Прасолова Евгения Владимировна
Творческий проект «Семья. Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение города Омска
«Детский сад №26 общеразвивающего вида»
Творческий проект на тему :
«Семья. Семейные традиции»
Разработал: Прасолова Евгения Владимировна
Воспитатель старшей группы «Радуга»
Омск, 2017г.
Актуальность
Публикация «Творческий проект „Семья, Семейные традиции“» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Семья – семь-Я. Семья – это самое дорогое, что может быть у человека. Любовь к своей Родине начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – маме, папе, сестре, брату, бабушке, дедушке. В своей жизни ребенок с восхищением видит перед собой, воспитание, любовь, которое он получает в семье. История и семейные традиции своей семьи, вызывает у детей сильные эмоции, накапливаются впечатления для дальнейшей жизни, чтобы с интересом относится к своему родословному древу.
В современном быстро меняющемся мире и своей занятостью, мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим дорогим и любимым, которые нас окружают.
Огромное значение имеет взаимодействие с родителями, участие их в семейных традициях и родственных отношениях. Поэтому, разнообразная совместная деятельность в триаде «педагоги – родители – дети» стимулируют понимание родителями своих детей – работа над проектом имеет большое значение в развитии личности ребёнка укрепления и развития детско – родительских отношений, где задействованы не только различные внешние факторы, окружение. Мы, педагоги, родители должны помочь детям понять значимость семьи, любовь и уважение, углубить представления о семье и ее истории.
Таким образом – сохраняя семейные ценности, возрождаем вместе традиции!
Проблема:
У детей нет представления о понятиях: семья, близкие родственники. нет полной информации о истории своего рода и семьи. Дети в затруднении с ответом – «Зачем семья»? Возможно, не каждый родитель осознает актуальность данной проблемы и не знаком с методами и средствами ее решения. В этом и необходимость создания и реализация проекта «Семья. Семейные традиции». Для возрождения полноценной семьи с традициями, ценностями.
Цель:
Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных ценностях, традициях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, взаимопомощи.
Задачи проекта :
- Углублять представления ребенка о семье и ее истории;
- Обогащение словарного запаса детей новыми терминами, развитие связной речи, творческих способностей;
- Воспитывать уважение, любовь и повышение престижа семьи;
- Развивать интерес, создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи;
- Создание благоприятной среды, обогащения опытом совместной творческой деятельностью, общения между детьми, родителями и педагогами.
Ожидаемый результат:
Уважение к традиционным ценностям, повысится уровень знаний о семье, традициях, родственных отношениях, семейных ценностях.
Участие родителей в социально - педагогических ситуациях, связанных с воспитанием детей.
Тип проекта : краткосрочный, групповой, информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников);
Творческий (дети играют, составляют рассказы, поют, знакомятся с историей своей семьи). Участники проекта : дети старшей группы «Радуга», родители, воспитатель.
Возраст детей 5-6 лет.
Материал и оборудование:
Художественная литература, стихи, рассказы: Е. Григорьева «Бабушка», А. Чурбанов «Мой дедуля», Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Драгуновский «Похитетель собак», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», Е. Серова «Папа дома»,чтение сказок «Красная шапочка», «Колобок», «Теремок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
DVD Диск: «Профессии моих родителей» «Права и обязанности в семье», «Что я знаю о своём родном городе Омске», музыкальные произведения «Нынче у родителей дел полно опять», «Любимый дедушка», «Папа может, папа может все что угодно».
Семейные фотоальбомы;
Атрибуты к сюжетно - ролевым играм «Выходной день в семье», «Уборка в квартире»; «Моя семья», «Семейный праздник», «Семейный пикник», «В деревне у бабушки», «С дедушкой на рыбалке», «Повар», «Дом», «В гостях», «Ветеринарная лечебница» и др.
Иллюстрации по темам бесед, рассказам.
Срок реализации с 6 февраля по 6 марта 2017 года
Последовательность осуществления совместной деятельности:
Личностно - ориентированный подход по принципам:
Последовательность (новая ступень в обучении ребенка опирается на опыт в прошлом);
Самоактуализация (в каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей);
Индивидуальность (необходимо не только учитывать индивидуальные особенности обучающихся и педагогов, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию);
Субъектность (следует помочь детям стать подлинным субъектом жизнедеятельности в детском саду, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта);
Выбор (без выбора невозможно развитие индивидуальности и способностей детей. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса);
Творчество и успех (благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности);
Доверие и поддержка (вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля);
Наглядность (дети видят, слышат и реализовывают свои познания);
Деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
Интеграция всех видов детской деятельности реализующихся в образовательном процессе;
Возрастная адресность (содержание работы используется с усложнением в соответствии возрастными особенностями детей).
