Коновалова Татьяна Александровна
Творческий проект «Песни военных лет» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 7 п. Смидович»
Вид проекта : краткосрочный, социально – познавательный, творческий.
Направление деятельности проекта : синтез нравственно-патриотического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Состав участников проектной деятельности :
Музыкальный руководитель: Коновалова Татьяна Александровна
Воспитатели старшей и подготовительной группы
Родители и дети.
Публикация «Творческий проект „Песни военных лет“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Военные песни. Песни военных лет
- День Победы, 9 мая
- Песни. Все материалы на тему песен
- Проекты
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Сроки реализации проекта : апрель – май. Проект краткосрочный.
Настоящая разработка предназначена для музыкальных руководителей детских садов, воспитателей. Работа по реализации проекта осуществлялась в преддверии празднования Дня Победы в различных видах музыкальной деятельности дошкольников старшей и подготовительной группы.
Проект может быть реализован внутри группы детей, но существенную ценность и значимость он будет иметь в случае совместной деятельности с родителями.
Актуальность:
На сегодняшний день патриотическое воспитание подрастающего поколения стоит практически на первом месте в дошкольной педагогике.
В ФГОС ДО обозначается жизненная необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. В дошкольном возрасте дети крайне восприимчивы, отзывчивы и любознательны. Они свободно отзываются на все начинания, обладают способностью искренне сопереживать и сочувствовать, а для воспитателя это является хорошим условием, так как именно в этом возрасте появляется огромный потенциал для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Создание и реализация проекта «Песни военных лет» отвечает основным требованием ФГОС ДО:
- открытость образовательного процесса для семей воспитанников;
- деятельностный подход и партнерский стиль отношений при взаимодействии взрослого с ребенком-дошкольником;
- интеграция образовательных областей: социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно - эстетического.
Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Гипотеза:
Военная песня безусловно достояние каждой нации. Именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.
Цель: Формирование у дошкольников представления о Великой Отечественной войне, воспитание любви к Родине – патриотических качеств личности детей. Уважать подвиг своего народа. Довести до детей понимание таких волевых и нравственных качеств, как бесстрашие, настойчивость, доброта благодаря художественной литературе и музыкальных произведений.
Задачи:
Для детей:
Сформировать посильные для детей знания о Великой Отечественной Войне.
Формировать чувство гордости за свой народ, за Родину.
Формировать понимание о значении военных песен, об истории их создания.
Воспитать гордость и уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны к их заслугам и подвигам.
Воспитать трепетное отношение к празднику Победы.
Для музыкального руководителя и воспитателей:
Дать представления о Великой Отечественной Войне.
Познакомить детей с музыкальными и литературными произведениями, которые были написаны о войне.
Вызвать эмоциональный отклик у детей на музыкальные и литературные произведения.
Продолжать развивать и обогащать словарный запас детей.
Развивать творческие способности, воображение, познавательную активность, музыкальное мышление, двигательную активность в разных видах музыкальной деятельности.
Ресурсы проекта : иллюстрации и фотографии на тему Великой Отечественной войны, презентация «Песни военных лет», подборка песен времён Великой Отечественной войны, художественная литература на эту тему.
Предполагаемые продукты проекта :
Подборка военных песен «Песни военных лет», использование попурри, составленного на основе военных песен, на празднике Победы.
Ожидаемые результаты проекта :
Воспитанники узнают, какие песни вели нашу страну к Победе, их авторов и историю создания, а также роль песен в жизни нашего народа в военные годы.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный: 01.04. 2023г. -10.04.2023г.
- выбор темы
- обозначение проблемы
- изучение методической, художественной, документальной литературы, интернет ресурсов на эту тему
- выбор темы;
- обозначение проблемы;
- изучение методической, художественной, документальной литературы, интернет ресурсов на эту тему;
- беседа с детьми;
- прослушивание записей песен военных лет;
- рассматривание репродукций картин и фотографий о войне;
- подготовка сценария праздника ко Дню Победы;
- подготовка сценария праздника ко Дню Победы.
2. Основной: 11.04.2023г. – 24.04.2023г.
- сбор и систематизация материалов.
- подбор песен военных лет для прослушивания и создания попурри военных песен, подбор фото и видеоматериалов по теме
- подготовка к выступлению в ходе праздника к 9 мая, оформление музыкального зала- разучивание песен военных лет, стихотворений;
прослушивание музыкальных произведений «День Победы», «Священная война»;
песни «Катюша»,
«У могилы неизвестного солдата», «Пусть всегда будет солнце», попурри военных песен, - просмотр презентации «Песни военных лет»
- подготовка к выступлению в ходе праздника к 9 мая:
- оформление музыкального зала
- подготовка музыкального номера с родителями.
3. Итоговый этап. 25.04.2023г. – 07.05.2023г.
- проведение утренника «Чтим Великий День Победы» с использованием песен военных лет.
- проведение совместной с родителями экскурсии к Памятному месту, возложение живых цветов;
- оформление проекта.
- проведение утренника «Чтим Великий День Победы»» с использованием песен военных лет.
В ходе проекта мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.
Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.
Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.
Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.
Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.
Много песен о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Они тоже сыграли заметную роль в жизни нашего общества.
В результате проделанной работы дети познакомились с историей создания нескольких песен. Военных песен очень много и появляются каждый год новые песни потому, что люди помнят о героях, об их подвигах, о славной победе.
А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.
В результате реализации проекта, был отмечен положительный результат:
Дети:
- Имеют представления о Великой Отечественной войне;
- Заинтересованность детей в истории Великой Отечественной Войны;
- Дети ближе познакомились с песнями военных лет, узнали историю их создания, авторов;
- Замотивированная активная речевая деятельность детей, расширение активного словаря;
- Они знакомы с произведениями поэтов, композиторов, писателей и художников на военную тематику;
- Дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.
Родители:
- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, через совместную деятельность;
- Желание продолжать сотрудничать с педагогами и участвовать в жизни группы;
Педагоги:
- Метод позволил изменить стиль работы с детьми,
- Повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность,
- Вовлечь родителей в образовательный процесс,
- Создать предметно – пространственную среду в соответствии с тематикой проекта.
Список использованной литературы:
- Бирюков Ю. Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.
Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/ Сост. А. Е. Луковников. – М., 1975.
- Галицкая И. А., Метлик И. В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009, №10, с. 36-46.
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. М. : «Просвещение», 1975. – 256 стр.
- Ушакова Л. П. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», «Детство – Пресс», 2013.