Светлана Анатольевна Климычева
Творческий проект по театральной деятельности «А сказка всегда рядом» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект по театральной деятельности «А сказка всегда рядом…»
для детей средней группы (возраст 4 -5 лет.)
Проблема.
Публикация «Творческий проект по театральной деятельности „А сказка всегда рядом“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей бояться групповой деятельности, и тем более выступить в одиночку. Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, застенчивость, научиться общаться со сверстниками и взрослыми, развивать в них художественное воображение? Как самих детей привлечь к участию в театрализованной деятельности? Для решения поставленных вопросов и разработан данный проект.
Введение
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Актуальность:
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность. Театральная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, инициативы ребенка.
Участники проекта :
- Воспитатели группы;
- Дети 4-5 лет (средняя группа);
- Родители;
Тип проекта : творческий, групповой.
Продолжительность проекта : средней продолжительности (сентябрь-декабрь).
Цель: развитие интереса к театру и совместной театральной деятельности, творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи:
Обучающие:
• Формировать у детей интерес к игре драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой и музыкальной деятельности.
• продолжать знакомить с видами театральной деятельности в детском саду;
• способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
Развивающие:
• Создать условия для развития творческой активности детей, привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
• Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
• Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения.
• Пополнить и активизировать словарь детей, развивать воображение и мышление.
• Заинтересовать родителей в изготовлении костюмов и атрибутов к спектаклю, созданию совместных творческих работ с детьми.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к устному народному творчеству через театрализованную деятельность;
• воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
• Воспитывать умение преодолевать застенчивость и включаться в театрализованную игру;
• воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
• побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению друг с другом;
• Воспитывать театральную культуру.
Образовательные области:
-Социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
-речевое развитие,
-художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Ожидаемые результаты:
• У детей сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки;
• дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;
• сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
• умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля;
• умение свободно держаться на сцене;
• дети станут дружнее, зародится чувство партнерства;
• пополнение театрального уголка разными видами театра;
• активное участие родителей в мероприятиях ДОУ и в пополнении развивающей предметно – пространственной среды группы (театрального уголка).
Формы и методы работы:
• Чтение художественной литературы;
• Беседы;
• Игры и упражнения;
• Игры – драматизации;
• Слушание музыкальных произведений;
• Просмотр сказки;
• Рассматривание иллюстраций к сказкам;
• Заучивание стихов;
• Совместная театрализованная деятельность.
Материально-технические ресурсы:
- Сказки, иллюстрации;
- Аудио, видеоматериалы;
-Музыкальные инструменты;
- Костюмы для театрализованной деятельности;
- Атрибуты для разных видов театров.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
1. Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
3. Открытые показы театральных представлений.
4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Итоговое мероприятие : инсценировка сказки «Теремок».
Для достижения максимального результата по развитию театрализованной деятельности, необходима целенаправленная работа, которая осуществляется как целостный педагогический процесс в разных режимных моментах в течение дня ежедневно, включается в любую образовательную деятельность; в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время (в работу различных студий и кружков, в содержание праздников, развлечений и досугов); осуществляется в самостоятельной деятельности детей и предполагает поэтапную организацию.
Предварительная работа
• Изучение нормативно-правовой документации и методической литературы по данной теме.
• Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.
• Подбор дидактического материала для создания предметно-развивающей среды: иллюстративный материал;художественные произведения, мультфильмы по теме проекта;подборка подвижных, пальчиковых игр;подготовка материала для изобразительной деятельности.
Этапы реализации проекта
Работа с детьми Работа с родителями Оснащение развивающей предметно – пространственной среды
1 этап: Подготовительный
• Мониторинг знаний и умений детей (Приложение 1)
• Беседа с детьми «Кто показывает сказку?»
• Посещение театральной постановки «Волк и козлята», показанной детьми старшей группы Опрос родителей «Играете ли вместе с детьми в театр» (Приложение 2)
Папка-передвижка: «Как воспитать юного театрала».
Приобщение родителей к работе над проектом :совместное обсуждение и составление плана реализации проекта • Анализ состояния театрально-игрового уголка группы
2 этап: Практический.