Предполагаемый результат проекта
За время реализации проекта «Семья. Семейные традиции» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
Работа по реализации проекта
(1этап постановка проблемы)
Для родителей подготовили опрос на тему: «Как развита фантазия у вашего ребёнка». Педагог предлагает детям в игровой форме рассмотреть фото и иллюстрации о семье, членах семьи и ответить на вопросы.
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как вы думаете, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта. Разработано совместная деятельность взрослого детей. Составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап (подготовительный)
При разработке совместной деятельности взрослого и детей: создана игровая - развивающая среда, подобран методический и наглядный материал (иллюстрации, художественная литература о семье, энциклопедия, словари, фото из семейного архива);
Задание родителям и детям (прочитать совместно и обсудить) : познавательные передачи, словари, энциклопедии, книги «Семья. Семейные традиции», «Семья глазами ребенка» и др.
Самостоятельная деятельность: чтение литературы о семье, рассматривание картинок разных эпох, фото, слушание песен.
3 этап (основной)
Было проведено с детьми:
Беседы на тему: «Традиции нашей семьи», «Права и обязанности в семье», «Что я знаю о своём родном городе Омске», «Путешествие в другую страну» или «В каких странах вы побывали с родителями», «Военные учения», «Кто должен служить и почему?», «Профессии моих родителей», «Что есть в нашем городе для детей»; «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»;
Дети составляли творческие описательные рассказы: «Моя семья самая хорошая», «Моё любимое домашнее животное», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха»;
Заучивали стихотворение : Е. Благинина «Посидим в тишине», м. Садовский «Песня о маме», А. Стариков «Мама и родина очень похожи»;
Обсуждение пословиц и поговорок о семье;
Художественно - изобразительной деятельности отразили впечатления в рисунках и аппликациях.
Полученные знания закрепляли: речевыми и дидактическими играми, сюжетно – ролевыми играми.
4 этап (заключительный)
В результате работы над проектом планируется :
- Рисунки «Портрет мамы», «Портрет папы, дедушки», Подарок «Маме», «Бабушке»;
- Обучение составлению «Генеалогического древа»;
- Конкурс для пап и дедушек - изготовление кормушек для птиц;
- Уметь находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме (с использованием литературы, интернета и др.).
- Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о семье и традициях.
Этапы реализации проекта :
1 этап (подготовительный)
- Изучение знаний родителей и детей по данному направлению;
- Пополнение знаний воспитателя о семье и традициях, ценностях истории семьи;
- Планирование работы, выбор форм и методов;
- Подбор оборудования и материалов для работы с детьми.
2 этап (практический)
- Совместная работа взрослого и детей;
- сотрудничество в триаде «педагоги – родители – дети».
3 этап (оценочный) содержит диагностику знаний детей о семье и традициях, родословной, истории своей семьи.
Таким образом, в результате совместной проектной деятельности дети выявили и обобщили новые знания о семье. Совместная деятельность родителей и детей способствовала расширению кругозора детей, укреплению взаимоотношений в семьях, воспитанию уважения, доброты, любви.
Этапы реализации проекта.
Совместная деятельность взрослого и ребенка.
Таблица 1
Образовательная область Виды деятельности
Игровая деятельность • Подвижно – дидактическая игра «Назови родственников»;
• Дидактические игры «Чем можно порадовать маму», «Передай свое тепло, стоящему рядом», «Угадай профессию», «Поищем и найдем волшебные слова», «Поиски добрых слов», «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».
• Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»; «Семейный праздник», «Семейный пикник», «В деревне у бабушки», «С дедушкой на рыбалке», «Повар», «Дом», «В гостях», «Ветеринарная лечебница»;
• Театрализованные игры: «Фея», «Теремок», «Колобок», «Красная шапочка»;
• Строительные игры «Дом для друзей»
• Инсценировка «А у нас сегодня день особый»;
• Оформление выставки на тему: «Во что играли наши бабушки».
Социально- коммуникативное развитие
• Упражнение «Дом», «Семья»,
• Наблюдение детей за членами семьи : что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге;
• Знакомство с семейными ценностями;
• Просмотр семейных фотографий;
• Беседа на тему: «Традиции нашей семьи», «Права и обязанности в семье», «Что я знаю о своём родном городе Омске», «Путешествие в другую страну» или «В каких странах вы побывали с родителями».
• Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Выходной день в семье», «Уборка в квартире».
• Игры – ситуации «Как помочь в семье», «Мамы разные нужны», «Поможем маме постирать белье».
