Наталья Фомина
Творческий проект «Мы любим сказки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект «Мы любим сказки»
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели.
Тип проекта : по доминирующему методу- игровой, творческий; по длительности- долгосрочный.
Актуальность:
Публикация «Творческий проект „Мы любим сказки“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
В процессе работы с дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.
Работая с детьми средней группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому для углубленной работы необходимо применять новые технологии, направленные на развитие связной речи детей дошкольного возраста. В связи с чем у меня возникла мысль посвятить работе со сказкой, так как разные приемы и методы работы со сказкой помогают обогатить связную речь детей.
Цель: развивать связную речь детей посредством составления сказок.
Задачи:
- Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
- Развивать у детей мышление и творческое воображение.
- Развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
- Познакомить детей с приемами фантазирования.
-Научить определять приемы фантастического преобразования в сказках.
-Научить самостоятельно придумывать фантастические объекты.
Обеспечение методической литературой:
1. Т. Н. Доронова, В. В. Гербова и др. «Программа и руководство «Радуга» для воспитателей средней группы», М. Просвещение, 1994г.
2. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», Издательство Фолио, Москва, 2000г.
3. Т. А. Сидорчук, Н. П. Хоменко ТРИЗ «Технологии развития связной речи дошкольников» (методическое пособие для педагогов дошкольного учреждения, «004г.
Материально- техническое обеспечение:
Альбомные листы, карандаши, акварельные краски, игрушки, картинки.
Предполагаемый результат:
У детей будет развита связная речь посредством составления сказок; у детей обогатится активный словарь; дети научатся фантазировать, сочинять сказки.
Гипотеза:
У детей развита связная речь, обогатился активный словарь, у детей развита творческая фантазия, воображение, дети научились сочинять сказки.
Методы проекта : игра, упражнение, метод «каталог», художественная литература, рассматривание, моделирование сказок, составление.
Выполнение проекта
сроки и Виды работ
Ноябрь- Беседа «Что я знаю о сказках»
Декабрь-Игры, помогающие детям составлять тексты сказочного характера.
(картотека игр)
Январь-Составление моделей-схем
По знакомым сказкам
Февраль-Сочинение сказок с помощью метода «каталога»
(сочинение сказок, помещенных в книжку)
Март-Работа с «волшебной дорожкой» по составлению сказок
Апрель-Сочиняем сказки к волшебным рисункам
-Сочиняем сказки вместе с семьей
Май -Групповой праздник «По тропам наших сказок»
Приложение № 1
Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания
«Назови героя» Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку
Методические рекомендации:
Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок
ПР: Назовите мне героев-девочек (Герда из «Снежной Королевы», Женя из «Цветика-Семицветика». Вывод: героями сказки может быть девочка, но она должна быть особенной, со своими с конкретными свойствами и действиями.
«Действия героя» Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.
Воспитатель предлагает героя из сказки.
ПР: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами. ПР: жила- была, ходила, наказывала, пела и т. д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.
При затруднении детей воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок.
«Волшебник» Цель: Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы
Воспитатель предлагает поиграть в волшебников с помощью колец Луллия. На 1 кольце - изображение обычных предметов, на 2-ом - волшебники (ТПФ).
Дети раскручивают круги, выделяют сектор и рассказывают о том волшебстве, которому научился предмет. Рассказ дополняется практической значимостью волшебства, дается оценка, кому от него хорошо или плохо.
ПР: Синичка на круге встретилась с Волшебником Окаменения: «Птичка летает место, куда она сядет, становится каменным. Это хорошо, если птичка сядет на руки мальчишке, который стреляет из рогатки и плохо, если она сядет на растущий цветок». Вывод: в сказке волшебным может быть любой предмет. Волшебство может приносить добро и зло.
«Где-то, кто-то…» Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.
Работа идет либо на морфотаблице, либо с кольцами Луллия. Воспитатель на одной части выкладывает карточки с изображением героев, на второй - с изображением места, где это может происходить.
Пересечение объекта и места позволяет ребенку представить сказочную ситуацию и стимулирует его творчество.
ПР: как Иванушка попал в подземелье. Как он будет оттуда выбираться, кто ему может помочь и т. д.
«Парад волшебников времени» Цель: Учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени
Воспитатель показывает волшебные часы, на цифрах которого сидят разные волшебники времени. На стрелке часов помещается картинка с изображением какого-либо объекта. Ребенок раскручивает стрелку, и указанный Волшебник преобразует объект.
ПР: Стрекоза встретилась с Волшебником Остановки Времени. Она будет вечно энергичной, молодой, даже через много сотен лет.
«Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз» Цель: учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.
Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку.
ПР: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали запах сажи, шерсти волка, кипящей воды.
Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке, Волшебник Ухо (представление возможных звуков, озвучивание мыслей, Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.
«Сказочные слова» Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.
Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь», Сивка-бурка, вещая каурка… и т. д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т. д.).
«В какой сказке?» Цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу
Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат.
ПР: Воспитатель говорит «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Дети вспоминают, как Герда с помощью других героев нашла Кая, а деньги принцессы ей в этом не помогли.
Составитель: Фомина Н. А.