Просмотр познавательных мультфильмов: «Детям о театре», «Вежливый зритель», «Теремок», «Театр» (м/ф «Смешарики», «Театр теней» (м/ф «Фиксики») и т. д.
•
• Уроки театрального мастерства (Приложение 3)
• Пальчиковые этюды (Приложение 4)
• Подвижные игры с элементами драматизации «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой» и др.
• Комплексы тематических утренних гимнастик («Курочки», «Медвежата», «Звериная зарядка» и др.) (Приложение 5)
Дидактические игры «Собери сказку», «Из какой сказки»; лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?», «Угадай и скажи, о ком я говорю», «Занавес».
•
• Ежедневное чтение детской литературы
• Прослушивание звукозаписей детских сказок, стихов, песенок, потешек и разыгрывание («Пошел котик на торжок», «Кисонька-мурысенька» и др.)
• Дидактические игры сказочной тематики (Приложение 6)
Словесные игры «Один-много», «Я хитрая лиса», «Я грустный заяц», «Измени голос».
•
• Игры–драматизации совместно с воспитателем «Репка», «Колобок», «Волк и козлята», «Курочка-рябушечка», «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Матросская шапка» А. Барто
• Инсценирование фрагментов сказок
• Разучивание текста, действий по сказке «Теремок»
• Посещение кукольных театров в ДОУ
• Рассматривание иллюстраций к художественным произведениям: р. н. сказкам, песенкам, потешкам, стихам
• Раскраски по мотивам сказок
Слушание музыкальных произведений,
-Отгадывание загадок о героях сказок
• • Папка-передвижка «Театрализованная деятельность в детском саду» (Приложение 7)
• Мастер-класс «Мой домашний театр» (обучение родителей способам обыгрывания разных видов театров в домашних условиях)
Привлечение родителей в работе по этапам подготовки театрализованной постановки по сказке «Репка»
• Изготовление фигурок настольного, пальчикового театра из бросового и подручного материала к сказкам и потешкам (фанера, бумага, пряжа и др.) • Подбор упражнений и театрализованных игр для создания картотеки
• Приобретение костюмов и пошив элементов костюмов (шапочки, жилетки, штанишки и др.)
• Изготовление декораций к сказке «Теремок»
• Изготовление фигурок настольного, пальчикового театра из бросового и подручного материала к сказкам и потешкам (фанера, бумага, пряжа и др.)
Подбор аудиоматериала;
• Подбор сказок для драматизации, театрализованных игр;
3 этап: Заключительный
Проведение мониторинга исполнения задач проекта.
•
Показ детьми сказки «Теремок» для родителей • Активное участие в подготовке и постановке детьми сказки «Теремок» • Собраны разные виды театра : кукольный, настольный, пальчиковый. Изготовлены костюмы для игр и ряжения детей.
Анализ результатов проекта
Проведение повторного мониторинга знаний и умений в театрально-игровой деятельности показало, что дети проявляют устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
Благодаря проводимой работе дети научились выразительно передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи и эмоциональное состояние в мимике, движениях.
Театрализованная деятельность детей способствовала совершенствованию их речи, обогащению словаря.
Дети пользуются настольным и пальчиковым театром, участвуют в играх-драматизациях.
Работа в проекте активизировала участие родителей в педагогическом процессе ДОУ, укрепила заинтересованность в сотрудничестве. 60% родителей приняли участие в образовательных мероприятиях и в пополнении развивающей предметно – пространственной среды группы (театрального уголка).
РППС группы пополнилась различными видами театра : кукольным, настольным, пальчиковым; детской художественной литературой; костюмами и элементами костюмов героев детских сказок.
Список используемой литературы
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10. 2013 г.);
• СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015);
• Н. Ф Сорокина, Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
• Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
• Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
• Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
• Новиковская О. А. 1000 забавных пальчиковых игр. – М. : Астрель; С. -П. : Сова, 2010.
• Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. – М. : Школьная пресса, 2000.
• Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2013
• https://www.maam.ru/