Светлана Крузе
Творческий проект. Литературная гостиная «Серебряное перышко»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : Литературная гостиная «Серебряное перышко»
Тип проекта : исследовательский, творческий.
По продолжительности: долгосрочный
Срок реализации: октябрь - май
Разработчики:
Педагог по развитию речи
Крузе Светлана Владимировна.
Аннотация проекта
Актуальность
Публикация «Творческий проект, Литературная гостиная „Серебряное перышко“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка, умению фантазировать, сочинять, придумывать.
Отсюда следует необходимость приобщения детей к основам литературной культуры, умению слушать сказки, поэзию, пересказывать, анализировать, играть в рифму, сочинять стихи, участвовать в драматизации.
Основная идея проекта
Литература играет важную роль во всестороннем развитии ребенка, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Направленность проекта заключается в том, чтобы не только познакомить детей с биографическими данными и произведениями писателей, но и научить слушать и слышать, привить умение понимать суть произведений, анализировать, проникнуть в их глубинный смысл, пробудить желание к творчеству. Научить сочинять стихи.
Актуальность работы состоит в том, что сегодня дети стали мало слушать художественные произведения, большее количество времени уходит на просмотр телевизора, мультфильмов, компьютерные игры. Расширение круга чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст, становится важным средством для развития воображения, памяти, фантазии, творческих начинаний детей.
«Чтение – вот лучшее учение», - утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ребенка, необходимо развить эмоциональное восприятие, развить потребность в чтении, в книге.
Социальная проблема проекта
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Однако в Казахстане, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры.
Цель проекта.
Развивать творческие способности детей, помогать в самовыражении каждому, стимулировать интерес к духовному богатству литературы и мировой культуры, развивать эмоциональную сферу ребенка как основу формирования культуры чувств, приобщать к миру искусства, воспитывать эстетический вкус, формировать исследовательские умения и навыки общения в разных ситуациях, познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей, обучать писать стихи.
Задачи проекта.
образовательные:
- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей и поэтов.
развивающие:
- развивать интерес учащихся к исследовательской и творческой работе;
- развивать коммуникативные навыки учащихся, познавательную активность;
- развивать умение работать с рифмой
воспитательные:
- воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений.
- воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам,
Принципы реализации темы проекта
В основе подхода к обучению заложены следующие принципы:
• опора на уже имеющиеся знания и умения учащихся;
• учёт индивидуальных особенностей учащихся;
• создание условий для усвоения знаний;
• доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе реализации проекта.
Сильные стороны проекта
Наша Литературная гостиная приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы. Здесь возможен разговор «на равных», а значит, и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ребенка.
Формы и методы проекта
Для более эффективной реализации проекта предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего, это групповые занятия, так как занятия в группах помогают детям освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы, индивидуальная работа с детьми, обучение умению сочинять стихи, драматизация сказки.
По дидактическим целям и задачам обучение делится на следующие виды:
• знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов;
• творческие работы;
• игры – рифмовки, викторины.
• драматизация сказки
• Литературный вечер
• выпуск брошюры детского творчества.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
* коммуникабельность (через участие в обсуждении и анализе произведения)
* выступления на сцене, чтение стихов собственного сочинения, драматизация;
Дети должны уметь:
Слушать и слышать произведение.
Выразительно читать лирику, прозу.
Импровизировать.
Обсуждать.
Работать с рифмой.
Сочинять стихи.
Перевоплощаться в театральной постановке.
Предполагаемые результаты
1. Помогает детям оценить значимость литературы, дать личностную оценку прочитанному произведению, т. е. формирует эмоционально-значимое отношение к литературе.
2. Развивает коммуникативную активность, творческие способности через создание собственных произведений, стихов, участие в драматизации.
3. Расширяет интерес к художественной литературе.
4. Побуждает интерес к различным формам творческих работ, развивает творческие способности детей, их литературного дара; помогает в самовыражении каждому; стимулирует интерес к духовному богатству литературы, мировой культуры; развивает эмоциональную сферу ребенка как основы формирования «культуры чувств»; приобщает к миру искусства; воспитывает эстетический вкус; формирует исследовательские умения, навыки.
Критерии и показатели результативности проекта
Развитие литературно - творческих способностей детей : участие в конкурсах чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям, литературных фестивалях.
Выпуск брошюры с произведениями детей.
Практическое обоснование проекта.
Этапы и механизмы реализации проекта.
I – АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ.
Изучение научно-методической литературы, анализ существующих педагогических подходов к решению данной проблемы
Совместное планирование деятельности по реализации проекта (педагог, воспитатель, родители, дети).
Систематизация изученных и разработанных материалов, обеспечение материально- технического сопровождения проекта.
Методы и приемы: планирование, анализ, сравнение, прогнозирование, анкетирование.
II – ОСНОВНОЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ)
Использование на занятиях игр и заданий по рифмовке.
Применение технологии продуктивного чтения при работе с текстами.
Работа по драматизации.
Реализация рабочего плана проекта.
Методы и приемы: экспериментирование, проектирование, анализ, сравнение,
индивидуальная и групповая деятельность.
III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ)
Анализ реализации проекта.
Подведение итогов, определение перспективы развития проекта, презентация, литературный вечер, выпуск брошюры.
Продукт проектной деятельности : Слайд- шоу «Литературная гостиная : «Серебряное перышко»», сборник стихов детей, фотоматериал, разработки занятий.