Наталья Янина
Творческий проект «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.
Задачи проекта :
- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
Публикация «Творческий проект „Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
- формировать навыки культурного речевого общения;
- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Тип проекта : педагогический, творческий, практический для детей старшей группы (5-6 лет).
Участники проекта : Воспитатель, дети старшей группы №3 и их родители.
Срок реализации проекта : Краткосрочный (с 18.01.2021 по 31.03.2021г).
Автор проекта : воспитатель старшей группы №3 Янина Наталья Геннадьевна.
По доминирующей деятельности: речевой
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
Проблема: Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Актуальность: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»
(Аристотель).
Актуальность:
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
На сегодняшний день –образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольного возраста –явление очень редкое.
1. Недостаточный словарный запас детей.
2. Бедная диалогическая речь.
3. Неспособность построить монолог.
4. Недостаточно развиты психические процессы.
5. Неумение детей выделять главное в повествовании, последовательно излагать
основные действия и события.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания, активизируют речевую деятельность, развивают мышление и воображение.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.
Пути реализации:
- Работа с мнемотаблицей по теме «Времена года»,
-занятия;
-беседы;
- Пересказ сказки «Рукавичка» по мнемотаблице;
- дидактические и подвижные игры;
- Составление загадок. Отгадывание мнемозагадок;
- игровые ситуации;
- заучивание стихов на тему «Зима», с привлечением родителей (мнемотехника);
- консультации для родителей;
- составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблиц по загадкам;
- составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице;
- индивидуальные беседы с родителями.
Ожидаемые результаты:
Улучшение показателей связности речи;
У детей сформированы умения говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
Родители проявили большой интерес к теме проекта.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный
1. Изучение научно – методической литературы по данной теме.
2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.
3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц).
4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.
5. Обсуждение проекта вместе с родителями.
6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.
7. Участие в анкетировании.
Основной
Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками – символами;
- Учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами.
- Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа;
- Использовать мнетаблицу при закреплении материала по лексической теме.
- Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.
- Заучивание коротких текстов скороговорок, чистоговорок при автоматизации звука.
- Для закрепления полученных знаний изготовить с детьми альбомы по пройденным темам с рассказами и подбор материала к проекту с рисунками.
Заключительный
Оформление выставок детско-родительских работ, презентация проекта. Оформление наглядной информации в родительском уголке. Проведение открытого занятия.
Перспективный план по познавательно-речевому развитию
для детей старшей группы №3
Дата Дети Родители Педагоги Примечание
13.01 Заучивание физминутки «Снеговик» по мнемотаблице. Приложение № 1
20.01 Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием мнемотехники (приложение Приложение № 2
25.01 Анкетирование родителей «Мнемотехника» Приложение № 3
03.02 Работа с мнемодорожками по теме «Времена года. Зима». Приложение № 4
10.02 Составление загадок с помощью мнемотаблиц. Приложение № 5
15.02 Консультация для родителей
Мнемотехника - искусство запоминания Приложение № 6
13.03 Составление дома детьми с родителями мнемотаблиц (по желанию) Приложение №7
10.03 Работа с мнемодорожками «Пословицы и поговорки» Приложение №8
03.03 Консультация для педагогов
«Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы) Приложение № 9
24.02 Пересказ сказки «Рукавичка» по мнемотаблице Приложение №10
24.03 Открытое занятие «Ранняя весна» Приложение №11
Результативность:
-Дети активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
-Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.
-Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
-Появился интерес к заучиванию стихов;
-Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.