Речевое развитие • Составление творческих рассказов на тему : «Моя семья самая хорошая», «Моё любимое домашнее животное», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха»;
• Беседы на тему: «Профессии моих родителей», «Что есть в нашем городе для детей», Разучивание стихов, песен о маме, бабушке, семье;
• Знакомство с пословицами и поговорками о семье;
• Развлечение посвящённого «8 Марта»;
Инсценировка «Помощь маме».
Физическое развитие и здоровье • Беседа на тему: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»;
• п/и «Перенеси предметы», «Пустое место», «Удочка», «Мы веселые ребята», «Кто лучше прыгнет», «Перебежки»;
• Рассказы детей о семейных развлечениях : в бассейн, катания на лыжах, коньках, санках;
• Игры эстафеты «Бег с препятствием»;
• Участие в городских марафонах «Мы – спортивная семья».
Познавательное развитие
• Фотовыставка «Семейные увлечения»;
• Изготовление подарков для мам и бабушек к празднику «8 Марта»;
• Знакомство с «Семейным бюджетом» или «Откуда берутся деньги в нашей семье?»;
• Коллективная работа (аппликация) «Дерево наших сердец»;
• Беседа «Военные профессии», «Военные учения»;
• Встреча с Защитниками Родины»;
• Беседа: «Международный женский день»;
• Выставка «Бабушкин сундучок», предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек;
• Интеллектуальная игра «Умники и умницы» -«Моя родословная».
Художественно – эстетическое развитие
• Художественное творчество : «Моя любимая семья», «Мамин портрет», «Дома на нашей улице».
• Чтение художественной литературы: стихи, рассказы: Е. Григорьева «Бабушка», А. Чурбанов «Мой дедуля», Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Драгуновский «Похитетель собак», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово»,Е. Серова «Папа дома». Чтение сказок «Красная шапочка», «Колобок», «Теремок»,«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
• Беседа «Международный женский день»;
• Оформление родительского стенда к празднику «8 Марта»;
• Семейный праздник «Учимся играя»
Взаимодействие с родителями
• Встречи: рассказы родителей о своей профессии;
• Опрос на тему: «Как развита фантазия у вашего ребёнка»;
• Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной»;
• Фотовыставка: «Счастливый выходной день», «Семейное хобби, увлечение, традиция»;
• Конкурс для пап и дедушек - изготовление кормушек для птиц;
• Обучение составлению «Генеалогическое древо семьи»;
• Родительское собрание - круглый стол «Сундучок семейных традиций».
Ожидаемый результат:
- Проявление интереса детей к истории своей семьи, традициям;
- Развитие умений у детей продуктивно взаимодействовать;
- Уметь предлагать варианты решения поставленных задач;
- Развитие коммуникативных навыков при ролевом взаимодействии;
- Самостоятельная работа с разными источниками информации (мультимедийная система, литература, иллюстрации, интернет и др.).
ВЫВОД:
За время реализации проекта «Семья. Семейные традиции» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, ценностях и о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Благодаря этому проекту укрепится детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, в том, что вместе с семьей будет познаваться и осваиваться не только новое, но и возможность активно трудиться в триаде «педагоги – родители – дети», где при взаимной любви родителей и детей, старшего и младшего поколения позволит чувствовать свою ценность. Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека. Достижение ребёнком его положительных качеств, способностей. Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка. Практическое освоение знаний психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка через проекты, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы.
Список использованной литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ. 2005 – 256с.
2. Борцова Л. В. Омское Прииртышье: программа для дошкольных образовательных организаций/ авт. – сост. : Борцова Л. В., Гаврилова Е. Н., Зенова М. В., Чернобай Т. А. и др. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014.- 32с.
3. Вераксы Н. Е, Комарова Т. С, Васильева М. А. Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы». старшая группа/ авт. - сост. Н. Н. Черноиванова, Н. Н Гладышева. - Волгоград: Учитель, 2015. – 351с.
4. Вераксы Н. Е, Комарова Т. С, Васильева М. А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы. 3-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368с.
5. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5 -7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 192 с. (Детский сад с любовью).
6. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты заданий. авт. – сост. / Подопригора С. П., Савельева О. В., Полынова В. К., Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Спб. : ООО Издательство: «Детство-Пресс», 2015. – 192с.
7. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.
8. Зигуненко С. Уникальный иллюстрированный толковый словарь пословиц и поговорок для детей. Более 2000 пословиц и поговорок. АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, Издательство «РОСМЭН», Издательская группа АСТ, 2010. – 206 с.
9. Петрова В. И., Стульник Г. Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет – М. : Мозайка – Синтез, 2015.- 80с.
10. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5 - 7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2010. – 256с. - (Развиваем речь).
11. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 288с. – (Развиваем речь).
12. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (библиотека воспитателя)