
- На столе разложите последовательность изготовления дымковской игрушки и хохломской посуды.
- Молодцы, последовательность изготовления изделий народных мастеров, вы знаете, а загадки про росписи, отгадаете?
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и бараны смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары, и рыбы,
А ну назови-ка меня!
(Дымка)
Снежно – белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими, Нежными, красивыми.
(Гжель)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)
- Да, загадки отгадали правильно. Посмотрите на этих птиц, к какой народно- декоративной росписи относится каждая птица.
- У вас на столах лежат карточки, на которых перепутались элементы декоративных росписей. Разложите «узоры», чтобы в каждом горизонтальном ряду были элементы только одного вида росписи.
- Ребята, вы правильно разложили элементы росписи. А сейчас я вам предлагаю расписать любое изделие. Дети выполняют задание.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 (ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе на тему «Филимоновский петушок» (лепка из соленого теста).
Подготовила: Н. В. Смирнова
2021г.
г. Уссурийск
Программное содержание.
Продолжать знакомить детей с особенностями филимоновской лепки.
Учить их лепить фигурку из целого куска соленого теста, вытягивая и прищипывая мелкие детали.
Развивать умение сглаживать неровности вылепленной фигуры.
Продолжать закреплять способность украшать изделие при помощи стеки.
Демонстрационный материал.
Картинки филимоновских глиняных игрушек.
Раздаточный материал.
Соленое тесто, стеки, дощечки для лепки.
Ход НОД.
Ребята, сейчас я вам немного напомню о филимоновской игрушке.
Искусство изготовления такой игрушки зародилось в селе Филимоново. Рядом с деревней находились залежи белой глины, из нее-то и стали делать игрушки. Филимоновские игрушки можно сразу узнать по длинным и вытянутым шеям и маленьким головкам у животных.
Давайте с вами рассмотрим петушка.
Какая у него шея?
А какая голова? И т. д.
Я предлагаю вам сегодня из соленого теста вылепить такого петушка, а затем раскрасить его гуашевыми красками.
И так, приступаем.
Нужно скатать столбик, к середине потолще, к концам потоньше. Согнуть его дугой. Слегка отогнуть концы вниз. Хвост расплющить пальцами. Выделить гребень – чуть-чуть назад. Прищипнуть клюв, по бокам от него – бородку. Сгладить неровности пальчиком. Поставить петуха на конусообразную подставку.
Самостоятельно доделывают свои поделки.
Когда петух будет готов при помощи стеки выделить крылья, хвостик, клюв, гребешок.
А когда наш петушок немного подсохнет, мы его раскрасим желтой,красной и зеленой гуашью.
Какие красивые петушки у нас получились. Молодцы, ребята.
Итог занятия. Приводим свои места в порядок.
Познание. «Итоговая беседа о народных промыслах».
Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. «Мы живем в России» Москва 2013г.
(См. стр. 31 - 34)