МААМ-картинки

Творческий проект «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Наталья Янина
Творческий проект «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель проекта : развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.

Задачи проекта :

- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;

- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

Публикация «Творческий проект „Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников“» размещена в разделах

- формировать навыки культурного речевого общения;

- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Тип проекта : педагогический, творческий, практический для детей старшей группы (5-6 лет).

Участники проекта : Воспитатель, дети старшей группы №3 и их родители.

Срок реализации проекта : Краткосрочный (с 18.01.2021 по 31.03.2021г).

Автор проекта : воспитатель старшей группы №3 Янина Наталья Геннадьевна.

По доминирующей деятельности: речевой

По количеству участников: групповой

Характер контактов: среди детей одной группы

Проблема: Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.

Актуальность: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»

(Аристотель).

Актуальность:

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

На сегодняшний день –образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольного возраста –явление очень редкое.

1. Недостаточный словарный запас детей.

2. Бедная диалогическая речь.

3. Неспособность построить монолог.

4. Недостаточно развиты психические процессы.

5. Неумение детей выделять главное в повествовании, последовательно излагать

основные действия и события.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания, активизируют речевую деятельность, развивают мышление и воображение.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.

Пути реализации:

- Работа с мнемотаблицей по теме «Времена года»,

-занятия;

-беседы;

- Пересказ сказки «Рукавичка» по мнемотаблице;

- дидактические и подвижные игры;

- Составление загадок. Отгадывание мнемозагадок;

- игровые ситуации;

- заучивание стихов на тему «Зима», с привлечением родителей (мнемотехника);

- консультации для родителей;

- составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблиц по загадкам;

- составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице;

- индивидуальные беседы с родителями.

Ожидаемые результаты:

Улучшение показателей связности речи;

У детей сформированы умения говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

Родители проявили большой интерес к теме проекта.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный

1. Изучение научно – методической литературы по данной теме.

2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.

3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц).

4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.

5. Обсуждение проекта вместе с родителями.

6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

7. Участие в анкетировании.

Основной

Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками – символами;

- Учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами.

- Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа;

- Использовать мнетаблицу при закреплении материала по лексической теме.

- Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.

- Заучивание коротких текстов скороговорок, чистоговорок при автоматизации звука.

- Для закрепления полученных знаний изготовить с детьми альбомы по пройденным темам с рассказами и подбор материала к проекту с рисунками.

Заключительный

Оформление выставок детско-родительских работ, презентация проекта. Оформление наглядной информации в родительском уголке. Проведение открытого занятия.

Перспективный план по познавательно-речевому развитию

для детей старшей группы №3

Дата Дети Родители Педагоги Примечание

13.01 Заучивание физминутки «Снеговик» по мнемотаблице. Приложение № 1

20.01 Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием мнемотехники (приложение Приложение № 2

25.01 Анкетирование родителей «Мнемотехника» Приложение № 3

03.02 Работа с мнемодорожками по теме «Времена года. Зима». Приложение № 4

10.02 Составление загадок с помощью мнемотаблиц. Приложение № 5

15.02 Консультация для родителей

Мнемотехника - искусство запоминания Приложение № 6

13.03 Составление дома детьми с родителями мнемотаблиц (по желанию) Приложение №7

10.03 Работа с мнемодорожками «Пословицы и поговорки» Приложение №8

03.03 Консультация для педагогов

«Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы) Приложение № 9

24.02 Пересказ сказки «Рукавичка» по мнемотаблице Приложение №10

24.03 Открытое занятие «Ранняя весна» Приложение №11

Результативность:

-Дети активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

-Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.

-Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.

-Появился интерес к заучиванию стихов;

-Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
Опубликовано: 11 апреля 2021 в 16:17
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Янина (УИ 510826) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД