Hина Церенова
Творческий проект «Неизведанное рядом»
Название проекта : «Неизведанное рядом»
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Актуальность проекта
Передача готовых знаний о мире – далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Цель проведения совместных со взрослыми экспериментов – это дать ребенку возможность самому открыть что-то новое. Ребенок познает радость открытия нового, узнает необычные свойства привычных предметов, этим самым расширяет свои представления о мире. Преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, он развивает волю, терпение и способность отстаивать свое собственное мнение.
Публикация «Творческий проект „Неизведанное рядом“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а все, что они усвоили от взрослого, затем становится достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
На основании вышеизложенного и с целью повышения познавательно-исследовательской активности детей, нами был разработан данный проект.
Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в развитии познавательно – исследовательских способностей дошкольников, мышления, воображения и коммуникативной компетентности.
Проблема: У детей слабо развита способность получения информации о новом объекте в процессе его исследования.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели и родители воспитанников
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
По характеру участия ребё нка: ребёнок – субъект проектирования
Продолжительность проекта : долгосрочный (с 01.09.2020 по 31.05. 2021)
Цель: привлечение детей и родителей к проблемам развития познавательных способностей детей через совместное с родителями экспериментирование.
Задачи:
1. Формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
3. Расширение перспектив развития поисково–познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Содействовать развитию у детей познавательных способностей и познавательной деятельности, расширение кругозора детей.
5. Объединить детей и взрослых общим делом – в процессе проведения домашних опытов
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы основы диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей).
- Дети приобретут собственный познавательный опыт.
- Посредством осуществления совместной поисковой и исследовательской деятельности, сотрудничества и соавторства педагог – ребенок – родители произойдет сплочение детско–родительского коллектива.
Этапы проведения проекта :
Подготовительный этап:
- Анкетирование родителей на тему «Ваше отношение к поисково – исследовательской активности детей»
- Консультация для родителей «Практические рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях».
Практический этап:
- Проведение опытов и экспериментов (домашнее задание) по рекомендациям педагога.
Заключительный этап:
- Оформление фотоальбома «Странички юного исследователя»
- Создание картотеки экспериментов и опытов для детей старшего дошкольного возраста.
Предварительная работа:
- Поиск необходимого материала по теме
- Организация и проведение опытов и экспериментов по темам: «Такое разное стекло», «Превращения бумаги», «Вода, вода – кругом вода», «Невидимка воздух» и др.
- Дидактические игры на закрепление свойств предметов и объектов природы.
Роль родителей в реализации проекта
- Сбор информации по теме проекта
- Участие в анкетировании
- Участие в создании фотоальбома
- Усвоение материала из консультаций и применение его на практике
Продукт проектной деятельности
Создание фотоальбома «Странички юного исследователя»
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
Модель реализации проекта
Направление работы Содержание деятельности Срок исполнения
Педагогическая деятельность (подготовка к проекту) Изучение методической литературы.
Составление плана проекта.
Подбор опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
01.09.2020 – 01.10.2020
Педагогическая деятельность с детьми
«Овощи – фрукты» - познакомить детей с приготовлением сока из яблок, моркови и апельсина с использованием различных средств: терки, ситечка, соковыжималки, блендера (на выбор). В процессе приготовления выделять и называть признаки: сладкое, кислое, сочное, круглое, твердое и т. п.
Результат – получение и дегустация сока.
«Дерево» - расширять представления о свойствах древесины, учить самостоятельно определять свойства и качества дерева: твердое, прочное, плавает, горит и т. п. Показать детям, как люди используют дерево и его свойства.
Результат – дети сделают вывод: дерево твердое, прочное, не тонет, горит.
«Воздух» - выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха. Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения огня.
Результат – опытно-экспериментальным путем дети выявят некоторые свойства воздуха. Итоговое занятие по познавательному развитию «Важный невидимка»
«Стекло» - познакомить детей со свойствами стекла.
Опыт «Родственники стекла» - узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства.
Сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта: прозрачность, теплопроводность, водонепроницаемость.
Результат - итоговое занятие по познавательному развитию «В мире стекла»
«Вода» - дать представление о свойствах жидкостей: способность растворять вещество, пропускать или рассеивать свет и т. п. Опыты: «Сравнение плотности соленой и чистой воды», «Диффузия воды» (смешивание воды с другими жидкостями, «Очищение воды с помощью угольного фильтра», «Прозрачность воды», ««Разноцветные льдинки» - познакомить с двумя агрегатными свойствами воды – жидким и твердым, выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).
Результат – самостоятельная опытно-экспериментальная деятельность детей.
«Живая природа. Растения» - опыты: «Куда тянутся корни?» - установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды; «Много – мало» - выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.
Результат – самостоятельная опытно-экспериментальная деятельность детей.
«Живая природа. Растения» - опыты: «Куда тянутся корни?» - установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды; «Много – мало» - выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.
«Магниты, магнетизм» - опыты: «Необычная картина» - объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины, «Полярное сияние» - понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.
«Яйцо» - расширить представления детей о физических свойствах предмета (яйца). Познакомить со строением яйца: желток, белок, скорлупа. Учить находить сходства и отличия у сырого и вареного яйца путем экспериментальных действий (с применением метода наглядного моделирования, включающего, рассматривание схемы «От яйца до курицы»)
«Земля. Космос» - опыты: «Далеко – близко» - познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха; «Чем ближе, тем быстрее» - узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.
«Звук» - опыты: «Спичечный телефон» - познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние; «Звуки в воде» - выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела); «Почему комар пищит, а шмель жужжит» - выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). Сентябрь 2020
Октябрь 2020
Ноябрь 2020
Декабрь 2020
Январь – февраль 2021
Март 2021
Апрель 2021
Май 2021
Работа с родителями Участие родителей в анкетировании «Ваше отношение к поисково – исследовательской активности детей»
Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования картотеки экспериментов и опытов.
Участие в оформлении фотоальбома «Странички юного исследователя» На протяжении всей реализации проекта
Литература
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 – 7 лет. Воронеж,2014,
151 с.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ Сфера, 2015, 192 с.
3. Иванова А. И. Методика организации экологических опытов и экспериментов в детском саду. М. : 2019, 56 с.
4. Прохорова М. И. организация экспериментальной деятельности дошкольников. М. : АРКТИ, 2015, 64 с.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие». СПб, 2007, 128 с.
6. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха. – Агентство образовательных сотрудничеств, 2007, 48 с.
Анкета для родителей
«Ваше отношение к поисково – исследовательской активности детей»
Уважаемы родители! Нам необходимо знать Ваше мнение по данному вопросу, поэтому предлагаем Вам ответить на ряд вопросов.
- Знаете ли вы, что в группе дети занимаются опытно – экспериментальной деятельностью?
• Да
• Нет
• Не знаю
- Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду, дома? Если да, то, как часто?
• Часто
• Редко
• Всегда
• Никогда
- Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем именно?
___
- С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
___
- Принимаете Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то, какое?
___
- Если ребенок достигает какого-либо результата в экспериментировании, делится ли он с Вами своими открытиями?
• Да
• Нет
• Иногда
- Какая педагогическая помощь от воспитателя в организации поисково-экспериментальной деятельности в домашних условиях Вам требуется?
___
Спасибо за сотрудничество!
Результаты анкетирования родителей
В анкетировании принимали участие 17 человек (90%).
Анализ результатов анкетирования позволил сделать вывод, что большинство родителей мало уделяют внимания поисково-исследовательской активности своих детей. 40% опрошенных занимаются дома экспериментированием по просьбам детей, но 60% родителей не принимают участия в экспериментальной деятельности или принимают участие как сторонние наблюдатели.
Таким образом, можно констатировать, что родители, в основном, ориентируются на инициативу ребенка для проявления исследовательской активности.
Именно поэтому, необходимо активно привлечь родителей к работе над проектом «Неизведанное рядом» и изменить их мнение о значении опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка-дошкольника.
Памятка для родителей
Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей
к познавательному экспериментированию.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Нельзя
Не следует отказываться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастных к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также его неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это? Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Нужно
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять ребенку возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Консультация для родителей
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Детское экспериментирование – один из ведущих видов деятельности дошкольников. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Начиная с самого раннего детства, ребенок исследует и познает окружающие его предметы. Малыш изучает мир как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, педагоги, сами того не желая и не замечая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время и ему уже совершенно не интересно, почему с деревьев падают листья, где прячется радуга, почему идет дождь или снег, для чего на небе луна, откуда прилетает ветер и многое другое.
Для того, чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Задача взрослых – не пресекать, а активно развивать исследовательскую деятельность детей. опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ему приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойств и связи, недоступные при непосредственном воспитании. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
В процессе исследовательской деятельности идет развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулируют развитие речи. У ребенка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера, его творческие способности. Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.